Контрольная работа по "Институциональная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:44, контрольная работа

Описание

1. Методы изучения экономической теории, их характеристика.
4. Рынок, условия возникновения, функции рынка.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word с комп.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

       2. Фермер на своем поле может  выращивать картофель и пшеницу.  Если он засеет все поле  картофелем, то соберет 500т, а  если пшеницей – то 200т. Какова  альтернативная стоимость 1т картофеля  и 1т пшеницы?  
 
 
 
 
 
 
 

       3. Технология позволяет производить 2 табуретки за 1 чел./ час и 3 стола за 2 чел./ч.

       Определите:

       а) Как будет выглядеть кривая производственных возможностей бригады из 5 человек  в рамках 40-часовой рабочей недели  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       б) Как изменится кривая производственных возможностей, если трудозатраты на производство табуреток сократятся в 2 раза.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. Рынок, условия возникновения, функции рынка.

       В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется  рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.

       Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось  давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин "рынок" часто используется и сегодня.

       Рынок – это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного  обмена.

       Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая  между собой производителей и потребителей продукции.

       В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия "товарное хозяйство" и "рыночное хозяйство". В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое.

       Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:

       Общественное  разделение труда. В истории человечества известно три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной  отрасли хозяйства; возникновение  купечества. В дальнейшем стали дробиться  отрасли, постепенно углублялась специализация. Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся (сначала – внутри общины, затем – между общинами).

       Экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.

       Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

       В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

       Регулирующая  функция – наиболее важная. В  рыночном регулировании большое  значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

       Ценообразующая  функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также  благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

       Стимулирующая функция: посредством цен рынок  стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

       Распределительная функция: получаемые субъектами рынка  доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

       Информационная  функция. Рынок представляет собой  богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим  субъектам. Он дает, в частности, объективную  информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

       Посредническая  функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

       Санирующая  функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

       В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики  к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

       Реализация  отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной  экономике. В конечном счете, как  можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

       5. Изобразите кривую спроса и  предложения по данным таблицы  9.1:

       Цена, тыс. руб Объем спроса, тыс. шт. Объем предложения, тыс. шт
       10        90        30
       20        70        40
       30        50        50
       40        30        60
       50        10        70

       а) Определить равновесную цену.

       б) Если рыночная цена на единицу продукции  будет установлены на уровне 40 тыс. руб., что характерно для данного  рынка: излишки или дефицит? В  каком количестве?

       в) Если рыночная цена составит 20 тыс. руб., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? В каком количестве?

       г) Как изменится рыночное равновесие, если спрос вырастет в 2 раза при  каждой возможной цене? Изобразите графически.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       6. Эластичность спроса по доходу, коэффициент эластичности. Характеристика товара, кривая спроса на нормальный товар и товар низшего качества.

       Эластичность  спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

       Эластичность  спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

       • положительная, предполагающая, что  увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов  спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности к товарам роскоши;

       • отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения  между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;

       • нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

       Эластичность  спроса по доходу зависит от следующих  факторов:

       • от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем большее благо нужно семье, тем меньше его эластичность;

       • является ли данное благо предметом  роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;

       • от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

       Необходимо  отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или  к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

       Коэффициент эластичности спроса по доходу – это показатель эластичности спроса по доходу, посредством которого измеряется данный вид эластичности.

       Коэффициент эластичности спроса по доходу есть отношение  относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению  дохода потребителя. Он рассчитывается по формуле:

       где I – доходы потребителя; Q – объем  купленного блага.

       Коэффициент эластичности спроса по доходу используется при исчислении потребительской корзины, определении структуры потребления людей с различным уровнем доходов, расчетах степени изменения потребления того или иного блага при изменении уровня дохода и т. д.

       Знание  коэффициента эластичности спроса по доходу для тех или иных товаров  важно, например, для предприятий  розничной торговли, поскольку позволит им регулировать свои запасы и заказы таким образом, чтобы оптимально реагировать на возникающие изменения  в конъюнктуре рынка.

Нормальные  и низкокачественные товары. Кривая Энгеля

       Стандартные товары бывают трех видов:

       –              товары первой необходимости. Коэффициент  эластичности 0<µ<1; спрос на такие  товары растет медленнее роста доходов (это продукты питания, топливо, сырье);

Информация о работе Контрольная работа по "Институциональная экономика"