Методы фактического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:10, реферат

Описание

При помощи методов фактического контроля различные уровни управления получают информацию о фактическом состоянии производственной, коммерческо-сбытовой, финансовой и иной деятельности, выполнении обязательств перед бюджетом и использовании бюджетных средств по назначению.
В условиях рынка особый интерес у заинтересованных сторон вызывает информация о финансовой деятельности предприятия, ее конечном результате — прибыли или убытке. При этом экономические интересы государственных органов управления и контроля, администрации предприятия, его учредителей и работников не совпадают.

Содержание

Введение 2
МЕТОДЫ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ:
1.Инвентаризация 3
2.Перевешивание и перемешивание 5
3.Контрольный замер 6
4.Осмотр территории и имущества 7
5.Изъятие образцов 8
6.Контрольный запуск сырья (материалов) в производство
9
7.Анализ качества сырья, материалов и готовой продукции
9
8.Контрольная покупка 12

Работа состоит из  1 файл

Методы фактического контроля.docx

— 57.31 Кб (Скачать документ)

      Содержание

Введение 2

МЕТОДЫ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ:

1.Инвентаризация 3

2.Перевешивание  и перемешивание 5

3.Контрольный  замер 6

4.Осмотр территории  и имущества 7

5.Изъятие образцов 8

6.Контрольный  запуск сырья (материалов) в производство

      9

7.Анализ качества  сырья, материалов и готовой  продукции

      9

8.Контрольная  покупка 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     При помощи методов фактического контроля различные уровни управления получают информацию о фактическом состоянии производственной, коммерческо-сбытовой, финансовой и иной деятельности, выполнении обязательств перед бюджетом и использовании бюджетных средств по назначению.

     В условиях рынка особый интерес у  заинтересованных сторон вызывает информация о финансовой деятельности предприятия, ее конечном результате — прибыли  или убытке. При этом экономические  интересы государственных органов  управления и контроля, администрации  предприятия, его учредителей и  работников не совпадают.

     Государство заинтересовано в получении предприятиями  как можно большей прибыли, а  через прибыль — больших налогов  и различных сборов для покрытия бюджетных ассигнований. Хозяйственные  субъекты стремятся получить как  можно больше прибыли, сократить  налоги и различные сборы в  госбюджет. В ряде случаев это  достигается не за счет наращивания  объемов производства и улучшения  качества выпускаемой продукции, а  за счет мошенничества или путем  искажения учетных и отчетных данных.

     Кроме того, достоверная информация о предприятии  нужна для банков, кредитующих  предприятие, фондовых бирж, пускающих  в обращение ценные бумаги этого  предприятия, его акционеров. Таким  образом, каждый хозяйствующий субъект, банки и отдельные физически лица, находящиеся во взаимоотношениях с предприятием, заинтересованы в получении достоверной информации о деятельности предприятия.

     В этих условиях возникает необходимость  в получении доказательств о  достоверности показателей учета, баланса и финансовой отчетности. Такие доказательства могут быть получены в ходе проведения различных контрольных мероприятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДЫ  ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 
    1. Инвентаризация
 
     Это самый распространенный метод фактического контроля. С его помощью не только осуществляется контроль за сохранностью собственности организации, но и обеспечивается достоверность фактических данных о наличии имущества.

     Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств юридических лиц (кроме банков и организаций, которые финансируются за счет средств бюджета) силами самой организации определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 г. №49).

     Примером  регламентации проведения инвентаризации при осуществлении финансового контроля является приказ Минфина России «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» от 10.03.99 г. № 20н.

     Распоряжение  о проведении инвентаризации имущества  налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налогового органа (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

     РАСПОРЯЖЕНИЕ

     от  «__»____________199_ г. №______

     Государственной налоговой инспекции по,______________________

     о проведении инвентаризации имущества  налогоплательщика при налоговой

     проверке

     (наименование  организации или фамилия, имя,  отчество индивидуального предпринимателя)

     (юридический  адрес организации или место  жительства индивидуального предпринимателя)

     Для проведения инвентаризации назначается  инвентаризационная комиссия в составе:

     1. Председатель______________________________________________

     (должность,  фамилия, имя, отчество)

     2. Члены комиссии (должность, фамилия,  имя, отчество):

     Инвентаризации  подлежат

     (имущество)

     (его  местонахождение)

     К инвентаризации приступить___________________

     (дата)

     и окончить____________________________________

     (дата)

     Причина инвентаризации________________________

     Руководитель  Государственной налоговой инспекции (заместитель)

       Распоряжение регистрируется в  журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

     Инвентаризация  имущества организации производится по его местонахождению и каждому  материально ответственному лицу.

     Основными целями инвентаризации являются выявление  фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

     Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. В соответствии со ст. 131 НК РФ порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета.

     Перечень  имущества, проверяемого при налоговой  проверке, устанавливается руководителем  государственной налоговой инспекции (его заместителем).

     Проверка  фактического наличия имущества  производится при участии должностных  лиц, материально ответственных  лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.

     До  начала проверки фактического наличия  имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

     Председатель  инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

     Материально ответственные лица дают расписки о  том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные  документы на имущество сданы  в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских  регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

     Сведения  о фактическом наличии имущества  записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

     Инвентаризационная  комиссия обеспечивает полноту и  точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

     Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера1.

     Налогоплательщик  должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные  сроки (обеспечить рабочей силой  для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

     По  материалам и товарам, хранящимся в  неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

     Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные  лица. В описи в конце материально  ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией  имущества в их присутствии и  об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

     Если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. 

    1. Перевешивание и перемешивание
 

     Это проверка фактического наличия ценностей, зафиксированных в приходно-расходных документах и материалах инвентаризаций2.

     Данный  метод не следует смешивать с  собственно инвентаризацией, хотя он и включает в себя перевешивание, перемешивание, измерение ценностей, упомянутых в документах.

     Пример.

     АКТ контрольного перевзвешивания

     г. Пушкин                                                              20 июля 2005 г.

     Мною, ревизором объединения ООО «Торгсити» Яшиной Т.Н., при осуществлении документальной ревизии магазина № 5 было произведено контрольное перевзвешивание товара в присутствии: коммерческого директора Бикина А.А., продавца отдела Соловьевой О.А., грузчика магазина Борисова П.Н.

     По  накладной от 12.07.05 г. № 2198 магазином  № 5 получен сахар-песок 500 кг по цене 17 руб. за 1 кг, который был впоследствии расфасован в полиэтиленовые пакеты по 1 кг для реализации в зале самообслуживания и на развале.

     Проверка  проводилась путем взвешивания  на контрольных весах циферблатного типа ВНЦ № 352368, 2-го класса точности, одно деление 5 г. Произведено перевзвешивание 10 пакетов сахара по 1 кг в каждом и определение их среднего веса в присутствии указанных в акте лиц. В результате контрольного взвешивания установлено:

     •  вес 10 пакетов сахара-песка составил — 9 кг 750 г;

     •  недовес в контрольной партии составил — 250 г.

     С весом согласны: "_______________________________________

     (подписи  лиц, присутствующих при контрольном  взвешивании) В ходе проверки  жалоб и заявлений со стороны  администрации и присутствующих лиц не поступило.

     Ревизор                           Яшина                                    Т.Н.Яшина

     Присутствующие:          Бикин                                      А.А. Бикин

     Соловьева                           О.А. Соловьева

     Борисов                                П.Н. Борисов

     Контрольное перевзвешивание и перемеривание должны производиться только исправными весоизмерительными приборами. Если перевзвешивание производится на весах (циферблатных, настольных, товарных, электронных и др.), где была произведена покупка товара, то эти весы должны быть внимательно осмотрены на наличие пломб, отсутствие механических повреждений, при необходимости отрегулированы по уровню и установлены точно на «ноль».

     В случае если весоизмерительные приборы разбалансированы или вообще непригодны для использования, они подлежат изъятию, и последующее взвешивание производится на контрольных  весах. В необходимых случаях для проверки весоизмерительных приборов может быть приглашен метролог.

     Эффективность метода во многом зависит от своевременности  применения. При проверке приходно-расходных  документов он срабатывает чаще всего  в момент выполнения хозяйственной  операции. Так, ревизор по собственной инициативе или по поручению правоохранительных органов может сверить фактический объем партии груза с содержанием накладной в момент транспортировки или поступления товара на склад покупателя.

     Проверка  возможна и по завершении операции, но незамедлительно, пока, например, бестоварный приход не замаскирован столь же бестоварным расходом.

     Данный  прием нередко используется и  для проверки материалов инвентаризации, когда сомнительные позиции описи контролируются повторным снятием остатков. 

    1. Контрольный замер
 

     Контрольный замер отличается от контрольного обмера способом исполнения: обмер представляет собой измерение внешних параметров (толщина бетонной стяжки, кирпичной кладки и т.д.), а замер — способ определения фактического наличия имущества, находящегося в какой-либо таре, например в цистерне.

     Замеры  требуют технической подготовки контролера, так как расчет объема вещества в емкости требует, как  правило, познаний о зависимости  объема от температуры, методики пересчета  объема в массу и т.д.

     Пример  замера приведен в Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортировке и учету этилового спирта, утвержденной 25.09.85 г. В соответствии с Инструкцией один раз в год, в период наименьших остатков, наличие спирта определяется обязательно путем пропуска его через мерники. Количество спирта при инвентаризации определяется пропуском через мерник или замером с указанием способа определения в соответствующей графе акта. При этом отдельные отмеры спирта, общий итог которых составляет фактическое наличие спирта, установленное инвентаризацией, должны обязательно фиксироваться в журнале учета отмеров спирта (форма № П-23) с определением в ней количества безводного спирта установленным порядком.

     В разделе акта «В наличии оказалось» комиссия отражает отдельными строками емкости, в которых обнаружен спирт или побочные спирто -продукты ректификации с записью всех показателей, на основании которых вычислено количество безводного спирта.

     В акте о снятии остатков (форма №  П-27) перечисляются вместимости (посуда), в которых на момент инвентаризации не имелось спирта, т.е. в акте должны быть указаны все без исключения числящиеся за материально ответственным лицом резервуары, баки, бочки и т.п., предназначенные для хранения и транспортирования спирта.

     Акт подписывается всеми членами  комиссии и материально ответственным  лицом не позднее утра, следующего за днем снятия наличия спирта, передается в бухгалтерию предприятия (организации) для проверки и сличения книжных остатков спирта с фактическими. О результатах инвентаризации в акте приводится справка, вытекающая из фактического наличия спирта, остатка его надень инвентаризации поданным учета в расчете потерь и естественной убыли спирта по нормам. 

    1. Осмотр  территории и имущества
 

     Это проверка реального состояния средств  хозяйства, упомянутых в содержании документа, путем осмотра и обследования определенных объектов.

     Осмотру могут подвергаться самые различные  объекты: производственные помещения, оборудование, территории, склады, продукция и др. К осмотру или обследованию при необходимости привлекают руководителей проверяемого объекта (индивидуальных предпринимателей) или лиц, ответственных за те или иные участки работы и могущих дать необходимые пояснения.

     Такой осмотр производится работниками милиции (п. 25 ст. 11 Закона Российской Федерации  «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1, далее  — Закон РФ «О милиции»), а обследование уполномочены проводить контролеры-ревизоры, представители налоговой инспекции, осуществляющие проверки (п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации «О государственной налоговой службе» от 21.03.1991 г. № 943-1), органы торгинспекции, органы СЭС, инспекторы Госстандарта, представители государственной инспекции труда.

     В торговых организациях для проверки многих хозяйственных операций требуется  проводить тщательный осмотр маркировки, товарных знаков, наличия акцизных марок, других отличительных 

     признаков конкретных товаров. Полученные при  осмотре данные сопоставляются с содержанием бухгалтерских документов. В тех случаях, когда для проверки документов требуется изучить свойства осматриваемых товаров, к участию в осмотре может быть привлечен специалист-товаровед.

     При осмотре весового хозяйства могут  быть обнаружены следующие нарушения:

     •   отсутствие клейма на весоизмерительных приборах;

     •   облегченные гири;

     •   утяжеленные чаши для взвешивания;

     •   разбалансированные весы и др.

     В свою очередь, осмотр торговых помещений  позволит установить нарушения при использовании контрольно-кассовых машин. Все данные, полученные при осмотре, сопоставляются с содержанием бухгалтерских документов.

     В случае если необходима более глубокая проверка и выяснение состояния  учета и соблюдения технологического процесса, проверяющее лицо обследует отдельные участки предприятия. В процессе данной деятельности могут быть установлены факты:

     •    нарушения правил хранения продукции;

     •    неудовлетворительной организации  контрольно-пропускного режима;

     •   сокрытия объектов от налогообложения  и др. 

    1. Изъятие образцов
 

     В процессе осмотра и обследования различных объектов проверяющими лицами могут осуществляться отбор проб и изъятие образцов сырья, материалов, продукции для последующего проведения их анализа в условиях лабораторий .

     Пример.

     ПРОТОКОЛ  № 12 изъятия образцов продукции

     г. Гатчина                                                                  12 августа 2005 г.

     Оперуполномоченный  УБЭП ФСЭНП УВД Ленинградской  обл. капитан милиции Антонов И.В. на основании п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» в присутствии: Кротова Ивана Алексеевича, проживающего по адресу: г. Гатчина, ул. Соборная, д. 32, кв. 14, и Воропаевой Аллы Леонидовны, проживающей по адресу: г. Ломоносов г. Санкт-Петербурга, Дворцовый пр., д. 14, кв. 17, составил настоящий акт о том, что 12.08.05 г. в 12 часов в столовой № 1 ЗАО «Луч», расположенной по адресу: г. Гатчина, ул. Парковая, д. 5, в присутствии зав. производством Поляковой Зинаиды Петровны произвел получение среднего образца сухой смеси гречневой крупы и его изъятие. Образец крупы весом 400 г помещен в стеклянную банку емкостью 0,5 л, закрытую полиэтиленовой крышкой, обернутую сверху белой тканью, под кольцо горлышка обвязанную шпагатом, концы которого скреплены ярлыком с печатью ЗАО «Луч» и подписями присутствующих лиц.

     Изъятый образец и копия накладной  от 12.08.05 г. № 47 на получение указанной  продукции приобщены к данному  акту. Жалоб и заявлений со стороны  администрации и присутствующих в процессе изъятия образцов проб не поступило.

     Подписи:            Кротов______                                   И.А. Кротов

     Воропаева                                    А.Л. Воропаева

     ___Полякова                                      З.П. Полякова

     Оперуполномоченный УБЭП УВД Ленинградской обл.

     капитан милиции                          Антонов                И.В. Антонов

     (подпись)

     Копию акта получила заведующая производством

     столовой  № 1 ЗАО «Луч»                Полякова             З.П. Полякова

     (подпись) 

    1. Анализ  качества сырья, материалов и готовой продукции
 

     Анализ  качества сырья, материалов и готовой  продукции дает возможность выявить  факты использования неполноценного сырья, замены одних материалов другими, более дешевыми, недовложения в продукцию, искажения качественных показателей принимаемой или выпускаемой продукции. Подобные факты могут свидетельствовать не только о нарушениях технологии производства, установленных правил, норм, стандартов и технических условий, но и о злоупотреблениях, связанных с созданием неучтенных излишков материальных ценностей.

     Указанный метод фактического контроля предусмотрен п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольо-ревизионными органами Минфина России, утвержденной приказом Минфина России от 14.04.2000 № 42н.

     Данный  метод применяется чаще всего  в период обследования состояния  работы на том или ином участке  деятельности ревизуемой организации. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы брать на анализ продукцию, выпущенную до начала ревизии, или сырье, запущенное в производство к тому же времени. В противном случае проверка может оказаться неэффективной.

     Если  проверка качества возможна без специальных  лабораторных исследований и производится прямо на месте нахождения продукции, то обязательное участие в ней должны принять лица, ответственные за данный участок работы, и проверяемые лица. При этом необходимо соблюдать установленные правила, касающиеся методики и техники действий по получению образцов и проб.

     Проверка  должна оформляться соответствующим  актом, если ее результаты имеют значение для ревизии. В тех случаях, когда  анализ должен производиться в лаборатории, ревизор организует взятие соответствующих  проб или образцов сырья, материалов. Данное действие оформляется актом  за подписями всех присутствовавших. В ряде случаев возможно оформление получения проб, образцов документами, предусмотренными для различных министерств и ведомств. Результаты лабораторного анализа в виде соответствующего документа прилагаются к акту ревизии. 

    1. Контрольный запуск сырья (материалов) в производство
 

     Данный  метод применяется в том случае, когда необходимо:

     •    проверить правильность действующих  или ранее действовавших в ревизуемый период на предприятии норм расхода сырья и материалов;

     •   установить фактический расход, количество отходов, выход готовой продукции;

     •    проверить технологический процесс, производительность оборудования.

     Для этого проводятся соответствующие  опытные действия, например, раскрой ткани, выпуск мясопродукции, выпечка хлеба и т.п.

     Контрольный запуск сырья и материалов в производство помогает выявить различные недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрыть хищения и другие злоупотребления, связанные с созданием неучтенных излишков материальных ценностей за счет применения завышенных норм расхода и необоснованного списания сверх норм, изменения технологического режима, искажения качественных показателей продукции.

     Необходимо, чтобы производство продукции осуществлялось в таких же условиях и в том  же порядке, как осуществлялось ранее. Лишь при этом условии результаты проводимой контрольной операции могут быть использованы для установления фактического расхода сырья и материалов при выпуске продукции, получения дополнительной информации о хищении и т.д. Данные об обстановке и процессе производства, существовавших ранее, ревизор получает при изучении соответствующих документов: утвержденных норм, технических условий, технологических карт, производственных журналов, документов по учету расхода сырья и материалов, выхода продукции, лабораторных анализов и др.

     Важное  значение имеют объяснения должностных лиц и сотрудников, работавших ранее на предприятии. В результате изучения может быть установлено, что характер и условия производства не изменились. В этих случаях в качестве контрольного может быть взят любой очередной запуск сырья и материалов. Если же данные изменились или были искажены, мероприятие должно быть организовано с учетом этих изменений путем воссоздания прежних условий. Участниками данного контрольного запуска сырья в производство должны быть, как правило, те же работники предприятия, которые до этого работали на данном производстве, в том числе должностные лица, служебная деятельность которых проверяется.

     При организации и проведении контрольного запуска следует иметь в виду, что в целях сокрытия нарушений  и злоупотреблений ревизуемые лица нередко подговаривают рабочих  или сами пытаются обманным путем изменить те или иные существенные условия эксперимента и исказить его результаты. В связи с этим для лучшего наблюдения и контроля за соблюдением условий эксперимента целесообразно привлекать незаинтересованных лиц либо проводить эксперимент с участием группы ревизоров.

     Весь  ход данного мероприятия от начала до конца с необходимыми подробностями фиксируется в одном или нескольких актах, подписываемых его участниками. Результаты, зафиксированные в акте, используются в дальнейшей ревизионной проверке и отражаются затем в общем акте ревизии1. Пример.

     АКТ контрольного запуска сырья в  производство

     г.Мурманск                                                      15 сентября 2005 г.

     Комиссия  в составе: председателя — начальника отдела КРУ по Мурманской области Ильшаева А.В.; членов комиссии — инженера-технолога департамента по развитию агропромышленного комплекса и продовольствия Потапова П.И., начальника колбасного цеха Мурманского мясокомбината Ивановой А.А., ст. мастера колбасного цеха Конатюк И.В., рабочей — фаршесоставителя колбасного цеха Лариной В.Н., руководствуясь п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, утвержденной приказом Минфина России от 14.04.2000 г. № 42н, и приказом от 12.09.2001 г. № 86 руководителя департамента по развитию агропромышленного комплекса по Мурманской обл., комиссия составила настоящий акт о том, что 15 сентября 2005 г. в 9 час 00 мин. в колбасном цехе Мурманского мясокомбината был произведен контрольный запуск в производство сырья для производства колбасных изделий.

     Контрольная закладка сырья производилась в  соответствии с научно-технической  документацией по приготовлению  следующих рецептур колбасных изделий;

     •  колбаса «Одесская» полукопченая 1-го сорта;

     •  колбаса «Русская» вареная 1-го сорта.

     Фарш  для приготовления указанной  продукции был взвешен в присутствии комиссии на весах № 3221, точность которых предварительно проверена метрологом.

     Контрольная закладка всех компонентов произведена  в соответствии с ГОСТ 16351-86, ГОСТ 23670-86 и технологической инструкцией  по колбасам: «Одесская» — 200 кг; «Русская»  — 150 кг. (Далее в акте перечисляется  наименование компонентов и количество сырья, используемых при контрольной  закладке, а также основные положения  технологического процесса.)

     По  окончании контрольного запуска  сырья в производство осуществлен анализ колбасных изделий в лаборатории Мурманского мясокомбината. Контрольные образцы продукции соответствуют установленным параметрам.

     Вес готовой продукции из контрольной  партии колбасы «Одесская» составил 177 кг, при нормативном выходе — 146 кг. Сверхнормативный выход — 31 кг.

     Вес контрольной партии колбасы «Русская»  составил 198 кг, при нормативном выходе — 163,5 кг. Сверхнормативный выход— 28,5 кг.

     Таким образом, при строгой закладке сырья  все контрольные партии продукции  дали сверхнормативный выход.

     Проверка  технологической документации колбасного цеха показала, что в ней не находят  отражения недовыход и сверхнормативный выход, а также не анализируются результаты закладки сырья и производства по всем видам колбасных изделий. Заполнение документации осуществляется материально-ответственными лицами цеха несвоевременно.

     Из  партий готовой колбасной продукции, вырабатываемой на Мурманском мясокомбинате, были изъяты образцы по указанным видам колбасных изделий для проведения пищевых экспертиз. С актом ознакомлены все члены комиссии. Жалоб и заявлений с их стороны не поступило.

     Председатель                Ильшаев                              А.В. Ильшаев

     (подпись)

     Члены комиссии:           Потапов                               П.И. Потапов

     (подпись)

     Иванова                               А.А. Иванова

     (подпись)

     Конатюк                             И. В. Конатюк

     (подпись)

     Ларина_____                          В.Н.Ларина

     (подпись)

 
    1. Контрольная покупка
 
     Контрольная покупка проводится самим контролером  или покупателем в присутствии двух представителей общественности. Цель — установление соблюдения правил торговли, ведения финансовой или предпринимательской деятельности. В ходе проведения контрольной закупки определяются фактический вес отпущенного товара, правильность денежных расчетов.

     Проверяющим лицом имитируются определенные действия, поэтому контрольная покупка, по своей сути, является мнимой сделкой купли-продажи, совершаемой проверяющими лицами лишь для достижения определенной цели и без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (см. ст. 170 и гл. 30 ГК РФ).

     Отметим, что изменения и дополнения, внесенные  в Федеральный закон РФ «О милиции» от 08.12.2003 г. № 161-ФЗ, лишили работников милиции права производить контрольные покупки.

     Правом  производства контрольной покупки  в настоящее время обладают лишь органы Госстандарта (постановление  Госстандарта России от 02.09.1997 г. № 293) и Госторгинспекции (постановление Правительства РФ от 27.05.1993 г. № 501).

     В числе методов фактической проверки, применяемых контролером-ревизором, в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России (приказ Минфина России от 14.04.2000 г. № 42н), контрольная покупка не указывается.

     В процессе контрольной покупки контролер  или покупатель просит продать ему  определенное количество того или иного  товара. После того как товар взвешен (отмерен) продавцом, передан покупателю и с ним произведен расчет, покупка объявляется «контрольной» и вызывается заведующий торговым предприятием. В присутствии продавца, заведующего, двух покупателей осуществляется проверка фактически отпущенного товара и правильность расчетов путем перевзвешивания, перемеривания, пересчета товара1.

     В торговых залах продовольственных  магазинов могут устанавливаться в доступном для покупателя месте контрольные весы, а в магазинах, торгующих тканями, — контрольные метры.

     Правильность  налива жидкостей проверяется переливанием ее в мерный цилиндр (колбу), имеющий  соответствующую маркировку и предварительно ополоснутый аналогичной жидкостью.

     Правильность  расфасовки товаров устанавливается  путем взвешивания не менее 10 отвесов и определения среднего веса.

     Отмеривание шерстяных, льняных, махровых, костюмно-одежных  тканей, ватина при отпуске покупателю производится путем наложения деревянного  брускового метра на ткань, лежащую  на прилавке (столе) в свободном состоянии, без складок.

     Результаты  контрольной покупки оформляются  актом контрольной покупки, который подписывается всеми участниками данного действия. Акт составляется по форме, установленной для каждого контролирующего ведомства.

     Пример 

     АКТ контрольной покупки

     15 марта 2005 г.

     г. Тула

     время проверки           14 час 30 мин.

     Специалист  Госторгинспекции г. Тулы                          Петров А.И.

     (должность,  ф.и.о. представителя контролирующего  органа)

     на  основании п. 7 Постановления Правительства  РФ от 27.05.1993

     № 501______________________________________________________

     (нормативный  акт) произвел с участием покупателей:  Кротова П.А., прож:

     г. Тула  ул. Болдина. 15. кв. 3:__________________________________

     Ваниной А.С прож.: г. Тула, ул. Оружейная, д. 32. кв. 55.__________

     (Ф.,И.,0., адрес покупателя)

     контрольную покупку у продавца (предпринимателя) ООО «Торгсин» Дубовской Веры Александровны, прож.:

     г. Тула, ул. Скуратовская. д. 11. кв. 43.___________________________

     (ф.и.о., адрес проверяемого лица, наименование  торговой организации) Покупался  следующий товар:

Наименование  товара Количество Цена  за 1 кг
Апельсины 3кг 25 руб.
Лимоны 2 кг 35 руб.
 

     За  весь купленный товар продавец затребовала  и получила с покупателя   ________145 руб________

     После полного расчета с покупателем  продавцу было объявлено о контрольной  покупке и, не отходя от прилавка, произведено  контрольное перевзвешивание (перемеривание).

     Контрольное взвешивание производилось в  присутствии всех лиц,

     указанных в акте,____________чистым весом____________________

     (чистым  весом, с упаковкой одинаковой  по весу, на чаше для гирь  и т.п.)

     на  весах ВНЦ № 67458, грузоподъемность 10 кг, клеймение от

     10.11.2002___________________________________________________

     (тип,  номер, грузоподъемность, наличие  клеймения на весах)

     В результате покупателем фактически было приобретено товара

Наименование  товара  Количество Цена  за 1 кг
Апельсины  2 кг 900 г 72 руб. 50 коп.
Лимоны  1 кг 950 г 68 руб. 25 коп.
 

     Итого потребителю продано фактически товара на общую сумму 140 руб. 75 коп.

     Таким образом, обсчет покупателя составил 4 руб. 25 коп.

     ______(четыре  рубля двадцать пять копеек).______________________

     (прописью) При перевзвешивании потерь продуктов  и других товаров не было. После  контрольной закупки товары были  оставлены в магазине, а деньги  возвращены покупателю. В процессе  контрольной закупки не изъято  и будет находиться при акте  до решения по делу, изъятие  не производилось_____________________________________

     (накладная  № с признаками подделки, облегченные  гири, ценники и т.п.) С актом  контрольной закупки ознакомлены  все присутствующие лица. Жалоб  и заявлений со стороны продавца  Дубовской В.А. и других лиц, указанных в акте, не поступило.

     Подписи:                       Петров________                          А.И. Петров

     _______Кротов________                          П.А. Кротов

     ________Ванина________                          А.С. Ванина

     _______Дубовская______                     В.А. Дубовская

     Копию акта получила       Дубовская                           В.А. Дубовская

     15.03.2005 

    1. Контрольные обмеры
 

     Контрольные обмеры выполненных работ наиболее часто применяются для проверки выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ. С их помощью устанавливаются фактический объем и стоимость выполненных работ и проверяется правильность их отражения в актах приемки работ и нарядах рабочим, а также правильность списания материалов на производство этих работ.

     Как правило, обмер осуществляется с  привлечением специалистов-строителей. При подготовке обмера определяются конкретные объекты, конструктивные элементы и виды работ, подлежащие проверке. После этого подсчитываются количество и стоимость работ, выполненных с начала строительства и оплаченных по проверяемым актам приемки работ или нарядам. Эти данные сверяют с данными проектно-сметной документации, и выявляют отклонения в характере, количестве и стоимости работ. Если возникает необходимость проверить правильность списания материалов, то подсчитываются виды и количество списанных материалов.

     К участию в обмере привлекаются заинтересованные должностные лица, исполнители, ответственные за строительство или ремонт объекта и подписавшие акты приемки работ, наряды и документы на списание материалов — это обычно прорабы, начальники участков. Кроме того, для участия в обмере могут быть приглашены представители заказчика, сметно-проектной организации, рабочие, фамилии которых указаны в нарядах на выполнение проверяемых работ, представители общественности.

     Целесообразно проводить контрольные обмеры отдельных  объектов, на которых выполнен относительно большой объем работ. При большом количестве объектов контрольный обмер, во-первых, мало-результативен в смысле выявления приписок и завышения объемов работ, во-вторых, требует больших затрат времени.

     Основным  способом производства обмеров строительных работ является инструментальный замер (рулеткой, метром, геодезическим инструментом и т.п.). Проверка объемов работ по конструкциям, замер которых не вызывается необходимостью или затруднен, осуществляется по рабочим чертежам и спецификациям после установления соответствия выполненных работ рабочим чертежам и при наличии конструкции в положении, предусмотренном проектом.

     При производстве обмера используются следующие  документы: акты на выполнение работ, журналы  учета выполненных работ, которые  ведутся по каждому объекту строительства, журналы расхода строительных материалов, наряды работ, акты геодезических замеров, акты технического обследования зданий, акты приемки работ, проектно-сметная документация, данные бухгалтерского учета о списании материалов и др. С помощью обмера проверяются:

     •   соответствие характера, количества и  стоимости выполненных работ  тем, которые указаны в актах  приемки и нарядах, а также в проекте и смете;

     •   соответствие выполненных работ  составу работ, предусмотренному сметными нормами, на основании которых составлены примененные при расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены, а также расценками в нарядах;

     •   законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ  или их частей (в тех случаях, когда  это имеет значение для ревизии).

     Распространенными способами завышения объемов  и стоимости работ являются: включение в акты и наряды, фактически невыполненные работы; выполнение работ с отступлением от проекта; выполнение работ в меньшем объеме, чем указано в акте приемки; применение определенных расценок при невыполнении полностью состава предусмотренных ими работ; внесение в акты приемки ранее оплаченные работы и др.

     Перед началом обмера у ревизора и участвующего специалиста в обязательном порядке  должно иметься две таблицы: одна — в сметных ценах (по журналу  учета выполненных работ формы  КС-6, форма журнала утверждена постановлением Госкомстата от 30.10.1997 г. № 71а), другая — непосредственно по нарядам. В  левой части таблицы отражаются по отдельным документам наименования и объемы работ, а в правой стороне таблицы отмечается все, что будет установлено в процессе обмера. Если необходимо проверить правильность списания строительных материалов, составляется схема на основе материальных отчетов производителей работ.

     Результаты  обмера выполненных работ отражаются в составляемом ревизором совместно со специалистом-строителем акте обмера, который подписывают все участники этого действия.

     Если  кто-либо из них откажется подписать  акт, то должна быть сделана соответствующая  отметка. При несогласии с результатами обмера, указанными в акте, привлеченные к обмеру лица вправе требовать, чтобы  в акте были записаны их замечания  и возражения.

     Пример.

     АКТ контрольного обмера № 12

     Мною, инженером-строителем Ивановым А.И., в  присутствии представителя подрядчика главного инженера компании «Строймонтаж» Воронова Н.Н. и представителя заказчика Васильева А.С. составлен настоящий акт контрольного обмера оплаченных (или предъявленных к оплате) строительных работ за время с 1 января 2003 по 1 июля 2004 г.

     В результате осмотра строительного  объекта — гаража АО «Теплосеть»  и его контрольного обмера установлено:

     •  фундамент (блоки ФБС-24-3-5) — 2,4 м;

     •  плиты перекрытия ПК42х12— 16шт., ПК63х12— 10шт.;

     •  перемычки 5ПБ-30-27 — 8 шт., ЗПБ-13-37— 15 шт.;

     •  кирпичная кладка (кирпич М-100) —  размеры: высота 6 м, длина по периметру 48 м, ширина 0,52 м;

     •  внутренние перегородки: длина 22 м; ширина 0,25 м. Проверено настоящим контрольным  обмером работ на сумму 926 тыс. руб.

     С результатами контрольного обмера ознакомлены  все присутствующие лица. Жалоб и заявлений со стороны присутствующих не поступило.

     Проверяющий                          Иванов                       А.И. Иванов

     (подпись)

     Представитель подрядчика        Воронов                    Н.Н.Воронов

     (подпись)

     Представитель заказчика           Васильев                  А.С.Васильев

     (подпись)

     10 июля 2005 г.

     В акте целесообразно зафиксировать  лишь фактически установленный объем работ или только данные замеров. Впоследствии эти данные сопоставляются с бухгалтерскими документами и определяются объемы и стоимость работ, расход материалов и возможные их завышения. При наличии нарушений может составляться ведомость перерасчета стоимости работ.

 
     Пример.

     ВЕДОМОСТЬ перерасчета стоимости работ

     гараж

     на  строительном объекте         ___

     к акту контрольного обмера       на 5 августа 2005 г. № 117 

Наименование объекта (работ) Стоимость работ по смете, составленной по рабочим чертежам, руб. Обоснование цены ЕД. изм.
Стены (кирпич) 150 000 ЕРЕР№3 куб. м
Фундамент (бетон) 85 000 ЕРЕР№7 куб. м
Оплачено или  предъявлено к оплате Установлено контрольным обмером Выявлено  завышений
Цена

за ед.

изм.

Кол-во Сумма, руб. Цена  за ед. изм. Кол-во Сумма руб. Всего

на

сумму

руб.

В том числе

по припискам руб.

1 000 150 150 000 1 000 120 120 000 30 000 30 000
850 100 85 000 850 95 80 750 4 250 4 250
                     
 
 
 

     Получение объяснений

     Получение письменных объяснений возможно в случаях, когда выявленные нарушения могут  быть скрыты или необходимо принять срочные меры по их устранению или привлечению должностных (материально ответственных) лиц к ответственности. Объяснения прикладываются к акту ревизии.

     Ревизор имеет право требовать объяснение от любых работников ревизуемого предприятия по вопросам, возникающим в ходе ревизии. От лиц, не являющихся работниками ревизуемого предприятия, он может получать объяснения, обращаясь к ним с соответствующей просьбой.

     Пример.

     Кому: заведующей магазином № 2 АО «Торгсервис» Марининой Татьяне Николаевне

     Мною, контролером-ревизором Петровой Т.Н., на основании удостоверения от 26.06.2005 г. № 194 , выданного КРУ Минфина России по Вологодской области, проведена документальная ревизия магазина № 2 «Спутник» финансово-хозяйственной деятельности.

     По  встретившимся в процессе документальной ревизии надобностям прошу на основании п. 20 Инструкции о порядке  проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ (приказ Министерства финансов РФ от 14.04.2000 г. № 42н) дать подробные объяснения по следующим вопросам:

     Первый. В связи, с чем в кассе магазина «Книга кассира-операциониста» ведется по сокращенной форме № 24-а?

     Второй. Объясните несовпадение цены за единицу  измерения и стоимости товара в экземплярах счета-фактуры от 2 января 2005 г. № 12 находящихся в магазине и у покупателя (грузополучателя ООО « Альфа»),

     Ревизор          _______Петрова_______                      Т.Н. Петрова

     (подпись)

     2 июля 2005 г.

     ОБЪЯСНЕНИЕ  должностного лица ревизуемой организации

     По  первому вопросу: «Книга кассира-операциониста» не заменяет кассового отчета, который  надлежащим образом ведется в  магазине. В связи с тем, что  кассовая машина установлена не на прилавке, а в кассе, в дальнейшем мною будет дано указание о ведении  данной книги по ф. 24-а.

     По  второму вопросу: искажение в  указанном Вами документе не связано с хищением товарно-материальных ценностей. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению из бюджета. В связи с этим несовпадение реквизитов счета-фактуры № 12 обусловлено стремлением к снижению суммы уплачиваемых налогов, так как финансовое состояние магазина находится в критическом состоянии.

     5 июля 2005 г.                 Маринина                        Т.Н. Маринина

     (число)                             (подпись) 

     Письменные  объяснения помогают проверить достоверность  данных, отраженных в документах, выявить  подлоги, установить действительно  имевшие место события и их участников, а также роль других ревизуемых лиц.

     Если  в представленном письменном объяснении какой-либо вопрос окажется нераскрытым  или недостаточно освещенным, то ревизор  может предложить соответствующему лицу дать дополнительные объяснения. В случае отказа того или иного лица дать объяснения по поводу допущенных нарушений, ревизор должен затребовать их служебной запиской, копию которой необходимо приложить к акту ревизии.

     Пример. Согласно кассовому отчету «Партнер-банка» по расходным ордерам различным  лицам списано 300 тыс. руб. К расходным  ордерам были приложены четыре трудовых договора, согласно которым лица обязуются выполнить работу по маркетингу, приобретению и установке оборудования. Из объяснений этих лиц, полученных ревизором, следовало, что денег никто из них не получал и никакую работу не выполнял, а документы на выдачу заработной платы являются подложными, что впоследствии было подтверждено заключением эксперта-почерковеда ЭКУ УВД.

     Полученные  объяснения позволяют глубже анализировать  действия должностных и материально ответственных лиц, выявлять обстоятельства, способствующие возникновению бесхозяйственности и нарушению финансовой дисциплины.

Информация о работе Методы фактического контроля