Качество и конкурентоспособность продукции. Система показателей качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:53, доклад

Описание

Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность.

Работа состоит из  1 файл

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ.doc

— 39.50 Кб (Скачать документ)

.

Качество  и конкурентоспособность  продукции. Система  показателей качества. Система качества и сертификации продукции. 

     Рыночная  экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность.

      Качество  продукцииэто совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. 

      Конкурентоспособность это способность продукции (услуги) выдерживать конкуренцию, т.е. возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. 

      Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы. 

  • Обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции: объем прогрессивных видов изделий в общем. выпуске, сортность продукции, экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества.
  • Комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией.
  • Единичные, характеризующие одно из свойств продукции. Они подразделяются на показатели:
 

       1. назначения, характеризуют приспособленность изделий для использования по назначению и область их применения (например мощность двигателя, скорость, производительность станка, грузоподъемность, процент содержания полезного вещества в сырье и т. д.)

      2. надежности и долговечности. Надежность — это свойство изделия сохранять технические параметры в заданных пределах и фиксированных условиях эксплуатации, например частота отказов изделия, вероятность отказа, безотказность, сохраняемость, работоспособность ). Долговечность — это свойство изделия длительно сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния, (например срок службы, ресурс работы ).

      3. технологичности  изделия, характеризуют эффективность конструкции машин и технологии их изготовления. К ним относятся показатели блочности и агрегатности конструкций, выражающие простоту монтажа изделия, удельной трудоемкости, материале- и энергоемкости;

      4.  эргонометрические, позволяющие определять удобство и безопасность эксплуатации изделий. К показателям этой группы относят степень освещенности, влажности, шума, вибрации, запыленности, расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера и рабочего места;

      5. эстетические, характеризующие способность продукции удовлетворять потребность в красоте. Они определяют такие свойства продукции, как внешний вид, гармоничность, выразительность, оригинальность, красоту форм, соответствие среде, стилю, моде и т. п.

      6. стандартизации и  унификации, определяющие степень использования в продукции стандартизированных составных частей изделия (сборочных единиц, деталей, узлов) и уровень их унификации (конструктивной преемственности), например отношение стандартизированных и унифицированных частей изделия к общему числу частей в изделии, коэффициенты повторяемости, применяемости по типоразмерам и составным частям продукции;

      7. патентно-правовые, характеризующие удельный вес отечественных изобретений в данном изделии и возможность беспрепятственной реализации продукции как в своей стране, так и за рубежом (показатели патентной защиты, патентной чистоты);

      8. транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к перевозкам. К ним относятся средняя продолжительность и стоимость подготовки к перевозкам, погрузочно-разгрузочным работам, средняя материалоемкость упаковки;

      9. экономические, характеризующие затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, экономическую эффективность ее эксплуатации. К ним относятся цена, прибыль, себестоимость, рентабельность изделии др. 
 

      Работа  по обеспечению качества продукции  осуществляется в рамках действующей  на предприятии системы качества. 

      Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества. 

      Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукции. Управление качеством продукции — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении или эксплуатации или потреблении путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. 

      ISO 9000серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций. 

      В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право  самостоятельного выхода на внешний  рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

        Международный опыт свидетельствует  о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества  продукции требованиям нормативно-технической  документации (НТД) является сертификация. 

      Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия.

      Сертификация - это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

      В процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством 

        Основными целями сертификации являются:

       1.обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;

       2.подтверждение соответствия показателей качества продукции, заявленной изготовителем или продавцом, требованиям действующих законодательных актов и стандартов;

       3.создание условий для участия изготовителей и продавцов продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;

       4.защита рынка Республики Беларусь от некачественной и небезопасной импортной продукции.  

        

        Правовые основы сертификации  товаров, работ и услуг устанавливает Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации".

        В соответствии с указанным  законом, подтверждение соответствия носит обязательный или добровольный характер.

       

        Обязательное подтверждение соответствия  осуществляется в формах обязательной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.  

        Перечень продукции и услуг,  подлежащих обязательной сертификации , а также порядок ее проведения указан в Постановлении Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 16.12.2008 г.  №60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия в Республике Беларусь», а также в соответствующих технических нормативных правовых актах (ТНПА). Согласно этому постановлению, без сертификата соответствия или декларации соответствия, на территории Республики Беларусь запрещается реализация товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Необходимые сертификаты и декларации выдаются Государственным Комитетом по стандартизации при Совете Министров или по его поручению аккредитованным органом по сертификации. 
 

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции. Система показателей качества