Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:53, доклад
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность.
.
Качество
и конкурентоспособность
продукции. Система
показателей качества.
Система качества
и сертификации продукции.
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность.
Качество
продукции— это
совокупность свойств
и характеристик продукции
или услуги, которые
придают им способность
удовлетворять обусловленные
или предполагаемые
потребности.
Конкурентоспособность
– это способность
продукции (услуги) выдерживать
конкуренцию, т.е. возможность
успешной продажи на
конкретном рынке в
определенный момент
времени.
Для
оценки качества продукции используется
система показателей, которая включает
следующие группы.
1. назначения, характеризуют приспособленность изделий для использования по назначению и область их применения (например мощность двигателя, скорость, производительность станка, грузоподъемность, процент содержания полезного вещества в сырье и т. д.)
2. надежности и долговечности. Надежность — это свойство изделия сохранять технические параметры в заданных пределах и фиксированных условиях эксплуатации, например частота отказов изделия, вероятность отказа, безотказность, сохраняемость, работоспособность ). Долговечность — это свойство изделия длительно сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния, (например срок службы, ресурс работы ).
3. технологичности изделия, характеризуют эффективность конструкции машин и технологии их изготовления. К ним относятся показатели блочности и агрегатности конструкций, выражающие простоту монтажа изделия, удельной трудоемкости, материале- и энергоемкости;
4. эргонометрические, позволяющие определять удобство и безопасность эксплуатации изделий. К показателям этой группы относят степень освещенности, влажности, шума, вибрации, запыленности, расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера и рабочего места;
5. эстетические, характеризующие способность продукции удовлетворять потребность в красоте. Они определяют такие свойства продукции, как внешний вид, гармоничность, выразительность, оригинальность, красоту форм, соответствие среде, стилю, моде и т. п.
6. стандартизации и унификации, определяющие степень использования в продукции стандартизированных составных частей изделия (сборочных единиц, деталей, узлов) и уровень их унификации (конструктивной преемственности), например отношение стандартизированных и унифицированных частей изделия к общему числу частей в изделии, коэффициенты повторяемости, применяемости по типоразмерам и составным частям продукции;
7. патентно-правовые, характеризующие удельный вес отечественных изобретений в данном изделии и возможность беспрепятственной реализации продукции как в своей стране, так и за рубежом (показатели патентной защиты, патентной чистоты);
8. транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к перевозкам. К ним относятся средняя продолжительность и стоимость подготовки к перевозкам, погрузочно-разгрузочным работам, средняя материалоемкость упаковки;
9.
экономические, характеризующие затраты
на разработку, изготовление, эксплуатацию
или потребление продукции, экономическую
эффективность ее эксплуатации. К ним
относятся цена, прибыль, себестоимость,
рентабельность изделии др.
Работа
по обеспечению качества продукции
осуществляется в рамках действующей
на предприятии системы качества.
Система
качества представляет
собой совокупность
организационной структуры,
ответственности, методов,
процессов и ресурсов,
обеспечивающих проведение
определенной политики
в области качества.
Система
качества должна
обеспечивать управление качеством на
всех этапах жизненного цикла продукции.
Управление качеством
продукции — это установление, обеспечение
и поддержание необходимого уровня качества
продукции при ее разработке, производстве,
обращении или эксплуатации или потреблении
путем систематического контроля качества
и целенаправленного воздействия на условия
и факторы, влияющие на качество продукции.
ISO
9000 — серия международных
стандартов, описывающих
требования к системе
менеджмента качества
организаций.
В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.
Международный опыт
Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия.
Сертификация - это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.
В
процессе сертификации выдается документ,
называемый "сертификат
соответствия", подтверждающий соответствие
продукции всем минимальным требованиям,
установленным национальным законодательством
Основными целями сертификации являются:
1.обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;
2.подтверждение соответствия показателей качества продукции, заявленной изготовителем или продавцом, требованиям действующих законодательных актов и стандартов;
3.создание условий для участия изготовителей и продавцов продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;
4.защита рынка Республики Беларусь от
некачественной и небезопасной импортной
продукции.
Правовые основы сертификации товаров, работ и услуг устанавливает Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации".
В соответствии с указанным
законом, подтверждение
Обязательное подтверждение
Перечень продукции и услуг, подлежащих
обязательной сертификации , а также порядок
ее проведения указан в Постановлении
Государственного комитета по стандартизации
Республики Беларусь 16.12.2008 г. №60 «Об
утверждении перечня продукции, услуг,
персонала и иных объектов оценки соответствия
в Республике Беларусь», а также в соответствующих
технических нормативных правовых актах
(ТНПА). Согласно этому постановлению,
без сертификата соответствия или декларации
соответствия, на территории Республики
Беларусь запрещается реализация товаров,
подлежащих обязательному подтверждению
соответствия. Необходимые сертификаты
и декларации выдаются Государственным
Комитетом по стандартизации при Совете
Министров или по его поручению аккредитованным
органом по сертификации.
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции. Система показателей качества