Малые предприятия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:31, контрольная работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
Систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране;
Представить систему показателей оценки состояния малого предпринимательства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;

Содержание

Введение
1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3 Проблемы малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

2.     Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

3.     Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

4.     Кредитная необеспеченность.

Сами представители  малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

1.     Недостатки налоговой системы

2.     Отсутствие оборотных средств

3.     Низкий платежеспособный спрос населения

4.     Высокая арендная плата

5.     Экономическая политика государства

6.     Недоступность кредитов

7.     Дороговизна сырьевых ресурсов

8.     Слабое развитие внутреннего рынка

9.     Высокие тарифы на перевозки.

10.  Отсутствие производственных площадей

 

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное  сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки". Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя

Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

Заключение

 

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

В первой части рассмотрена теория вопроса. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500.

Малый бизнес, или малое  предпринимательство, представляет самый  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны.

Во второй главе был  проведен анализ современных процессов  развития малого предпринимательства  в РФ. Согласно этим материалам можно  сделать следующее заключение, малый  бизнес в России растет и развивается. Все это сложилось в результате применения остаточного принципа, применяемого к поддержке малых предприятий и отсутствия внятной государственной политики.

Угнетающе действует  на предпринимательскую активность постоянно реформируемая, но все еще громоздкая и внутренне противоречивая налоговая система. Крайне негативное влияние на конкурентоспособность продукции оказывают платежи и сборы, исчисляемые с выручки от реализации товаров и услуг (налог с оборота и др.). Поэтому весьма важны разумные изменения в законодательстве, которые заложили бы четкие и стабильные рамки для текущей деятельности, а главное — для хозяйственного планирования субъектов малого предпринимательства. Не менее важно добиться, чтобы заложенные в них нормы на практике выполнялись, причем всеми и одинаково в социальном плане.

В третьей части очерчены основные направления поддержки  государственной политики в вопросах развития малого предпринимательства  и стратегические направления. В  последнее время государство  повернулось лицом к малому бизнесу, и произошли некоторые сдвиги. Но по нашему мнению необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести "инвентаризацию" ее методов. В качестве ближайших задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу. Все это должно способствовать облегчению доступа потенциальных предпринимателей к заемному капиталу для открытия и расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.

Кроме того, отнюдь не только мерами непосредственно экономической политики ограничивается роль государства в формировании благоприятной среды для развития малого бизнеса. Во-первых, государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера. Это можно продемонстрировать на деле не столько эпизодически проводимыми пышными съездами "передовиков малого бизнеса", созданием сервильных малопредпринимательских объединений, сколько привлечением их представителей в постоянно действующие органы (экспертные советы и т. п.), где они могли бы участвовать в формировании политики в области малого бизнеса.

Далее, необходимо дать простор  самоорганизации малого предпринимательства  в области кредитования и страхования, осуществления др. финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный положительный опыт. Они могли бы подставить свое "кредитное плечо" микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную кампанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

Список использованных источников

 

  1. Отчет "Основные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в 2009 году"
  2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС "Гарант".
  3. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство. Практическое руководство. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. – 103 с.
  4. Байша Ж.Ф. Предпринимательское право. – Ростов – на/Д.: Феникс, 2004. – 544с.
  5. Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2000. № 7.
  6. Брциева И. Малое предпринимательство, как экономическая категория // Экономика. № 9, 2006.
  7. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. // Эксперт, №11, 2008.
  8. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Курс предпринимательства. – М.: Финансы, 2007. – 450с.
  9. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. – М.: Новый Логос, 2000. – 56 с.
  10. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе // Российская газета, № 30, 2009.
  11. Кирсанов И. Российский бизнес на выживание. // Финансовая газета, № 2, 2009.
  12. Кожахметов, А. Богатство России – в хорошие руки. //Финансовая газета, № 27, 2009.
  13. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, № 2, 2009.
  14. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике. // Экономическая газета, № 20, 2009.
  15. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года: www.president.kremlin.ru
  16. Ежегодный информационно – аналитический доклад: www.nisse.ru

 

 

Приложение А

 

Ключевые факторы развития малого бизнеса

 

 

 

 


Информация о работе Малые предприятия в России