Наблюдение – процедура банкротства (цели, задачи, особенности)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:57, контрольная работа

Описание

Процедура наблюдения - важнейшая процедура банкротства, введенная Федеральным законом от 8 января 1998 года № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, является новой для российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Как показала уже сложившаяся за этот весьма короткий для “жизни” закона период правоприменительная практика, данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

Содержание

Введение 3
1. Особенности процедуры наблюдения……………………………4
2. Анализ финансового состояния должника…………………………5
3. Собрание кредиторов………………………………………………6
4. Внешнее управление………………………………………………6
5. Цели и задачи наблюдения……………………………………………...
7
6. Особенности правового регулирования введения процедуры наблюдения………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

антикризисное управление.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)


КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

По дисциплине:  Антикризисное управление

На тему: Наблюдение – процедура банкротства (цели, задачи, особенности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

3

1. Особенности процедуры наблюдения………………………………….

4

2. Анализ финансового состояния должника………………………………..

5

3. Собрание кредиторов……………………………………………………

6

4. Внешнее управление…………………………………………………….

6

5. Цели и задачи наблюдения……………………………………………...

7

6. Особенности правового регулирования введения процедуры наблюдения…………………………………………………………………

13

Заключение…………………………………………………………………

15

Список литературы…………………………………………………………

16

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процедура наблюдения - важнейшая  процедура банкротства, введенная Федеральным законом от 8 января 1998 года № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, является новой для российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Как показала уже сложившаяся за этот весьма короткий для “жизни” закона период правоприменительная практика, данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

Основной целью данной процедуры является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В отличие от таких  процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда. Существует исчерпывающий перечень случаев, когда наблюдение не вводится.

 

 

 

 

 

 

1. Особенности процедуры наблюдения

Статья Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”  выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление.

Процедура наблюдения введена  в российское законодательство впервые.

Представляется вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона о банкротстве посвящаются процедуре наблюдения, которая представляет собой наиболее важный, можно даже сказать решающий этап в процессе реорганизации предприятия должника.

Наблюдение, согласно статье Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов. При введении наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего, который наделен контрольно-распорядительными полномочиями, направленными на обеспечение сохранности имущества должника и защиту законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Временный управляющий  действует параллельно с руководством должника, поскольку осуществление  рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, которые продолжают осуществлять свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями. Деятельность управляющего происходит в двух основных направлениях: во-первых, это контроль над действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур. Временный управляющий имеет возможность контролировать процесс функционирования предприятия без его прекращения, если это отвечает интересам должника и кредиторов.

В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество голосов, принадлежащих каждому  кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которому докладывает результаты финансового анализа и предложения о дальнейшей судьбе должника.

Наблюдение заканчивается  в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства.

 

2. Анализ финансового состояния должника

 

Проведение анализа  финансового состояния должника является одной из основных обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. В процессе наблюдения временный  управляющий имеет возможность тщательно рассмотреть финансовое состояние должника, чтобы представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, и возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, перспективы восстановления платежеспособности в случае введения внешнего управления, анализ финансовой, хозяйственной деятельности должника, его положение на рынке.

Для точной и полной характеристики финансового состояния предприятия  и тенденций его изменения достаточно рассчитать небольшое количество финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

 

3. Собрание кредиторов

 

После выявления финансового  положения должника, соотношение его долгов и активов, перспектив по выходу из неплатежеспособности, временный управляющий созывает первое собрание кредиторов. 
При уведомлении кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов о сроке, дате и месте проведения собрания временный управляющий также сообщает им сведения о числе голосов, которым они будут располагать на первом собрании кредиторов. Право голоса на первом собрании кредиторов имеют конкурсные кредиторы (и уравненные с ними в правах в части предъявляемых требований налоговые и иные уполномоченные органы, которые по сути кредиторами не являются). Главный признак, в соответствии с которым участник собрания наделяется правом голоса, - установление его требований посредством признания должником или арбитражным судом.

 

4. Внешнее управление

 

Под внешним управлением (судебной санкцией) понимается процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом предприятия (организации)-должника внешнему управляющему. 
Внешнее управление может быть введено только арбитражным судом, который либо утверждает соответствующее решение собрания кредиторов, либо действует по собственной инициативе. Введение внешнего управления влечет отмену принятых в течение периода наблюдения мер, обеспечивающих сохранность имущества должника. Очень важная мера, которая служит обеспечению возможности проведения внешнего управления – мораторий на удовлетворение кредиторов, возникших до его введения. Предполагается продолжение функционирования предприятия-должника в течение периода внешнего управления, поэтому необходима отсрочка платежей. Назначение моратория препятствует кредиторам требовать наложения взыскания на имущество должника, поскольку такие требования в ряде случаев могут обернуться его гибелью. Мораторий распространяется как на требования кредиторов, так и на требования по обязательным платежам. С момента введения внешнего управления приостанавливается начисление неустоек, финансовых санкций.

 

5. Цели и задачи наблюдения

 

Успех реабилитационных процедур в немалой степени зависит  от оперативности принятия решения  об их введении. Процедура наблюдения не относится к реорганизационным  процедурам процесса банкротства в  их общепринятой в мировой практике трактовке. Ее основное предназначение - обеспечить возможность принятия кредиторами и судом объективного решения о судьбе предприятия должника, соответствующего как микроэкономическим, так и макроэкономическим целям, поставленным законодателем, при регулировании вопроса несостоятельности.

Важнейшей целью процедуры  наблюдения является сохранение имущественного комплекса должника в период “подготовки” к решению кругом уполномоченных заинтересованных лиц его судьбы. Реализация каких-либо действий по восстановлению платежеспособности должника, реконструкции его деятельности, погашению долгов возможна лишь при сохранении в неизменном виде имущественной базы должника до момента окончания процедуры наблюдения.

Как показывает практика, и руководители, и кредиторы, не всегда заинтересованы в реализации естественного процесса о несостоятельности (банкротстве). Поскольку бизнес должника имеет определенную ценность, в смене обладателя права собственности на него, порой оказывается, заинтересован целый ряд участников процесса о несостоятельности, и не только.

Закон о банкротстве 1992 года уделял механизму сохранения имущества  весьма незначительное внимание. Простой  арест имущества, если он применялся, - не представлял собой достаточной  меры для обеспечения сохранности  имущества. Существует, как известно, огромное количество способов сокрытия имущества должником, например, путем создания филиалов, дочерних компаний, продажи акций и т.п., а также у родственников или деловых партнеров. Кроме сокрытия имущества, должник мог удовлетворить требования отдельных кредиторов, что существенно снижало степень защиты оставшихся. Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” существовавшее положение вещей было изменено.

Поскольку должник на стадии наблюдения не признан банкротом, руководитель не отстранен от должности, а деятельность организации продолжается в полном объеме, должник вынужден совершать сделки. Должник находится в затруднительном положении, а это значит, что такие сделки могут совершаться либо на кабальных условиях, либо с повышенной степенью риска. Поэтому законодателем в новом Законе о банкротстве был разработан правовой механизм контролирования временным управляющим процесса заключения должником ряда сделок в период наблюдения.

Для обеспечения сохранности имущества  законодателем введено разграничение прав руководства должника и временного управляющего, а также определен целый ряд обязанностей временного управляющего, направленных на обеспечение сохранности имущественного комплекса должника.

Для возможности принятия решения  о дальнейшей судьбе должника должна быть выявлена объективная картина состояния его бизнеса. Создание необходимой информационной базы поручается арбитражному управляющему, который является квалифицированным специалистом в данной отрасли. Для выполнения своих функций временный управляющий наделяется достаточными полномочиями. В то же время он сам находится под контролем кредиторов, которые могут обжаловать его действия в арбитражном суде.

Для реализации этой цели используется, прежде всего механизм анализа финансовой деятельности должника, результаты которого доводятся до сведения кредиторов должника. Описывая в докладе кредиторам истинную картину финансового состояния, временный управляющий дает им возможность принять приемлемое для них решение. Ведь далеко не всегда кредиторам выгодна ликвидация должника. Иногда более выгодно подождать, когда платежеспособность организации восстановится, и затем получить долги, проценты и возмещение убытков в полном размере, либо преследуются цели не потерять рынок сбыта. Все эти вопросы могут быть решены именно в период наблюдения.

Введение арбитражным  судом процедуры наблюдения призвано реализовать также такую цель государства, как обеспечение равной меры защиты всех участников хозяйственной деятельности. Процедура наблюдения соответственно имеет своей целью, обеспечение правового равенства участников процесса несостоятельности.

Арбитражному суду для  обеспечения возможности принятия справедливого, не ущемляющего прав участников процесса, решения на протяжении процедуры наблюдения также представляется возможность тщательно подготовиться к разбирательству дела, рассмотреть спорные требования, установить истинный размер требований кредиторов и тем самым определить задолженность должника еще до судебного разбирательства. Таким образом, перед вынесением решения арбитражный суд и каждый участник процесса могут иметь определенное представление о финансовом состоянии должника.

Для достижения поставленных целей законодатель выделил ряд  конкретных задач процедуры наблюдения, и их выполнение возложено на арбитражного управляющего.

Прежде всего, это сохранение имущества должника.

На период наблюдения вводятся определенные ограничения  полномочий органов юридического лица по распоряжению его имуществом. Вместе с тем, в отличие от иных процедур банкротства (внешнее управление, конкурсное производство), руководитель юридического лица - должника не отстраняется от должности. Контроль над сохранностью активов должника обеспечивается обязанностью его органов по предварительному согласованию определенных сделок с имуществом с временным управляющим и запрещению руководству должника совершать ряд сделок вообще.

Информация о работе Наблюдение – процедура банкротства (цели, задачи, особенности)