Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:37, реферат
Нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау) как интеллектуальные ресурсы.
Нераскрытая информация — техническая, организационная или коммерческая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), не известная третьим лицам.
МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Управляемая самостоятельная работа
По дисциплине: Экономика организации
На тему: «Нераскрытая информация,
в том числе секреты производства (ноу-хау)
как интеллектуальные ресурсы»
Выполнила студентка 3-го курса
Группы 90301с УФФ
Дашкевич Яна
МИНСК, 2011
1) Нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау) как интеллектуальные ресурсы.
Нераскрытая информация — техническая, организационная или коммерческая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), не известная третьим лицам.
Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.
К нераскрытой информации применяются правила, установленные в отношении охраны коммерческой тайны.
Информация получает правовую охрану при соблюдении одновременно трех условий:
наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности в силу неизвестности ее третьим лицам;
отсутствие свободного доступа к ней на законном основании;
принятие мер к охране ее конфиденциальности обладателем информации.
Законодательство Республики Беларусь не содержит конкретного перечня информации, которая может составлять коммерческую тайну. Таковой может стать любая информация, представляющая коммерческую ценность для компании, и из которой можно извлечь выгоду, не являющаяся общеизвестной и общедоступной.
Отнесение тех либо иных сведений к коммерческой тайне компании осуществляется ею по своему усмотрению в зависимости от ее интересов. Однако здесь есть два исключения.
1. Сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне в соответствии с законодательством:
Учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности (например, свидетельства о государственной регистрации, лицензии и т. д.).
Сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей (например, балансы, налоговые декларации и т. д.).
Сведения, подлежащие представлению в качестве государственной статистической отчетности.
Документы о платежеспособности (например, справки об отсутствии задолженности по платежам в бюджет и т. д.).
Сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест (например, ст. 10 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» обязывает предприятия письменно уведомлять центр занятости о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты).
Сведения о правах юридического лица на имущество и сделках с ним, подлежащие государственной регистрации.
2. Сведения не подлежат отнесению к коммерческой тайне, если они:
относятся к государственным секретам (государственной и служебной тайне);
защищаются авторским и патентным правом;
касаются негативной деятельности компании, способной нанести ущерб интересам государства.
2) Особенности охраны конфиденциальной информации, коммерческой тайны.
Среди совокупности существующих мер по охране конфиденциальности информации (организационных, технических и т. д.) важную роль играют правовые меры по неразглашению коммерческой тайны работниками компании и иными лицами, имеющими доступ к такой информации, то есть лицами, получившими коммерческую информацию законными методами.
К числу таких мер могут быть отнесены:
разработка положения о защите коммерческой тайны компании и сведений, составляющих коммерческую тайну;
оформление обязательства о неразглашении коммерческой тайны с работником;
оформление обязательства о неразглашении коммерческой тайны с иными лицами, имеющими доступ к конфиденциальной информации.
Коммерческая тайна тесно связана с конкуренцией, и этим обусловлен возросший в последнее время интерес к вопросу защиты сведений, разглашение которых может нанести ущерб компании.
Международным бюро ВОИС утверждены Типовые положения о защите от недобросовестной конкуренции.
Обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции призвано национальное законодательство страны. В Республике Беларусь меры по защите от недобросовестной конкуренции предусмотрены Гражданским кодексом (раздел V. «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), законом Республики Беларусь от 2.XII.2002|: №154-З» (в действующей редакции) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в котором имеется специальная глава «Недобросовестная конкуренция».
В законе дано определение недобросовестной конкуренции - «это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинять или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации».
3) Определение стоимости ноу-хау.
Оценка стоимости ноу-хау - оценка совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-
В современных условиях развития экономики информация коммерческого или технического характера, использование которой позволяет повышать эффективность бизнеса, является весьма значимым и достаточно дорогим товаром. Как необходимый элемент бизнеса, она может занимать важное место в структуре активов компании.
Как объект интеллектуальной собственности, такая информация может являться необходимым элементом всего бизнеса и занимать важное место в структуре активов компании.
Оценка стоимости нематериальных активов, включающая в себя оценку стоимости ноу-хау, как некой совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-
Проблема с ноу-хау заключается в том, что его нельзя зарегистрировать как изобретение, товарный знак или другие виды интеллектуальной собственности. Ведь регистрация изобретения предполагает разглашение сути нововведения как объекта интеллектуальной собственности, что противоречит самому понятию "ноу-хау" (секрет производства).
Оценка ноу-хау, как объекта нематериальной собственности, осуществляется:
• Для внесения в уставной капитал или вывода из основных фондов;
• В качестве залога, в том числе, и для кредита;
• Для страхования;
• Для решения вопросов компенсации и ущерба в суде;
• Для переоценки;
• Для дооценки;
• Для наследства.
Рыночная оценка ноу-хау осуществима при наличии следующего пакета документов:
1. Правоустанавливающие документы на оцениваемое ноу-хау.
2. Документы, содержащие сведения о наличии обременений, действующих в отношении оцениваемого ноу-хау, в том числе обременение залогом или долговыми обязательствами, наличием лицензионных соглашений, договоров, контрактов и т.д.
3. Документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики, и условия хозяйственного использования ноу-хау.
4) Стимулирование создания ноу-хау, секретов производства.
Система стимулирования представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.
Значение материальных стимулов возрастает при низком уровне обеспеченности сотрудников предприятия и, наоборот, снижается при существенном повышении его средних значений (по стране, отрасли и т. п.). Чаще всего материальные (денежные) стимулы применяют, если возможно выделить результат отдельного работника, группы, подразделения. Этот вид стимулирования представляет собой определенную сложность, когда речь идет об управленческом труде.
Не денежные (социальные и функциональные) стимулы способствуют активизации потребностей в безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Эти стимулы становятся актуальными при экономической нестабильности общества, при выполнении работ повышенной опасности, для людей с повышенным уровнем тревожности и т. п.
Практические рекомендации по повышению степени удовлетворенности при воздействии материальных стимулов:
системы материального стимулирования должны быть просты и понятны каждому работнику;
эти системы должны быть гибкими, дающими возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы;
поощрение работников важно организовать по критериям, которые воспринимаются каждым как правильные;
размеры поощрений должны быть экономически и психологически обоснованы (больше и реже, чаще и меньше);
система поощрений должна формировать у работников ощущение справедливости материальных вознаграждений;
эта система должна способствовать повышению заинтересованности работников в улучшении не только индивидуальной работы, но и работы в "деловых связках" с другими сотрудниками;
в этой системе работники должны видеть четкую взаимосвязь между результатами своей работы и деятельности фирмы (к чему могут привести ошибки сотрудников и к чему ведут успехи каждого из них).
Социально-психологические стимулы относятся к нематериальным стимулам и воздействуют на потребности социальные и потребности в уважении.
Творческие стимулы способствуют не только активному использованию своего потенциала, но и его наращиванию, созданию творческой обстановки, удовлетворению потребностей в самовыражении.
Социально-психологические и творческие стимулы наиболее актуальны для персонала, участвующего в формулировании проблем и поиске путей их решения. Их активно применяют в организациях, которые реально признают роль человеческого фактора в достижении эффективной работы.
Методы принуждения должны применяться очень корректно в обоснованных случаях. Так, например, в административных системах, в основе которых лежат соблюдение норм, стандартов, жесткая дисциплина и т. п. применение этих методов необходимо. Применение принуждения как метода мотивации в творческих коллективах приводит, как правило, к отрицательным результатам, способствует снижению творческой активности.
Солидарности как методу мотивации придается большое значение там, где необходимо максимальное вовлечение работников, обладающих специальными знаниями, командная работа для решения сложных, нестандартных проблем. Особенно актуален при создании и функционировании системы управления качеством, а также системы управления знаниями. Для японской экономики этот метод мотивации является основным благодаря своеобразию менталитета.
Метод мотивации приспособление позволяет удержать ключевой персонал, делегируя ему полномочия в решении проблем, которые представляют для него профессиональный интерес и для решения которых сотрудник обладает необходимой компетенцией. То есть определенные направления работы подбираются под уровень компетенции сотрудника. Этот метод мотивации чаще всего применяется в организациях, поощряющих инициативу, творчество и ответственность сотрудников, является актуальным для предприятий, ориентированных на ведение конкурентной борьбы при помощи ноу-хау.