Методы прогнозирования, используемые в процессе принятия решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:32, реферат

Описание

Всякое управленческое решение по своей природе, как утверждают Глущенко В.В., Глущенко И.И. (1997), является прогнозным. Прогнозирование составляет фундаментальную основу предпринимательской и управленческой деятельности в любой сфере при выполнении любой из присущих ей функций.

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 14.81 Кб (Скачать документ)

2.2. Методы прогнозирования,  используемые в  процессе принятия  решения 

Всякое управленческое решение по своей природе, как  утверждают Глущенко В.В., Глущенко И.И. (1997), является прогнозным. Прогнозирование  составляет фундаментальную основу предпринимательской и управленческой деятельности в любой сфере при  выполнении любой из присущих ей функций.

2.2.1. Виды прогнозов  и методы прогнозирования

Существует множество  формулировок понятий прогнозирования  и планирования, их роли и места  в процессе функционирования организации. Глущенко В.В., Глущенко И.И. (1997) утверждают, что прогнозирование и планирование являются некоторой системой методических приемов, выполнение которых в определенной последовательности позволяет обеспечить эффективность управленческих решений. По мнению Мескона М. (1992), прогнозирование – это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Эти формулировки, скорее, не конкурируют, а дополняют друг друга. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования.

В табл. 2.1 представлены типичные, наиболее используемые, виды прогнозов в соединении с планированием, систематизированные Месконом М. (1994), в основу которых могут быть положены количественные и качественные методы прогнозирования.

Таблица 2.1

Разновидности прогнозов

1.  Экономические  прогнозы используются для предсказания  общего состояния экономики и  объема сбыта для конкретной  компании или по конкретному  продукту.

2.  Прогнозы развития  технологии позволят предсказать,  разработки каких новых технологий  можно ожидать, когда это может  произойти, насколько экономически  приемлемыми они могут быть.

3.  Прогнозы развития  конкуренции позволяют предсказывать  стратегию и тактику конкурентов.

4.  Прогнозы на  основе опросов и исследований  дают возможность предсказать,  что произойдет в сложных ситуациях,  если используются данные многих  областей знаний. Например, будущий  рынок автомобилей можно оценить  только с учетом надвигающегося  изменения состояния экономики,  общественных ценностей, политической  обстановки, технологии и стандартов  по защите окружающей среды  от загрязнения.

5.  Социальное  прогнозирование, используется для  предсказания изменений в социальных  установках людей и состоянии  общества. Очевидно, фирма, сумевшая  правильно предсказать отношение  людей к таким вопросам, как  стремление к комфорту, склонность  к материализму или патриотизму,  или спрогнозировать, как изменится  качество жизни или медицинское  обслуживание, может иметь преимущество  перед конкурентами, планируя выпуск  новых товаров и предоставление  новых услуг. Прогнозирование  такого рода может быть полезным  в управлении, особенно применительно  к мотивации трудящихся. Например, фирма "Дженерал Электрик" применяет сложный метод социально-политического прогнозирования для повышения качества перспективного планирования в сфере трудовых отношений. 

Фатхутдинов Р.А. (1997) предложил следующую классификацию внутрифирменных видов прогнозов:

·  нормативный;

·  экспериментальный;

·  параметрический;

·  экстраполяционный;

·  индексный;

·  экспертный;

·  оценки технических  стратегий;

·  функциональный;

·  комбинированный[2].

Органическое, системное  единство прогноза и планирования, реализуемое последовательностью  этапов их разработки – “поисковый прогноз – нормативный прогноз  – стратегическое планирование –  оперативное планирование”, позволяет  последовательно и дозированно раскрыть неопределенности, связанные с внешней рыночной средой организации, а также состоянием внутренней среды самой организации и ее подсистем. Пропуск одного из элементов этой системы, “перепрыгивание через отдельные этапы и элементы” системы и процесса “прогнозирование – планирование” может привести: 

·  к снижению точности планирования, а следовательно, эффективности принимаемых решений; 

·  к повышению  риска при принятии решения (Глущенко В.В., Глущенко И.И., 1997). 

Необходимо учитывать, что как и любой инструмент, прогнозирование и планирование эффективны и безопасны только при корректном обращении с этим инструментом. Это подразумевает: 

·  правильный выбор  метода прогнозирования или планирования в соответствии с целями прогноза или задачами плана, объемом и  характером располагаемой информации; 

·  использование  научно обоснованных норм расходов ресурсов; 

·  верификацию  результатов прогноза. 
 
 
 
 

ВИДЫ ПРОГНОЗОВ

Прогноз может быть краткосрочным, среднесрочным и  долгосрочным.  

Краткосрочный прогноз  представляет собой прогноз на несколько  шагов вперед, т.е. осуществляется построение прогноза не более чем на 3% от объема наблюдений или на 1-3 шага вперед.  

Среднесрочный прогноз - это прогноз на 3-5% от объема наблюдений, но не более 7-12 шагов вперед; также  под этим типом прогноза понимают прогноз на один или половину сезонного  цикла. Для построения краткосрочных  и среднесрочных прогнозов вполне подходят статистические методы.  

При построении данного  типа прогнозов статистические методы практически не используются, кроме  случаев очень "хороших" рядов, для которых прогноз можно  просто "нарисовать".  

До сих пор мы рассматривали аспекты прогнозирования, так или иначе связанные с  процессом принятия решения. Существуют и другие факторы, которые необходимо учитывать при прогнозировании.  
 

Задача 1. Известно, что  анализируемый процесс относительно стабилен во времени, изменения происходят медленно, процесс не зависит от внешних факторов.  

Задача 2. Анализируемый  процесс нестабилен и очень сильно зависит от внешних факторов.  

Решение первой задачи должно быть сосредоточено на использовании  большого количества ретроспективных  данных. При решении второй задачи особое внимание следует обратить на оценки специалиста в предметной области, эксперта, чтобы иметь возможность  отразить в прогнозирующей модели все  необходимые внешние факторы, а  также уделить время для сбора  данных по этим факторам (сбор внешних  данных часто намного сложнее  сбора внутренних данных информационной системы). Доступность данных, на основе которых будет осуществляться прогнозирование, - важный фактор построения прогнозной модели. Для возможности выполнения качественного прогноза данные должны быть представительными, точными и  достоверными. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методы прогнозирования, используемые в процессе принятия решения