Курс лекций по организации труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:07, курс лекций

Описание

Курс содержит 3 лекции по предмету.
Тема: Организация обслуживания рабочих мест
Тема: Формы организации труда
Тема: Проектирование и планирование организации труда!

Работа состоит из  1 файл

Тема.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

     Существуют  4 формы разделения труда:

1) технологическое; 2) функциональное; 3) профессиональное; 4) квалификационное

     Технологическое разделение труда – подразделение всех видов работ и работников предприятий соответственно на группы в зависимости от технологии выполнения. Может соуществляться:

  1. в виде предметного подетального разделения;
  2. по видам работ;
  3. в виде кооперационного разделения
  4. Функциональное разделение труда

     Технологическое разделение труда – подразделение всех видов работ и работников предприятий с соответственно на группы в зависимости от технологии выполнения.

     Технологическое  РТ может осущ. :

  1. В виде предметного подетального разделения;
  2. По видам работ;
  3. В виде пооперационного разделения;

    Функциональное  РТ – весь комплекс работ по отношению к производственному процессу подразделяется на ряд функций в зависимости от степени и характера участия в производственном процессе различных работников:

  1. Основные рабочие;
  2. Вспомогательные рабочие;
  3. Обслуживающие рабочие;
  4. Служащие (управленческий персонал);

    Квалификационное  РТ – разделение по классификация  внутри профессиональных

групп.

     Кооперация  труда – объединение отдельных  исполнителей и установление  взаимоотношений между ними для  достижения  совместной цели производства.

     С  функциональной точки зрения кооперация труда – установление производственных связей во времени и пространстве между различными обособившимися в результате РТ трудовыми процессами что обеспечивает непрерывность, ритмичность и синхронность производства.

     С  организационной точки зрения кооперация труда – объединение работников для планомерного совместного участия в одном или разных по взаимосвязям между собой трудовых процессов.

      Масштабы кооперации зависят  от:

  1. глубины РТ;
  2. уровня техники;
  3. существ. технологии;  
  4. организационного типа производства;
  5. форм РТ;
  6. формы организации производства;
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема: Организация обслуживания рабочих мест

      Под функцией обслуживания понимается  конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию производства, выполняемой соответствующими рабочими специалистами  вспомогательных подразделений и служб предприятий.

     Система  обслуживания рабочих мест и  работников представляет собой  научно обоснованный комплекс  мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тех или иных сроков обслуживания.

     Принципы формирования системы обслуживания:

1.Комплексность. 2.Рациональность. 3.Гибкость и оперативность. 4.Прогрессивность  5.Плановость 6.Предупредительность. 7.Своевременность. 8.Надежность. 9.Экономичность.

     Формы обслуживания  рабочих мест:

    1. Дежураня – вспомогательные работники вызываются на основные рабочие места по мере надобности.

    2. Планово-предупредительная – все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным планам и графикам.

     3. Стандартная форма обслуживания – обслуживание по всем или большинству важнейших функций производится по жестким временным графикам или стандартным планам, в которых предусматривается не только время обслуживания и простоев оборудования и рабочих мест, но и последовательность выполнения различных видов обслуживания, многие из которых могут совмещаться во времени

    4. Смешанная форма

  При организации обслуживания рабочего места необходимо решить 4 взаимосвязанных группы зада:

     1. Установить в каких функциях  обслуживания нуждается данное  рабочее место, его работник  и вся система рабочих мест.

     2. По каждой функции обслуживания  определить физическую норму  обслуживания, обосновать ее обьем, смену, месяц, год.

     3. Определит регламент обслуживания, его график с указанием времени,  периодичности обслуживания.

     4. Персонифицировать обслуживания – закрепить функции обслуживания за определенными подразделениями.

     Способы организации обслуживания:

     1. Децентрализованный – применяется на средних и мелких предприятиях или в условиях территориальной разобщенности предприятия,  когда функции обслуживания осуществляются непосредственно в этих подразделениях.

     2. Централизованный – на крупных предприятиях с массовым или крупносерийным типом производства, где функции обслуживания осуществляются соответствующими функциональными службами.

     3. Смешанный 

     Тема: Формы организации  труда

     Организация труда может выступать в двух формах:

1. Индивидуальная, кот. имеет след. разновидности:

    1) парное  обслуживание; 2) звено; 3) группа; 4) бригада; 5) участок; 6) цех.

2. Коллективная.

     Производственные бригады – первичный трудовой коллектив, объединяющий рабочих одинаковых или различных профессий, соответственно выполняющих общие производственные задания и несущих коллективную ответственность за результаты труда.

      Принципы организации деятельности производственных бригад:

1.Принцип согласованных  совместных усилий

2.Принцип взаимозаменяемости 

3.Проинцип специализации

4. Принцип одновременного  параллельного  выполнения определенной  работы на нескольких рабочих  местах.

5.Принцип поточности.

6.Принцип непрерывной  работы в течении нескольких  смен.

     Классификации бригад

1.По организационным  признакам

  1.1. По форме  проф-функционального разделения  бригады могут быть:

      -специализированные – объединяют  работников в одной профессии,  одного или 

       разного уровня квалификации;

      -разных квалификации, разных профессий,  а возможно и разных функций.

  1.2. По степени  разделения труда:

      - с полным разделением труда;

    - с частичным разделением труда;

      - без разделения труда и с  полной взаимозаменяемостью.

  1.3. По характеру работы:

       - технические;            - организационные.

  1.4. По характеру  обслуживания рабочей зоны:

       - стационарные;         - мобильные.

  1.5 По охвату  рабочей смены:

       - сменные бригады;   - суточные.

  1.6 По численному  составу

       - крупные;   - средние;     - малые.

  1.7 По внутриней  структуре ( укрупненные бригады):

        - двухдневные;  - трехдневные и т.д.

2. Технико-технологические:

  2.1 По характеру  технологических процессов:

  2.2 По степени  технологического разделения и коопирации труда;

        - частичные;    - полные.

3. По экономическим  признакам:

  3.1 По степени  применения элементов хозрасчета:

        - хозрасчетные;    - с частичным хозрасчетом.

  3.2 По принципу  оплаты труда:

        - использующие индивидуальные наряды;

        - работающие на один наряд;

        - с оплатой за выполнение отдельных  операций технологического процесса  или за 

           часть с данной продукции.

        - с оплатой по конечному результату  продукта.

  3.3 По принципу  распределения коллективного заработка:

         - с учетом фактически отработанного  времени;

         - по тарифному разряду и отработанному  времени;

         - по условному разряду и отработанному  времени;

         - с учетом бальной оценки;

         - по коэффициенту трудового участия или коэффициенту трудового вклада и   

            отработанного времени.

  3.4 В зависимости  от статуса бригады бывают:

         - подрядные;

       - арендные;

       - не имеющие арендных или подрядных  отношений. 
 

Тема: Проектирование и планирование организации труда!

     Требование организации труда при проектировании организации труда.

  1. Экономические требования к оборудованию.
  2. Учет требований технической эстетики к оборудованию.
  3. Требование к средствам техники безопасности.
  4. Требование к эффективной эксплуатации и обслуживания оборудования.

    Требование  организации труда  при проектировании технологических  процессов.

  1. Внедрение прогрессивных форм и методов организации труда.
  2. Наиболее полное использование производственных фондов и трудовых ресурсов.
  3. Экономия трудовых и материальных затрат, сокращение длительности производственного цикла на основе повышения производительности труда.
  4. Высокое качество выпускаемой продукции.
  5. Благоприятные условия и содержательность труда.
  6. Максимальная механизация основных вспомогательных процессов.

    Типовой проект организации  труда на участке  или цехе вкл. след. разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Разделение и кооперация труда.
  3. Обслуживание рабочих мест.
  4. Нормирование и плата труда.
  5. Условия труда.
  6. Рабочие места.
  7. Управление участком и организация труда служащих.
  8. Связь и сигнализация.
  9. Смета затрат по определению стоимости разработки и реализации решений, принятых типовом проекте.

    Карта  организации труда представляет  собой концентрированные изложения  организации труда подготовленное для конкретного рабочего места, трудового процесса, трудового коллектива и конкретного подразделения предприятий.

    При  планировании организации труда  нужно соблюдать принципы:

  1. Предусматривать комплексность планирования.
  2. Обеспечивать повышение эффективности предприятий по усовершенствованию организации труда.

    Методы  планирования организации  труда:

Информация о работе Курс лекций по организации труда