Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:05, реферат
Конкуренция как основа рыночной экономики — это мощный стимул экономического роста. Главное содержание конкуренции — борьба за полное удовлетворение потребностей потребителя. Для успешного конкурентного противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому конкуренция между предпринимателями есть не что иное, как продвижение новых, более эффективных товаров и услуг, новых идей, новых разработок. Жизнь показывает, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной экономикой характеризуются более интенсивным продвижением вперед, когда результат объективно зависит не только от набора технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, риск и т.д.). Конкуренция является ключевым моментом конструкции рыночной экономики.
Конкуренция и конкурентообразующие факторы в строительстве
Конкуренция как
основа рыночной экономики — это
мощный стимул экономического роста. Главное
содержание конкуренции — борьба
за полное удовлетворение потребностей
потребителя. Для успешного конкурентного
противоборства предпринимателю необходимо
не только производить высококачественную
продукцию, но и постоянно повышать
ее технический уровень. Поэтому
конкуренция между
Основная цель
конкурирующих субъектов на рынке
строительных услуг — реализовать
свою продукцию с целью
Для достижения своих целей организация
выбрасывает на рынок новые виды продукции
и услуг более высокого качества, устанавливает
более высокую цену и стимулирует других
переналаживать свое производство, выпуская
хорошо зарекомендовавшую себя продукцию.
При этом снижаются цены, а при насыщении
рынка они стабилизируются на определенном
уровне. В условиях отсутствия спроса
на продукцию и услуги цены опускаются
ниже себестоимости. Через колебания рыночных
цен вокруг стоимости устанавливается
уровень цен, при котором наблюдается
равенство спроса и предложения. Однако
в условиях рынка конкуренция сбивает
равновесие между спросом и предложением
и создает новую рыночную ситуацию.
Существуют следующие несхожие рыночные ситуации: чистая конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Чистая конкуренция. В этой ситуации не ограничено число участников конкуренции, производящих однородную продукцию.
Чистая (абсолютная) монополия. Для нее характерно наличие одной фирмы, являющейся межведомственным производителем продукции или услуг, не имеющей к тому же близких заменителей. Фирма представляет собой всю отрасль, заблокировано проникновение в отрасль других фирм и, естественно, отсутствует дифференциация продукции.
В условиях рыночной
экономики подобные естественные монополии
находятся в собственности
Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число продавцов, которые производят дифференцированные продукты. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителей складываются неценовые предпочтения, продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, доступности товара и услуг, интенсивности рекламы и т.д. Вхождение в рынок с монополистической конкуренцией довольно легко.
Олигополия. Главная
ее особенность — небольшое
В зависимости от обстоятельства хозяйствующий субъект может использовать любую модель конкурентного поведения.
В условиях рыночной экономики различают три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, обеспечивающий (гарантирующий).
При креативном конкурентном поведении действия конкурентов состоят из системы мероприятий, направляемых на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками, — новой продукции, новых форм технологии и организации производства, новых методов распределения и сбыта и т.д. Основным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.
Приспособленческое конкурентное поведение состоит в учете инновационных новейших изменений в производстве и в попытках предупреждения действий соперников, связанных с модернизацией производства. Приспособленческое конкурентное поведение применяется в том случае, когда предприниматель не до конца уверен в своих инновационных возможностях. Поэтому он стремится прежде всего к копированию в возможно более сжатые сроки достижений своих соперников.
Обеспечивающее
(гарантирующее) конкурентное поведение
основано на стремлении предпринимателя
к сохранению и стабилизации на длительную
перспективу достигнутых
Тот или иной тип конкурентного поведения применяется предпринимателем в зависимости от методов конкурентного соперничества. В практике бизнеса обычно используются два метода конкуренции: ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция предусматривает: 1) изменение свойств продукции; 2) придание продукции качественно новых свойств; 3) создание новой (не существовавшей раньше) продукции для удовлетворения потребностей; 4) обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа, т.е. изменение квази-качества товара; 5) совершенствование услуг, сопутствующих товару, — доставка, монтаж, наладка, гарантийный ремонт и т.п.
В историческом плане конкуренция в рыночной экономике начиналась с методов ценового соперничества. Такое положение было характерно для периода свободной конкуренции, оно было обусловлено характерными признаками преобладания ведомственного соперничества над межотраслевым, неизменностью системы потребностей в течение длительного времени.
В условиях современной
эффективной конкуренции
Применение того
или иного метода конкуренции
зависит от конкретных условий от
той конкурентной стратегии, которая
разработана фирмой на определенный
промежуток времени. Конкурентная стратегия
— это концепция действий фирмы,
направленных на достижение поставленной
цели. Изначально конечной целью всякой
фирмы являлась монополизация рынка
товаров для получения
Выбор стратегии
или сочетания стратегий
Для правильного выбора стратегии конкуренции каждой строительной организации необходимо владеть методикой оценки своей конкурентоспособности, а также учитывать те существенные отличительные характеристики, которые свойственны самому рынку строительных услуг и присущим ему конкурентным отношениям. К ним прежде всего относятся: услуги в инжиниринге и строительстве, связанные как с разработкой проектов и собственно сооружением, так и с руководством строительства. Строительные фирмы могут базировать свою конкурентную стратегию как на основе специализации и концентрации, так и диверсифицируя свою деятельность; рынок строительных услуг и тесно связанный с ним рынок недвижимости, структурной занятости населения, законодательной базой; конкуренция отечественных строительных услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке и т.д.
При разработке
стратегии конкуренции
К внешним факторам прежде всего относится маркетинг (предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей строительной и ремонтно-строительной продукции), т.е. проведение маркетинговых исследований в части получения заказов на выполнение строительных работ.
Строители должны оценить свою конкурентоспособность, и эта оценка вплотную должна связываться с изучением стратегических альтернатив: ограниченный рост объемов строительных работ, цены на товары и услуги, все виды информации и т.д., а также необходимо учитывать фактор риска и фактор времени.
К внутренним факторам относятся: технология, техника, организация строительного производства и экономические факторы.
Основные задачи технологии состоят в том, чтобы получить готовый продукт с возможно более высокими качественными характеристиками при наименьших затратах производственных ресурсов, использовать новые средства труда, изменить снабжение строительными материалами и конструкциями и т.д., что оказывает наибольшее воздействие на производительность во взаимосвязи с другими факторами — профессиональными кадрами.
Техническая система обеспечивает эффективное использование основного технологического оборудования, машин и механизмов. Внедрение технических новшеств и связанные с ними изменения в технологии обеспечивают на выходе конкурентоспособную продукцию.
Организация строительного
производства позволяет рационально
использовать людей, оборудование, предметы
труда и создавать условия
для осуществления
Основные экономические
факторы, характеризующие
В оценке деятельности строительной организации по отношению к своим конкурентам весьма значимыми признаются: доля прибыли в объеме продаж продукции и услуг после вычета налогов (этот показатель рентабельности может колебаться в больших пределах и в основном зависит от принятых на уровне государства норм налогообложения), показатель чистой рентабельности (отношение прибыли после вычета налогов к собственному или используемому капиталу), показатель платежеспособности (отношение оборотных средств к краткосрочной задолженности).
Выбор оптимальных
показателей
Наиболее значимым
оценочным показателем
Данный показатель отражает реальное положение строительной организации на рынке строительных услуг.
Чтобы учесть, в какой мере возможности и опыт строительной организации соответствуют специфике торгов, представляется целесообразным рассчитать показатель, характеризующий долю работ, выполняемых собственными силами по объектам, построенным на основе тендеров.
В практике, особенно
зарубежной, для опеки
Ориентиром в данной оценке являются случаи, когда К = 1,2. При большем значении К принято считать, что у организации нет значительной заинтересованности в получении подряда, но они могут работать, если случайно выиграют тендерный торг. В этих случаях может просматриваться также сговор участников торгов.
Информация о работе Конкуренция и конкурентообразующие факторы в строительстве