Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:36, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству
Введение
1. Экономические функции государства
2. Методы государственного регулирования экономики
3. Причины государственного регулирования рыночной экономики
4. Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики
Список литератуРЫ
Достижение целей
3. Причины государственного регулирования рыночной экономики
Экономические системы и государство
В
хозяйственной жизни, как и во
всех остальных сферах человеческой
деятельности, необходимо соблюдение
определенных общепризнанных правил,
чтобы масса разнообразных
Одним
из главных условий
Необходимость обеспечения рамочных условий
Реальный экономический строй существует всегда на определенной территории в государственных границах, при наличии центральных и местных властей, призванных обеспечивать территориальную целостность страны, поддерживать внутренний порядок, формулировать правила, определяющие характер и механизм существования и развития строя, способствовать соблюдению этих правил. Функции государства по созданию и поддержанию рамочных условий нормальной жизни населения и функционированию экономики иногда называют полицейскими или функциями ночного сторожа.
Социально-экономические
системы в значительной степени
отличаются друг от друга. Однако есть
два структурных признака, которые
в основном их определяют: способ координации
хозяйственных интересов и
Координация хозяйственной деятельности
В
любом народном хозяйстве, основанном
на разделении труда, необходимо согласование
многообразных решений и
Координация -- это механизм принудительного воздействия социально-экономической системы на образ действий хозяйственных субъектов в соответствии с приоритетными целями этой системы. При социализме это принудительное воздействие осуществляет государственный и партийный аппарат преимущественно административными средствами.
В рыночном хозяйстве воздействие на решения и поступки осуществляется через информацию и мотивацию (экономическую заинтересованность либо угрозу потерь). Это воздействие также носит принудительный характер, но оно осуществляется в основном не административными, а экономическими средствами.
Обеспечение информацией
Информация
представляет собой необходимую
основу рационального хозяйственного
поведения. Производители должны иметь
представление, сколько и каких
товаров и услуг можно
Потребителям нужна информация о качестве и свойствах товаров, где и по каким ценам, на каких условиях можно приобрести нужные товары и услуги.
Государственным органам власти нужно иметь сведения о состоянии и перспективах народного хозяйства, ожидаемых доходах и необходимых расходах бюджета, численности безработных, положении в отдельных районах и отраслях, состоянии и перспективах внешнеэкономических связей страны. Без информации предприниматели, частные хозяйственные единицы (семьи) и органы государственного управления беспомощны.
Чрезвычайно важным источником информации в централизованно управляемой экономике (плановом хозяйстве) являются государственные планы -- среднесрочные и годовые для всего народного хозяйства, подразделенные на отдельные планы по времени (вплоть до месяца) и по объектам (вплоть до предприятий).
В
рыночном хозяйстве предприятия
вынуждены сами добывать необходимую
для принятия решений информацию
и нести соответствующие
Итак, задача любого хозяйственного строя -- максимально обеспечить систему достоверной, оперативно функционирующей и общедоступной информацией. Огромную роль в решении этой задачи играет государство.
Во-первых, государственные органы выступают как организаторы и распространители информации. Они создают единую статистическую систему в стране, финансируют работу научных центров, разрабатывающих прогнозы, издают информационные материалы, в частности статистические ежемесячные бюллетени и ежегодники.
Во-вторых,
государственные инстанции
Мотивация
Для
функционирования народного хозяйства
в целом и отдельных его
частей (вплоть до предприятий) информации
самой по себе недостаточно. Необходимы
санкции, которые поощряли бы «правильный»
с точки зрения механизма воспроизводства
существующего социально-
В рыночной экономике главенствующее место занимают материальные (финансовые) поощрения и наказания (повышение или понижение дохода, прибыль или убыток вплоть до разорения). Однако применяются и другие средства мотивационного воздействия -- административные меры, судебное преследование, политическое давление, общественное мнение, позиция церкви. Все эти меры в совокупности образуют систему мотивации для обеспечения функционирования хозяйственного строя, как правила игры.
Средства информации постоянно должны сообщать хозяйственным субъектам об изменениях в системе мотивации. Мотивация, как мы выяснили, может быть положительной (поощрения) и отрицательной (наказания, штрафы). На практике термин «мотивация» употребляется чаще всего в смысле поощрения, а термин «санкции» -- как наказание.
И в материальной, и в нематериальной мотивации роль государства существенна. Каждый общественно-экономический строй имеет свои системы информации и мотивации, потому что без них невозможно воспроизводство и само существование строя.
Государство в координации хозяйственной деятельности
Координация хозяйственной деятельности -- первый определяющий признак социально-экономического строя государства. Системы информации и мотивации наряду с системой собственности составляют основу общей системы управления народным хозяйством .Государство организационно и юридически обеспечивает информацию и оказывает влияние на материальную и нематериальную мотивацию, тем самым участвуя наряду со всеми остальными хозяйственными и общественно-политическими субъектами в управлении экономикой страны.
Идеи
в принципе неуправляемого народного
хозяйства, неограниченной хозяйственной
анархии в масштабах страны никогда
в истории человечества, даже в
периоды политических потрясений, не
несли с собой ничего, кроме
разрушения производительных сил, деградации
экономики и общественного
Общественно-экономические системы отличаются не тем, управляют в них народным хозяйством или нет, а тем, каким образом управляют. Координация отдельных планов хозяйственных субъектов может осуществляться централизованным образом, когда органы государственной власти разрабатывают детальный обязательный генеральный план. В рыночном хозяйстве принятие решений, планирование осуществляются хозяйственными субъектами, т.е. децентрализовано, а согласование и координация происходят через рыночный механизм. При этом государство играет важную роль в обеспечении участников рынка информацией и в мотивации их деятельности.
Типы
координации хозяйственной
Централизованно
управляемую экономику часто
называют плановым хозяйством. Однако
в рыночной экономике серьезная
хозяйственная деятельность также
предполагает планирование. Планы являются
неотъемлемым элементом любого типа
организации народного
4. Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики
В современной рыночной экономике существует немало социально- экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.
Строго говоря, понятия рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде, нет, и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.
Современная
отечественная мысль не без помощи
и участия зарубежных авторитетов,
по существу, подменила понятие
Рынок
- это не экономическая система
в целом, а лишь один из механизмов
координации поведения
одним
из главных аргументов работодателя
в случае, если не удается договориться
с рабочими о величине заработной
платы, является его заявление о
возможности закрытия и перемещения
предприятия в другую страну, с
более дешевой и более
Государство, в свою очередь, не всегда готово и не всегда заинтересовано в том, чтобы противостоять этой тенденции. Оно в лучшем случае может заявить о нейтральной позиции и не противодействовать свободному перемещению капитала, а в худшем -- соглашается на сокращение государственных инвестиций и социальных расходов под предлогом их неэффективности или увеличения дефицита государственного бюджета. В этом смысле изменение экономических функций государства представляется величиной, зависящей от большого числа переменных, включающих не только изменения в системе материального производства.
Таким образом, эволюцию экономических функций государства недостаточно рассматривать только с позиции тех изменений, которые происходят в материальном производстве по мере развития общества. Не менее значимым как в теоретическом, так и в практическом плане является анализ эволюции экономических функций государства с позиции его роли в качестве института политической власти и того влияния, какое этот институт оказывает на экономическое развитие, т. е. с позиции диалектики экономики и политики.
Список литературы
1. Амосова В., Гукасьян Г., Маховикова Г. «Экономическая теория» - Санкт-Петербург 2001г.
2.
Курилин В.И. Государственное
регулирование рыночной
3. Ходов Л.Г. Наука управления М.,2007
1. Албегова ИМ Государственная экономическая политика / ИМ Албегова, РГ. Емцова АВ Холопов - М: Дело и сервис 1998.
2.
Артемов А. Модернизация
3.
Архангельский В.П.
4. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А.М. Бабашкиной - М.: Финансы и статистика, 2003.
Информация о работе Методы государственного регулирования экономики