Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:54, курсовая работа
Цель данной работы – установить влияние мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности на экономические показатели деятельности.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
1 – раскрыть понятие и элементы качества продукции и конкурентоспособности;
2 – выявить значение качества для обеспечения конкурентоспособности организации;
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности ……………………………………………..5
2 Технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии ………………………………………………………………………………………113 Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности …………………………………………21
Заключение …………………………………………………………………………26
Список использованной литературы ……………………………………………..29
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
|
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика организаций предприятия»
на тему 14 «Качество продукции и ее конкурентоспособность»
Преподаватель: Прошкина Л.А.
Работу выполнила:
Факультет менеджмента и маркетинга, менеджмент организации, 5 курс
№07ММБ02894
ПЕНЗА – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности ……………………………………………..5
2 Технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии ………………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………26
Список использованной литературы ……………………………………………..29
Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 28095
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе [9].
Понятие качества продукции регламентировано в РФ государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост благополучия, и работа по управлению качеством на фирме – альфа и омега для всего персонала – от руководителя до конкретного исполнителя.
Рост качества продукции – характерная тенденция в работе всех ведущих фирм мира. Качество выпускаемой продукции – основной фактор конкуренции между фирмами.
Основным средством конкурентной борьбы служит именно качество продукции, улучшение которого повышает её конкурентоспособность, расширяет рынки сбыта, дает возможность повышать цену продукции, обеспечивая при этом выгоду потребителю. Именно это обуславливает актуальность данной работы, в которой теоретические положения применены на практике.
Цель данной работы – установить влияние мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности на экономические показатели деятельности.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
1 – раскрыть понятие и элементы качества продукции и конкурентоспособности;
2 – выявить значение качества для обеспечения конкурентоспособности организации;
3 – определить технико-экономическую характеристику организации;
4 – провести анализ конкурентоспособности продукции предприятия;
5 – разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия;
6 – провести оценку экономической эффективности разработанных мероприятий.
Объектом исследования в данной работе – ООО «МИТ-ДОМ», российская мясоперерабатывающая корпорация.
Предметом исследования является качество продукции и ее конкурентоспособность.
В последние годы российский рынок колбасных изделий является динамичным и перспективно развивающимся.
Мясная промышленность занимает ведущее место в ряду отраслей, обеспечивающих проведение социально ориентированной политики в развитии экономики России. Цель такой политики должна заключаться не только в достижении высоких внутриотраслевых или финансовых показателей развития мясной промышленности, но и, в первую очередь, должна определяться необходимостью повышения уровня качества жизни населения.
1 Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности
В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. При этом уровень качества продукции выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.[10].
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов [8,10].
Качество продукции – это совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация на десять групп свойств и соответственно показателей:
1) Показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения готовой продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем оцениваемой продукции может быть выпущен или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
К группе показателей назначения относят следующие подгруппы: классификационные, функциональной и технической эффективности, конструктивные, а также состава и структуры.
2) Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из названных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Для характеристики сохраняемости – свойства изделия сохранять свои показатели в течении хранения и транспортировки. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии [4,8,10].
3) Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
4) Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
5) Эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
6) Эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Информационная выразительность определяется формой изделия и характеризуется такими единичными показателями качества, как знаковость, оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде. Знаковость изделия влияет на социально-эстетические идеи и представления общества. Наличие в форме изделий своеобразия, самобытности и других признаков отличает данное изделие от подобных и одновременно отвечает главному композиционному замыслу. Соответствие устойчивых черт формы уровню общественного и культурного развития потребителей определяется показателем качества стилевого соответствия. Свойство, заложенное в изделие и отражающее существующие эстетические взгляды общества, характеризуется показателем соответствия моде. Следует учитывать, что мода и взгляды на художественные формы изделии очень изменчивы.
Совершенство производственного исполнения изделия определяется следующими показателями качества: тщательностью покрытия и отделки поверхности; чистотой выполнения сочленений, округлений и сопрягающихся поверхностей; четкостью исполнения фирменных знаков, указателей, упаковки и сопроводительной документации, т. е. этими показателями характеризуется товарный вид изделия.
7) Показатели транспортабельности – выражают приспособленность продукции для транспортировки [10].
Количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для оценки технологичности. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без использования или потребления ее. К показателям транспортабельности относятся: средняя продолжительность подготовки продукции к транспортированию; средняя трудоемкость подготовки продукции к транспортированию; средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида; коэффициент использования объема средства транспортирования; средняя продолжительность разгрузки партии продукции из средств транспортирования определенного вида. К подготовительным операциям, предшествующим транспортированию, относятся упаковка, герметизация, погрузка, амортизация, устанавливание, закрепление и т. д.[5,10].
8) Патентно – правовые показатели – характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно – правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
9) Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции (содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатации продукции).
10) Показатели безопасности – характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции [3,4,10].
Совокупность перечисленных выше показателей формирует качество продукции.
При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.
Под конкурентоспособностью понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) данной продукции.
Таким способом, наряду с качеством, к составляющим элементом конкурентоспособности относятся также затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию (потребление) данной продукции, которые определяется как цена потребления данной продукции. Конкурентоспособность товара является более широким понятием, чем конкурентоспособность продукции, поскольку включает также показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке (например, коммерческие условия контрактов, уровень сервисного обслуживания и т.д.) [1,6,7].
В условиях рыночной экономики проблема обеспечения качества продукции предприятиями–производителями является основополагающей, поскольку качество выступает важнейшим составляющим элементом ее конкурентоспособности. Зарубежные специалисты по управлению считают, что конкурентоспособность продукции зависит на 70-80% от ее качества [2,12].
Соответственно, среди методов конкуренции преобладающими выступают неценовые методы, т.е. конкуренция, при которой упор делается на улучшение качества продукции и условий ее продажи при неизменных или слабо меняющихся ценах.
Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность