Оценка финансового состояния на краткосрочную перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание

Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.
Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Работа состоит из  1 файл

21. Оценка финансового состояния на краткосрочную перспективу. 46. Политика привлечения заёмных средств. СДЕЛАТЬ.docx

— 55.36 Кб (Скачать документ)

Платежеспособность и  финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической  деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие  финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед  другими предприятиями того же профиля  в привлечении инвестиций, в получении  кредитов, в выборе поставщиков и  в подборе квалифицированных  кадров. Наконец, оно не вступает в  конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату — рабочим и  служащим, дивиденды — акционерам, а банкам гарантирует возврат  кредитов и уплату процентов по ним.

Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры  и, следовательно, тем меньше риск оказаться  на краю банкротства.

Анализ платёжеспособности необходим не только для предприятия  с целью оценки и прогнозирования  финансовой деятельности, но и для  внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заёмщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические  отношения друг с другом. Особенно важно знать о финансовых возможностях партнёра, если возникает вопрос о  предоставлении ему коммерческого  кредита или отсрочки платежа.

Платёжеспособность оказывает  положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение  нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому платёжеспособность направлена на обеспечение планомерного поступления  и расходования денежных ресурсов, выполнение расчётной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заёмного капитала и наиболее эффективного его использования.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить  банкротства предприятия, нужно  хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные  средства, а какую — заёмные.

Главная цель анализа платёжеспособности — своевременно выявлять и устранять  недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения  финансовых возможностей предприятия.

При этом необходимо решать следующие задачи:

На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с  позиции улучшения платёжеспособности.

Прогнозирование возможных  финансовых результатов, экономической  рентабельности, исходя из реальных условий  хозяйственной деятельности и наличие  собственных и заёмных ресурсов.

Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное  использование финансовых ресурсов.

Анализом платёжеспособности предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы. С  целью изучению эффективности использования  ресурсов, банки для оценки условий кредитования, определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, прогнозирования и контроля. Его цель — установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заёмные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.

 Внешний анализ осуществляется  инвесторами, поставщиками материальных  и финансовых ресурсов, контролирующими  органами на основе публикуемой  отчётности. Его цель — установить  возможность выгодно вложить  средства, чтобы обеспечить максимум  прибыли и исключить риск потери.

Основными источниками информации для анализа платёжеспособности и кредитоспособности предприятия  служат бухгалтерский баланс (форма  № 1), отчёт о прибылях и убытках (форма № 2), отчёт о движении капитала (форма № 3) и другие формы отчётности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учёта, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Анализ платёжеспособности предприятия осуществляют путём  соизмерения наличия и поступления  средств с платежами первой необходимости. Различают текущую и ожидаемую (перспективную) платёжеспособность. Текущая платёжеспособность определяется на дату составления баланса. Предприятие считается платёжеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчётам. Ожидаемая (перспективная) платёжеспособность определяется на конкретную предстоящую дату путём сравнения суммы его платёжных средств со срочными (первоочередными) обязательствами предприятия на эту дату.

 

46. Политика привлечения  заёмных средств.

 

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного  привлечения заемных средств. Использование  заемного капитала позволяет существенно  расширить объем хозяйственной  деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование  собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса  составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики  объем используемых заемных средств  значительно превосходит объем  собственного капитала. В связи с  этим управление привлечением и эффективным  использованием заемных средств  является одной из важнейших функций  финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких  конечных результатов хозяйственной  деятельности предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной  хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:

1. Долгосрочные финансовые  обязательства. К ним относятся  все формы функционирующего на  предприятии заемного капитала  со сроком его использования  более одного года. Основными  формами этих обязательств являются  долгосрочные кредиты банков  и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому  кредиту; задолженность по эмитированным  облигациям; задолженность по финансовой  помощи, предоставленной на возвратной  основе и т.п.), срок погашения  которых еще не наступил или  не погашенные в предусмотренный  срок.

2. Краткосрочные финансовые  обязательства. К ним относятся  все формы привлеченного заемного  капитала со сроком его использования  до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

В процессе развития предприятия  по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность  в привлечении новых заемных  средств. Источники и формы привлечения  заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам.

С учетом изложенной классификации  организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных  средств включает следующие основные этапы:

1. Анализ привлечения  и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа  изучается динамика общего объема привлечения  заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе анализа  определяются основные формы привлечения  заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного  кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме  заемных средств, используемых предприятием.

На третьем этапе анализа  определяется соотношение объемов  используемых предприятием заемных  средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая  группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается  динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов.

На четвертой стадии анализа  изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового  и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с  позиций их соответствующей конъюнктуре  финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа  изучается эффективность использования  заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств  на предприятии в сложившихся  объемах и формах.

2. Определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных  активов. В настоящее время большинство  предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности  финансировать полностью эту  часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов  не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных  активов частично или полностью  финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью  привлечения заемных средств  в этом случае выступает необходимость  ускорения реализации отдельных  реальных проектов предприятия (новое  строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

г) обеспечение социально-бытовых  потребностей своих работников. В  этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных  участков и на другие аналогичные  цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого при влечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение предельного  объема привлечения заемных средств.  Максимальный объем этого привлечения  диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной  финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его  кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения  заемных средств.

С учетом этих требований предприятие  устанавливает лимит использования  заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

Информация о работе Оценка финансового состояния на краткосрочную перспективу