Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:05, реферат
Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами:
- появляются новые направления и тенденции в экономической деятельности промышленных предприятий, прямо влияющие на концентрацию промышленного производства;
- меняются принципы взаимоотношений промышленных предприятий и корпораций с общей институциональной системой государства;
- концентрация в промышленности осуществляется в различных технологических и организационных формах (специализация, диверсификация, комбинирование, горизонтальная и вертикальная интеграция).
Специфика нефтехимической отрасли состоит в том, что спрос на нефтехимическую продукцию становится все более динамичным. Для сохранения существующего положения на рынке предприятиям нужно постоянно наращивать объемы производства.
Высокий уровень конкуренции в химической отрасли непрерывно заставляет производителей повышать конкурентоспособность продукции путем снижения ее себестоимости и повышения качества. Для достижения оптимальных результатов предприятию нужно постоянно развиваться, обновлять мощности и расширять производство, использовать инновационные технологии и современное оборудование, а на это требуются огромные инвестиции.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии……………………………………………………….4
2. Экономические аспекты концентрации производства………………..6
3. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь……..10
4. Концентрация производства на примере предприятий химической и нефтехимической промышленности…………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19
Здесь
зависимость
А — внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции,
В — внепроизводствснные затраты;
П — полные затраты на производство и реализацию продукции.
В
западной литературе оптимальный размер
предприятия определяется сопоставлением
положительного и отрицательного эффекта
масштабов производства. Вместо оптимального
размера предприятия
Для
использования этого
3.
Концентрация и
монополизация в
экономике, их
взаимосвязь
Давно
известно, что централизация, концентрация
и монополизация как явления
в экономике тесно
В
странах с рыночной экономикой уже
давно сложилась действенная
система антимонопольного законодательства,
на основе которой государство регулирует
процессы централизации и концентрации
с целью недопущения появления
предприятий или группы предприятий-монополистов.
Наибольшее значение и распространение
получил такой показатель, как
доля фиксированного числа предприятий.
Однако она имеет один недостаток.
Этот показатель — дискретный. Он характеризует
не всю совокупность предприятий
на рынке и ее структуру, а лишь
позиции крупнейших производителей.
Поэтому за последние годы все
большее распространение
где
Н — число хозяйствующих
Величина HHI варьируется в пределах от нуля (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия). Нормальная концентрация CR 3 < 45%; HHI < 1000. Вывод. Неконцентрированный рынок.
Средняя степень концентрации: 45% < CR 3 < 70 %; 1000 <ННК 2000. Вывод. Умеренно концентрированный рынок.
Высокая степень концентрации: CR 3 > 70%, HHI > 2000. Вывод. Слабая конкурентная среда.
Где CR 3 — доля на товарном рынке или в отрасли трех крупных хозяйственных субъектов.
Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.
В настоящее время в Российской Федерации для оценки состояния концентрации производства используются следующие показатели:
Кроме
этого, организации, занимающие на рынке
доминирующее положение (более 35%), заносятся
в специальный реестр и находятся
под особым контролем государственного
органа по антимонопольной политике
и поддержке
Наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.
С
целью создания нормальных условий
для развития всех субъектов хозяйствования
и прежде всего для свободной
конкуренции между участниками
экономических отношений
В
соответствии со ст. 8 и 34 Конституции
в Российской Федерации гарантируются
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств, поддержка
конкуренции, свобода экономической
деятельности, не допускается экономическая
деятельность, направленная на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию. Организационные
и правовые основы предупреждения и
пресечения монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции
на товарных рынках, ограничения конкуренции
со стороны органов
Действие указанного закона направлено на:
•
предупреждение и пресечение со стороны
хозяйствующих субъектов
• недопущение действий по ограничению конкуренции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных органов и организации
Монополистической
деятельностью в соответствии с
Федеральным законом «О конкуренции
и ограничении
Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться в следующем: злоупотреблении доминирующим положением на рынке, совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Согласно российскому антимонопольному закону запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатов недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:
• изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
•
навязывание контрагенту
•
создание условий доступа на товарный
рынок, обмена, потребления, приобретения,
производства, реализации товара, которые
ставят один или несколько хозяйствующих
субъектов в неравное положение
по сравнению с другими
• создание препятствий доступу на рынок (выход с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
• нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
• установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
• сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
• необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или подготовки соответствующего товара (ст 5 п 1 Федерального закона от 25 05 95 № 83-ФЗ, от 09 10 02 № 122-ФЗ).
В
исключительных случаях вышеперечисленные
действия (бездействие) хозяйствующего
субъекта могут быть признаны правомерными,
если хозяйствующий субъект докажет,
что положительный эффект от его
действий, в том числе в социально-
Монополистической
деятельностью хозяйствующих
1) установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2)
повышению, снижению или
3)
ограничению доступа на рынок
или устранению с него других
хозяйствующих субъектов в
4)
отказу от заключения
5)
недопущению, ограничению или
устранению конкуренции и
В
исключительных случаях указанные
согласованные действия хозяйствующих
субъектов могут быть признаны антимонопольным
органом правомерными, если хозяйствующие
субъекты докажут, что положительный
эффект от их действий, в том числе
в социально-экономической
С
экономической точки зрения наиболее
целесообразный путь концентрации —
интенсивный, так как в данном
случае увеличение выработки продукции
достигается за счет повышения производительности
оборудования. Примеров выбора интенсивного
пути концентрации производства в химической
и ненефтехимической
Преимущество проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ можно проследить в научно-техническом развитии многих крупных нефтехимических предприятий, имеющих высокий уровень концентрации производства. Эти предприятия добились больших успехов в своей отрасли.
Примером может служить Нефтехимический заводе (НХЗ) ОАО «СИБУР-Нефтехим» в Кстове. Там были запущены в эксплуатацию две новые печи пиролиза углеводородного сырья F-120 и F-130. Пуском этих печей компания «СИБУР-Нефтехим» завершила реализацию второго этапа инвестиционной программы «2 + 3 + 4».
Данная инвестиционная программа, разработанная в 2004 году, предусматривает поэтапный ввод в эксплуатацию новых объектов на предприятиях ОАО «СИБУР-Нефтехим». В 2004 году были запущены в эксплуатацию товарно-сырьевая база сжиженных углеводородов и печь пиролиза углеводородного сырья F-110 на НХЗ в Кстове. В 2005 – 2006гг. была проведена реконструкция Завода окиси этилена и гликолей в Дзержинске и теперь запущены в эксплуатацию печи пиролиза F-120 и F-130 в Кстове. Эти события так же являются ярким примером интенсивной заводской или технологической концентрации.