Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:44, контрольная работа
1. Методы изучения экономической теории, их характеристика.
4. Рынок, условия возникновения, функции рынка.
2.
Фермер на своем поле может
выращивать картофель и
3. Технология позволяет производить 2 табуретки за 1 чел./ час и 3 стола за 2 чел./ч.
Определите:
а)
Как будет выглядеть кривая производственных
возможностей бригады из 5 человек
в рамках 40-часовой рабочей недели
б)
Как изменится кривая производственных
возможностей, если трудозатраты на производство
табуреток сократятся в 2 раза.
4. Рынок, условия возникновения, функции рынка.
В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.
Первоначально
рынок рассматривался как базар,
место осуществления торговых операций.
Такое понимание рынка
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
В
современной экономической
Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:
Общественное
разделение труда. В истории человечества
известно три крупных разделения
труда: отделение скотоводства от земледелия,
выделение ремесла как
Экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.
Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.
Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
В
экономической литературе иногда выделяются
и некоторые другие функции рынка:
активизация экономических
Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.
5. Изобразите кривую спроса и предложения по данным таблицы 9.1:
Цена, тыс. руб | Объем спроса, тыс. шт. | Объем предложения, тыс. шт |
10 | 90 | 30 |
20 | 70 | 40 |
30 | 50 | 50 |
40 | 30 | 60 |
50 | 10 | 70 |
а) Определить равновесную цену.
б) Если рыночная цена на единицу продукции будет установлены на уровне 40 тыс. руб., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? В каком количестве?
в) Если рыночная цена составит 20 тыс. руб., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? В каком количестве?
г)
Как изменится рыночное равновесие,
если спрос вырастет в 2 раза при
каждой возможной цене? Изобразите
графически.
6. Эластичность спроса по доходу, коэффициент эластичности. Характеристика товара, кривая спроса на нормальный товар и товар низшего качества.
Эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.
Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:
•
положительная, предполагающая, что
увеличение дохода (при прочих равных
условиях) сопровождается ростом объемов
спроса. Положительная форма
•
отрицательная, предполагающая сокращение
объема спроса с увеличением дохода,
т. е. существование обратного
• нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.
Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:
• от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем большее благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
• является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
• от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.
Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.
Коэффициент эластичности спроса по доходу – это показатель эластичности спроса по доходу, посредством которого измеряется данный вид эластичности.
Коэффициент эластичности спроса по доходу есть отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя. Он рассчитывается по формуле:
где I – доходы потребителя; Q – объем купленного блага.
Коэффициент эластичности спроса по доходу используется при исчислении потребительской корзины, определении структуры потребления людей с различным уровнем доходов, расчетах степени изменения потребления того или иного блага при изменении уровня дохода и т. д.
Знание коэффициента эластичности спроса по доходу для тех или иных товаров важно, например, для предприятий розничной торговли, поскольку позволит им регулировать свои запасы и заказы таким образом, чтобы оптимально реагировать на возникающие изменения в конъюнктуре рынка.
Нормальные и низкокачественные товары. Кривая Энгеля
Стандартные товары бывают трех видов:
– товары первой необходимости. Коэффициент эластичности 0<µ<1; спрос на такие товары растет медленнее роста доходов (это продукты питания, топливо, сырье);
Информация о работе Контрольная работа по "Институциональная экономика"