Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства. В последние 20 лет в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство заявило о себе, как о важном источнике социально-экономического роста. Если в конце XIX и середине ХХ века здесь прогнозировалась тенденция укрупнения производства и рост масштабов предприятий, то в настоящее время усилилось внимание к малым предприятиям и их роли в экономике государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..............4
1 Малое предпринимательство: его сущность, роль, субъекты
и государственная поддержка…………………………………………….…..…....6
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства……………………............6
1.2 Роль малого предпринимательства…………… ………………………….…….8
1.3 Критерии субъектов малого предпринимательства…………………………...12
1.4 Изучение государственной поддержки малого
предпринимательства в Республики Беларусь……………………………………..13
2 Технико-экономическое обоснование в производстве нового
изделия……………………………………………………………………………….20
2.1 Расчет инвестиций в основной капитал………………………………………...20
2.1.1 Состав основного капитала…………………………………………………….20
2.1.2 Расчет количества оборудования……………………………………………....20
2.1.3 Расчет величины капитальных вложений в здания…………………..............24
2.1.4 Расчет остальных слагаемых основного капитала…………………………....26
2.1.5 Расчет амортизации основного капитала……………………………………...27
2.1.6 Определение остаточной стоимости основного капитала…………………...29
2.2 Расчет себестоимости (текущих издержек) на единицу
продукции…………………………………………………………………………....30
2.2.1 Расчет затрат по статье «Сырье и материалы за вычетом возвратных
отходов»……………………………………………………………………………....31
2.2.2 Расчет затрат по статье «Покупные комплектующие изделия,
полуфабрикаты и услуги производственного характера»………………...............32
2.2.3 Расчет затрат по статье «Основная заработная плата
производственных рабочих»………………………………………………..............32
2.2.4 Расчет затрат по статье «Дополнительная заработная плата
производственных рабочих»………………………………………………..............34
2.2.5 Расчет затрат по статье «Отчисления в фонд социальной защиты
населения»…………………………………………………………………………....35
2.2.6 Расчет затрат по статье «Отчисления на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве в “Белгострах”»………......35
2.2.7 Расчет затрат по статье « Износ инструментов и приспособлений
целевого назначения и прочие специальные расходы»…………………...............36
2.2.8 Расчет затрат по статье « Общепроизводственные расходы»……………......36
2.2.9 Расчет затрат по статье « Общехозяйственные расходы»………………….....37
2.2.10 Расчет затрат по статье «Прочие производственные расжоды»…................38
2.2.11 Расчет затрат по статье « Коммерческие расходы»………………………….38
2.2.12 Формирование отпускной цены на базе издержек………………………......40
2.2.13 Расчет налогов, включаемых в цену………………………………………….41






2.3 Расчет товарной, реализованной продукции и доходов от
реализации………………………………………………………………….............42
2.3.1 Расчет товарной и реализованной продукции……………………………….42
2.3.2 Расчет прибыли от реализации………………………………………………..43
2.4 Расчет потребности в оборотном капитале…………………………………….45
2.4.1 Расчет нормированных оборотных средств по производственным
запасам……………………………………………………………………................45
2.4.2 Расчет потребности в незавершенном производстве………………………..47
2.4.3 Расчет нормативов оборотных средств и готовой продукции на
складе………………………………………………………………………………...48
2.5 Расчет показателей эффективности использования
основного и оборотного капитала………………………………………………...50
2.5.1 Расчет показателей использования оборотных средств……………………..50
2.5.2 Расчет показателей использования основного капитала…………………....52
2.6 Расчет показателей экономической эффективности проекта………………....53
2.6.1 Расчет чистого дисконтированного дохода текущей стоимости…………...53
2.6.2 Определение внутренне нормы доходности…………………………………54
2.6.3 Определение срока окупаемости инвенстиций……………………………...55
Заключение…………………………………………………………………………...58
Литература……………………………………………………………………………...60

Работа состоит из  1 файл

экономика..курсовая.docx

— 169.63 Кб (Скачать документ)

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). Не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве платёжных средств или сохранения денежных приобретений.                                                                                                    Признаки, являющиеся общепризнанными при качественной характеристике малого предпринимательства:                                                                                                                                            1) Самостоятельность предприятия.                                                                                                   2) Способность к достижению индивидуальных, особых результатов.                                                3) Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице.                                                     4) Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия,  5) Особенности его связи оказывают решающее влияние на успех предприятия.                                              6) Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем.                                                                         7) Преобладает тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий.                   8) Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.                             Малое предпринимательство может быть:

  - Производственным;                                                                                                                                                    - Коммерческим;                                                                                                                                    - Финансовым;                                                                                                                                                                                            - Консультативным.                                                                                                                                   Производственное малое предпринимательство имеет следующие видовые формы:                 а) Коммунанты — малые предприятия, которые специализируются на производстве отдель-ных узлов и компонентов, а также на их сборке.                                                                            б)  Патиенты — малые предприятия, которые специализируются на выпуске готовой конечной продукции, с использованием местных источников сырья и материалов. Чаще всего вы-пускают продукты питания, обувь, одежду.                                                                                        в) Эксплеренты — малые предприятия, которые специализируются на научных и конструк-торских разработках, на коммерческом продвижении инновационного товарного продукта на рынке, производстве и реализации пробных партий инновационных изделий.                            По характеру своего развития организации малого бизнеса разделяются на:                                          — жизнеобеспечивающие малые бизнес-организации - рентабельные организации малого бизнеса, которые обеспечивают владельцу достойный уровень жизни;                                     — Нежизнеобеспечивающие малые бизнес-организации - организации малого бизнеса, кото-рые по различным причинам недостаточно прибыльны и не обеспечивают своим владельцам необходимый уровень жизни.                                                                                                          — Быстрорастущие малые бизнес-организации — организации малого бизнеса, с высокими темпами роста и высокой рентабельностью. Ориентированы на внедрение новых технологий, расширение рынков сбыта и выход за пределы малого бизнеса.

 

 

1.3  Критерии  субъектов малого предпринимательства

 

       Субъектами предпринимательства являются: физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь; группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей. Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.                                                                                                       По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:                                      В промышленности и на транспорте - до 100 человек. В сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек. В строительстве и оптовой торговле - до 50 человек. В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек. В других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек    [1, c.10-11].  

К субъектам малого предпринимательства относятся:                                                                      - Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;                   - Микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;    - Малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включитно.                                                                                                                                                              Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.                            

1.4 Основные направления государственной поддержки малого                                             предпринимательства в Республики Беларусь

 

 

         Особенности правового  положения субъектов малого предпринимательства  регулируются Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и другим законодательством Республики Беларусь. Особенности предпринимательской деятельности иностранных граждан регулируются также законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь.                                                                                                                                Приведенная статистика развития малого предпринимательства является результатом проводимой Главой государства и Правительством Республики Беларусь политики по улучшению в стране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности.                                                                   На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей. В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году - 133 процентов, в 2012 году - 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году - до 115 процентов. [3, c.5-6].            Сдерживающими факторами в развитии малого предпринимательства, создании новых предприятий в период экономического кризиса являются:                                                             - снижение совокупного потребительского спроса на товары и услуги;                                               - высокий размер арендной платы за здания, сооружения и помещения, находящиеся в коммунальной собственности;                                                                                                                  - значительные финансовые затраты субъектов малого предпринимательства при подключении объектов к инфраструктуре.                                                                                                          В развитых экономиках малый и средний бизнес выполняет три основные функции: экономическую, социальную и инновационную. Малый бизнес занимает многие ниши в экономике, которые крупным корпорациям занимать не выгодно, либо составляет последним серьезную конкуренцию, так как он более мобилен и оперативен, способствует увеличению занятости и смягчает экономические трудности. Именно малые предприятия в первую очередь являются основными потребителями результатов научно-технического прогресса.               Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.                                       В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:                                - Право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество.                                                                                        - Защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами.                                                                - Научнотехническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;                      -  Страхование предпринимательского риска;                                                                                  - Запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).                                                                                                                                В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая на 1 октября 2010 г. включает 50 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.                                                                                        В соответствии с Положением о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2008 г. № 825, основными задачами центра являются:                                                                      - Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства,  инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат.                                                                                                                           - Создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям.                                                                                         - Введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции.                                                                                                                     - Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами.                                                                                 - Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства.                                                                   - Реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;                                           - Организация многопрофильных исследований предпринимательских структур, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.                                                                             В целях реализации основных задач центры оказывают информационные, консалтинговые услуги (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; осуществляют подготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.

За 9 месяцев 2010 года услугами центров воспользовались 49352 человека. В организованных и проведенных центрами 1043 семинарах, курсах приняли участие 24023 человека.

Из общего количества клиентов центров в указанном  периоде текущего года начинающие и  работающие свыше 1 года предприниматели  составили 30586 человек или 61,9 % от общего количества клиентов центров, безработные - 1443 человека или 2,9 %, студенты - 8064 человека или 16,3 %, другие категории граждан - 9259 человек или 18,8 %.

Деятельность  клиентов, обратившихся в центры за услугами, была связана с розничной  торговлей - 14436 человек (29,3 %), осуществлением производственной деятельности - 7617 человек (15,4 %), оказанием услуг - 5608 человек (11,4 %), строительством - 5080 человек (10,3 %), оптовой торговлей - 3487 человек (7,1 %), оказанием транспортных услуг - 2065 человек (4,2 %), не имеющие отношения к предпринимательству - 11059 человек (22,3 %)                    [12,c.45-47].                                                                                                                                                Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:                                                                                                                        - Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства «О государственной поддержке малого предпринимательства».                                                                                       - Проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке.                                                                                                                                                  -  Готовят прогнозы развития и предложения по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства и представляют их в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Беларусь;                                                                      - Организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;                                              - Обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;                                                                                                      - Создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;                                 - Готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки. [4,c.83].                                               О состоянии развития малых организаций в Республике Беларусь в 2010 году

За 2010 год  количество субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц всех форм собственности  увеличилось на 6 762 организации и  составило на 1 января 2011 г. 84 164 организации. В общем количестве субъектов  малого предпринимательства – юридических лиц 95,1 процента составляют организации частной формы собственности.                                                                                

            Рисунок 1- Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по формам собственности в 2011 году, в % к общему количеству.

На протяжении последних нескольких лет отраслевая структура  малых организаций  практически не изменяется. По итогам 2011 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 40,9 процента (диаграмма 2). В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,7 процента, транспорте – 8,1 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций. В науке и научном обслуживании осуществляют деятельность 317 микро- и малых организаций (0,4 процента от общего количества).

    Рисунок 2. Распределение субъектов малого предпринимательства юридических лиц по отраслям экономики в 2011 году, в %.   

В 2011 году удельный вес субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 12,4 процента (в 2009 – 11,4 процента). Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2011 год составила 127002,8 млрд. рублей или 28 процентов от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2010 год – 28,9 процента). В общем объеме промышленного производства удельный вес субъектов малого предпринимательства – юридических составил 9,5 процента (в 2010 – 9,1 процента).[4,c.25].                                     Объем розничного товарооборота организаций торговой сети и общественного питания субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, составил за 2011 год 14368,1 млрд. рублей, что составляет 28,2 процента от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание  (2010 год – 29,5 процента). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 46,4 процента (2010 год - 49,4), непродовольственных – 53,6 процента (2010 год - 50,6).                                                            Объем платных услуг, оказанных населению субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, составил 2190 млрд. рублей (2010 год - 1867 млрд. рублей).              По сравнению с 2010 годом в 2011 году увеличилась доля субъектов малого предпринимательства во внешнеторговом обороте и составила 33,7 процента (сальдо сложилось отрицательное в размере 638,4 млн. долларов США).

Информация о работе Малое предпринимательство