Мотивация - функция управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:25, дипломная работа

Описание

Мотивация - это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей. Только тот руководитель добивается успеха, который признает людей главным источником развития организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….4

1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией……………………………………………………………………………….......8

1.1. Сущность мотивации в системе управления………………………….....…8

1.2. Теории мотивации………………………………………………………......15

1.2.1.Содержательные теории мотивации…………………………….……..…15

1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………………..........20

2. Методы стимулирования и мотивации на предприятии …………………...24

3. Анализ системы мотивации на ООО “Строитель”………………………….37

3.1. Общая характеристика предприятия ООО “Строитель”………………....37

3.2. Анализ уровня мотивации в ООО “Строитель”……..................................38

3.3. Совершенствование мотивации на предприятии ООО “Строитель”...….42

Заключение …………………………………………………………..…………..51

Список использованной литературы…………………………………………...55

Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

И, наконец, на пятую  ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от вашего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ними задач. Но Маслоу не учитывал влияния, которое оказывают по потребности ситуационные факторы; настаивал на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу-вверх; считал, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию.  

Д. Мак-Келланд  выдвинул теорию, где представлены внешние уровни потребностей Маслоу, причем уже без иерархичности. Она  описывает потребности, являющиеся приобретенными, развивающиеся на основе обучения и жизненного опыта и оказывающие заметное воздействие на поведение человека. Автор выделил три вида потребностей: достижения, соучастия и властвования.  

Потребность в  достижении проявляется как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Причем люди будут работать эффективно только в том случае, если цели реально достижимы и гарантировано получение результата. Кроме того, менеджеру необходимо учесть, что цели, поставленные работником самостоятельно, достигаются с большей активностью.  

Потребность соучастия  проявляется в виде стремления к  дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой степенью данной потребности  желают получить одобрение и поддержку  со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для успешной организации работы таких членов коллектива необходимо создавать условия, позволяющие им регулярно получать информацию о реакции окружающих на их действия и предоставлять им возможность активного взаимодействия с широким кругом людей.  

Потребность властвовать  проявляется в стремлении контролировать ресурсы и процессы. Лица с высоким  уровнем данной потребности могут  быть разделены на две группы.  

1) те, кто стремится  к власти ради самой власти. Их привлекает возможность командовать другими, а интересы организации для них часто отходят на второй план и теряют смысл;  

2) те лица, которые  стремятся к власти ради решения  организационных задач и выполнения  ответственной руководящей работы. В данном случае властвование - это средство достижения целей организации.  

Мак-Келланд  считал, что для успеха менеджера  наибольшее значение имеет потребность  властвования второго типа. В общем, наличие данной потребности у  человека приведет к успеху всей организации. Потребности достижения, соучастия и властвования, рассматриваемые Мак-Келландом, имеют различную степень влияния на мотивацию человека. В зависимости от того, в каком соотношении эти потребности находятся в мотивационной структуре человека, менеджер выбирает ту или иную концепцию мотивирования.  

Сравнительно  новой концепцией в рамках содержательного  подхода к мотивации считается  теория ERG Альдерфера. В отличие от иерархии потребностей Маслоу автор  выделяет три группы потребностей: существование, связи, роста. Первое, это потребности существования, примерно соответствующие двум нижним группам потребностей пирамиды Маслоу. Следующие, это потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую ее ступени. И, наконец, потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентны двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.  

Аналогично Маслоу Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, но в отличие от него считает возможным переход от одного их уровня к другому в различных направлениях. В случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Следовательно, существует движение как сверху вниз, так и снизу вверх. Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом фрустации, т. е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. Теория Альдерфера очень значима для практики управления, так как она открывает для менеджера перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.  

Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода  является теория двух факторов Герцберга, который предложил две «школы», где показывалось изменение состояния  потребности: первая - от удовлетворенности до отсутствия удовлетворенности и вторая - от отсутствия неудовлетворенности до неудовлетворенности. Потребности Герцберг тоже разбил на две группы:  

1) мотивационные  факторы (или факторы удовлетворения) - это достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста;  

2) «гигиенические»  факторы (или факторы условий  труда) - это заработная плата,  безопасность на рабочем месте,  статус, правила, распорядок и  режим работы, качество контроля  со стороны руководства, отношение с коллегами и подчиненными.  

Согласно теории Герцберга, улучшение условий труда  не будет мотивировать работников. Герцберг объясняет, что если мы хотим  действительно стимулировать людей, необходимо думать о вознаграждении, связанном с признанием, достижениями и личным профессиональным ростом, потому что предоставление только гигиенических факторов просто будет устранять неудовлетворение и не делать ничего, чтобы стимулировать служащих в положительном плане. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс «неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием гигиенических факторов. Для того чтобы добиться мотивации работников, руководитель должен обеспечить наличие мотивирующих факторов. Процесс «неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности» находится в основном под влиянием этих факторов. Следовательно, присутствие мотивационных факторов оказывает стимулирующее воздействие на результативность труда. В то же время отсутствие этих факторов не становится демотивирующим моментом.  

На основе данной концепции делается вывод, что при  наличии у работников чувства  неудовлетворенности менеджер должен обратить внимание на «гигиенические»  факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы  устранить эту неудовлетворенность. Для стимулирования деятельности работников менеджер должен сконцентрировать внимание на приведение в действие мотивирующих факторов.  

Таким образом, в Теории Мак-Клеланда, Альдерфера и  Герцберга рассматривают мотивацию  с различных точек зрения, все они, как правило, базируются на теории Маслоу, которая дает общее представление о содержании мотивации. Основным недостатком всех теорий содержательной концепции является то, что они уделяют внимание анализу факторов, объясняющих мотивацию, но не рассматривают механизма ее деятельности. Этот недостаток преодолен авторами процессного подхода. Теории мотивации, рассматривающие динамику взаимодействия различных мотивов, т. е. то, как инициируется и направляется поведение человека, называют теориями процесса мотивации. Эти теории позволяют узнать то, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов.  

1.2.2. Процессуальные  теории мотивации 

Основные процессуальные теории мотивации: В. Врума, Адамса и Э. Лока, а также объединяющая все концепции модель Портера-Лоулера.  

Теория ожидания Врума базируется на том, что человек  надеется на удовлетворение своих потребностей и, в соответствии с ожидаемым  результатом, планирует уровень  затрачиваемых усилий. В своей концепции Врум попытался объяснить, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими возможностями, и сколько он готов затратить усилий для достижения результата Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2003. С. 206..  

Представления людей о том, в какой мере их действия приведут к определенным результатам, получили название ожидания, и оно  определяется исходя из анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции, способности  оценить обстановку и свои возможности и оказывает значительное влияние на активность человека и его стремление к достижению поставленной цели. 

Поскольку ожидание является вероятной категорией, его  числовая характеристика изменяется в  диапазоне от 0 до 1. В. Врум выделяет ожидание 2-х типов:  

а) ожидания человека, что планируемый уровень затрачиваемых  усилий приведет к достижению желаемого  результата. Такие ожидания получили название ожидания результатов. В данном случае Врум подчеркивает взаимосвязь: затраты труда - результаты;  

б) ожидание справедливого  вознаграждения за достигнутый уровень  результатов. Здесь подчеркивается взаимосвязь: результаты - вознаграждение. Кроме того, для объяснения мотивации  к труду теория ожидания вводит понятие  валентности Валентность - это удовлетворенность или неудовлетворенность вознаграждением, оценка ценности вознаграждения. Если отношение к вознаграждению негативное, то валентность отрицательна; если вознаграждение имеет ценность - положительна; если же безразличное - нулевая. .  

В. Врум утверждает, что итоговая оценка, определяющая мотивацию человека, интегрирует в себе оценки вероятности того, что, 1) работник сможет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов (З - Р)); 2) что его успех будет замечен руководителем и должным образом вознагражден (ожидание справедливого вознаграждения (Р - В)); 3) оценку возможного вознаграждения (валентность).  

В соответствии с этим Егоршин Егоршин А.П. Управление персоналом. -Н.Новг.: Дело, 2003. С. 72 выводит  формулу: Мотивация = (З - Р) * (Р - В) * валентность На основании вышеуказанной формулы видно, что степень мотивированности человека, необходимая для решения организационных задач, будет создаваться путем обеспечения достаточно высокого уровня ожиданий и неотрицательной валентности, то есть подчиненные должны осознать, что от их усилий зависит определенные результаты труда, за которым последует вознаграждение. .  

Оценивая теорию ожидания, многие авторы убеждены, если значение любого из трех факторов для  определения мотивации будет  мало, то мотивация будет слабой. Другой концепцией в рамках процессного подхода является теория справедливости Дж. Адамса, где автор утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и, что самое главное с достижениями других людей. Человек субъективно определяет отношение полученного результата или вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносит его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. По мнению Адамса, каждый субъект всегда мысленно оценивает отношение:  

Индивидуальные  доходы Доходы других лиц 

Индивидуальные  затраты * Затраты других лиц 

Если в результате сопоставлений он делает вывод, что  нарушений нет, то мотивирующие факторы действуют нормально; если же они обнаруживаются, то происходит демотивация личности, в результате чего эффективность труда понижается и человек начинает, чтобы «восстановить справедливость», - снижать деловую активность, требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда, продвижение по службе и т. д. Но если людям переплачивают, то свое поведение они менять не склонны. Теория справедливости позволяет сделать несколько важных выводов для практики управления людьми. Руководитель должен не только стремиться быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и хорошо знать, считают ли работники, что вознаграждение строится на равной и справедливой основе.  
 

К процессному  подходу принадлежит также теория постановки целей Э. Лока. Теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность к ним, их приемлемость, сложность и т. п Если цели реальны, то чем они выше, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения; в противном случае цели перестают быть средствами мотивирования. К высоким результатам ведет ясность и определенность целей, четкость и конкретность в их постановке. В то же время их расплывчатость, аморфность вызывает распыление усилий, а поэтому и соответствующий результат. Чем больше он привержен им, тем упорнее он будет следовать им, несмотря на сложность, специфичность и иные препятствия..  

Информация о работе Мотивация - функция управления на предприятии