Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 13:46, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть различные операции купли-продажи интеллектуальной собственности.
Задача работы проанализировать реализацию продукции интеллектуальной собственности в международной практике.
Введение 3
1. Интеллектуальная собственность 4
1.1 Объекты интеллектуальной собственности и методы их оценки 4
2. Операции по купле – продаже интеллектуальной собственности 7
2.1 Патентное право 7
2.2 Авторское право 9
2.3 Лицензионная торговля 11
2.4 Товарный знак и фирменное наименование 14
2.5 Ноу-хау 16
3. Российский опыт реализации продукции интеллектуальной собственности 18
3.1 Правовое регулирование рынка интеллектуальной собственности в России 18
3.2 Российский опыт реализации продукции интеллектуальной собственности 19
4.Международный опыт и практика реализации продукции интеллектуальной собственности 23
Заключение 28
Список использованной литературы 28
Также существуют обязательные, открытые - официально публикуемые, принудительные, исключительные лицензии.
Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок.
Продажа лицензии может быть способом выхода фирмы-продавца на ноу-хау и другие достижения фирмы-покупателя, поскольку в соглашениях обычно имеется пункт о взаимном обмене усовершенствованиями, которые будут сделаны в изделии или технологии в течение срока действия лицензионного контракта.
Продажа лицензий осуществляется посредством заключения лицензионного соглашения, договора по которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение. При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром, а лицензиат получает право на его использование при конкретных условиях в течение определенного срока.
Важнейшим требованием к потенциальному лицензиату является то, что он должен иметь возможность осваивать новую технологию и организовать рентабельное производство.
После проведения переговоров заключается лицензионный договор.
Лицензионный договор обычно состоит из следующих разделов:
Цена лицензии — это своего рода баланс между интересами продавца и покупателя
В случае, если продавец лицензии заинтересован в сохранении конфиденциальности по поводу лицензируемого объекта, применяется так называемое опционное соглашение, по которому покупатель вносит до 30% от общей стоимости лицензии, получает доступ к информации на условиях секретности, а затем решает вопрос о ее приобретении (в этом случае сумма аванса засчитывается в общем объеме сделки) либо отказе от лицензии (и тогда авансовый платеж остается у продавца).
При заключении лицензионного договора общие выплаты осуществляются либо с единицы, произведенной по лицензии продукции (так называемой роялти), либо в форме паушальных платежей (т.е. по частям, например: 20% - при заключении договора, 30% - при подписании технической документации; 30% - с началом выпуска продукции; 20% - в виде гарантийных платежей, растянутых во времени). Сроки действия лицензионных соглашений, как правило, не превышают 10-ти и составляют в среднем 5-7 лет.
Лицензионный договор имеет черты сходства с традиционными договорами купли-продажи и найма. Вместе с тем договор патентной лицензии как купля-продажа (на время) права использования охраняемого объекта отличается и от купли-продажи, и от аренды вещей.
Товарный знак — зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.
Товарный знак является объектом интеллектуальной собственности и потому требует особой защиты. Может быть зарегистрирован сроком на 10 лет с правом продления каждые 10 лет. Законом закрепляется его правовая охрана.
Зарубежные и российские специалисты рекомендуют регистрировать товарный знак на начальных этапах деятельности фирмы. Товарный знак имеет не только информационное, но и коммерческое значения
В международной практике распространен ряд символов, которые используются обладателями товарных знаков во избежание недоразумений:
В соответствии с законодательством передача знака является действительной лишь в том случае, если она происходит одновременно с передачей промышленного или торгового предприятия, которому принадлежит этот знак. Для признания такой передачи действительной достаточно, чтобы часть промышленного или торгового предприятия, расположенная в этой стране, была передана приобретателю вместе с исключительным правом изготовления или продажи там продуктов, снабженных переданным знаком.
Передача товарного знака может осуществляться следующими способами:
Товарный знак можно купить у другой организации. Это особенно выгодно, если название этой фирмы общеизвестно. Кроме того, не нужно разрабатывать логотип и тратить деньги на рекламную кампанию.
Исключительное право на товарный знак может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака) (ст. 25 Закона № 3520-1).
Договор об уступке товарного знака регистрируется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации договор считается недействительным
Уступка товарного знака осуществляется на основании Приказа Роспатента от 29.04.2003 № 64 "О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных".
Отдельным
пунктом договоров могут
Право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем товарного знака (лицензиаром) другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Лицензионный договор должен содержать условие о том, что:
Лицензионный договор регистрируется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Без этой регистрации он считается недействительным.
В буквальном переводе с английского ноу-хау означает знаю как. Ноу-хау – объем информации, имеющей практическое применение, но не оформленное патентом или другими аналогичными документами.
Деловая конфиденциальная информация определяется как коммерческая информация - совокупность сведений, представляющих собой производственный опыт и знания по ведению бизнеса, принадлежащие правообладателю и не имеющие охранных документов.
Это формулы, расчеты, чертежи, схемы, конструкции, незапатентованные изобретения, требования, стандарты к оформлению помещений, формам и методам ведения бизнеса и другие аналогичные материалы, результаты специальных исследований, базы данных, стратегические и политические корпоративные направления и прогнозные показатели.
Ноу-хау в отличие от других объектов интеллектуальной собственности, не имеет достаточного уровня правовой защиты как в российской, так и в международной практике.
Ноу-хау имеет реальную ценность только в том случае, если оно защищено от раскрытия.
Продажа беспатентных лицензий на ноу-хау не требует предварительного патентования предлагаемых к продаже технологий, а также расходов по обеспечению патентовладельцем своих прав. В то же время продажа становится возможной, лишь, когда предлагаемый к продаже ноу-хау до и после его регистрации по лицензии содержится владельцем в строжайшем секрете. После продажи лицензиар (продавец) должен продолжать держать его в секрете от третьих лиц, иначе у покупателя лицензии (лицензиата) пропадет мотивация платить за лицензию.
Появление у третьих лиц коммерческих технических секретов, проданных по беспатентной лицензии, может быть также результатом непреднамеренной и неконтролируемой «утечки» этих секретов в связи с миграцией от фирмы к фирме работников лицензиата (покупателя лицензии) или лицензиара (продавца лицензий), с активным промышленным шпионажем конкурентов и т.п. Поэтому обычно сделки по беспатентным лицензиям совершаются между сторонами, уже имеющими друг к другу достаточное доверие, заинтересованными в дальнейшем сотрудничестве, либо в прибылях друг друга.
Отдельного
регулирования договор о
Договор о передаче ноу-хау относят к договорам лицензионного типа (беспатентным лицензиям), поскольку необходимым элементом такого договора является разрешение (лицензия) на использование ноу-хау.
Договор о передаче ноу-хау может заключаться по инициативе, как обладателя ноу-хау, так и его покупателя. Поскольку законом условия, необходимые для договора о передаче ноу-хау, практически не регламентированы, как существенные для этого договора выступают, прежде всего условия о предмете договора, порядке и сроке передачи ноу-хау, о вознаграждении за передаваемое ноу-хау, о территории и сроке действия договора.
Передавая ноу-хау, его обладатель может сохранить за собой право использования данного ноу-хау и передачи его третьим лицам. Напротив, в договоре может быть предусмотрено, что ноу-хау вправе использовать и даже передавать по договору третьим лицам только покупатель ноу-хау. В зависимости от вида договора устанавливается и его цена, т.е. форма и размер вознаграждения, уплачиваемого покупателем за ноу-хау.
В преамбуле договора отмечается, что обладатель ноу-хау, имея на него фактическую монополию и являясь его единственным разработчиком, согласен передать ноу-хау покупателю за вознаграждение. Передается сама информация, и в договоре необходимо дать ее исчерпывающую характеристику.