Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:23, контрольная работа
Целью моей работы является рассмотрение социальной поддержки малообеспеченным семьям, в частности, технологий адресной помощи, а также ее особенностей и значимости.
В написании работы можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть такую категорию населения, как семья и ее социальные проблемы.
2. Изучить систему государственной социальной поддержки малообеспеченных семей.
Введение………………………………………………………………..3
1. Социальная защита………………………………………………6
1.1. Сущность социальной защиты………………………………….6
1.2. Государственная политика в области социальной защиты…..10
1.3. Проблема законодательного обеспечения…………………….14
2. Проблемы оказания адресной помощи………………………..19
Заключение…………………………………………………………....22
Список литературы…………………………………………………...25
Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.
Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г. утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы. К ним относятся:
• граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
•
участники Великой
• одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и другим основаниям);
• вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время;
• бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
• лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
• зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
• лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;
• лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-воспитательного учреждения;
• лица без определенного места жительства;
• семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики;
• семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;
• семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• семьи с низким уровнем дохода;
• многодетные семьи; • неполные семьи;
• семьи несовершеннолетних родителей;
• молодые, в том числе студенческие семьи;
• матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
• беременные женщины и кормящие матери;
•
самостоятельно проживающие выпускники
детских домов и школ-
• дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
• безнадзорные дети и подростки;
• дети и подростки с девиантным поведением;
• дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;
• разводящиеся семьи;
• семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;
• граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.
Государство
реализует политику социальной защиты
населения через социальные программы
и систему социального
Система социального обслуживания населения формируется в рамках Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Социальные услуги населению
оказывают различные типы
Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан.
Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.
Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого государства. Ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей.
Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.
Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Прежде всего необходимо остановиться на том, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь.
Таким
образом, учитывая вышесказанное, можно
утверждать, что определение государственной
социальной помощи, закреплённое на законодательном
уровне является необходимой гарантией
для реализации гражданами своих конституционных
прав. В настоящее время в Российской Федерации
за чертой бедности находится большое
количество семей и граждан, которые не
могут по независящим от них обстоятельствам
обеспечить себе прожиточный минимум
и принятие закона о государственной помощи
в 1999 году, который законодательно закрепил
определение государственной социальной
помощи, контингент её получателей и источников
формирования средств на оказание данной
помощи является важным этапом развития
Российской Федерации как социального
государства.
1.3.
Проблема законодательного обеспечения
За три года, прошедшие с момента принятия Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на федеральном уровне в основном завершено формирование нормативной базы «для использования прожиточного минимума при предоставлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты населения». Вступил в силу федеральный закон «О государственной социальной помощи», определивший «правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам», в соответствии, с которым получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, чей среднедушевой доход по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума.
В целях обеспечения единства принципов и подходов к оказанию адресной социальной помощи, уточнения и расширения правового поля федерального закона «О государственной социальной помощи», законодательной трансформации социальных льгот и пособий в единое пособие по нуждаемости, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство.
На
концептуальном уровне решаются такие
задачи, как оптимизация и
В свою очередь, регионы должны определиться с организацией программ адресной социальной помощи, основными элементами которых являются определение прожиточного минимума конкретных семей, обратившихся за помощью, выявление степени их нуждаемости на основе расчета доходов семьи и определение размеров пособий по нуждаемости. Отсутствие в регионах расчетов показателей доли бедных семей и глубины бедности, необходимых для установления величины федеральных трансфертов, может существенно осложнить процесс их распределения. Если финансовых ресурсов достаточно, каждой семье, получившей статус «нуждающейся», назначается и выплачивается пособие в размере, определяемом разницей между прожиточным минимумом этой семьи и ее общим семейным доходом. При нехватке финансовых средств пособие в первоочередном порядке назначается и выплачивается семьям, имеющим наибольший дефицит семейного дохода относительно прожиточного минимума. Таким образом, количество семей, охваченных адресной социальной помощью, определяется реальными финансовыми ресурсами каждой региональной программы адресной социальной помощи.
На
фоне повышения административной нагрузки
в связи с реализацией программ
адресной социальной помощи органы социальной
защиты на местах волнуют также вопросы
о штатной численности и оплате
труда социальных работников, непосредственно
занятых этим. Меры по усилению адресности
социальной поддержки непосредственно
связаны с проблемой совершенствования
администрирования процессов распределения
государственной социальной помощи. Как
и всякий переход на новые принципы управления,
этот процесс неизбежно связан с определенными
издержками. В соответствии с Конституцией
РФ вопросы социальной защиты отнесены
к совместному ведению РФ и субъектов
РФ (ст. 72, ч. 2, п. ж). Нормативно-правовые
акты рассматриваемых субъектов РФ были
приняты и реализуются во исполнение Конституции
РФ, федеральных законов и подзаконных
актов (постановлений Правительства РФ,
указов Президента РФ, нормативных актов
министерств и ведомств), а также по вопросам,
относящимся к компетенции самих субъектов.
Несмотря на то, что эти акты несомненно
обладают рядом достоинств, они отличаются
декларативностью. Принцип адресности
социальной помощи, закрепленный в законах,
часто понимается, как адресность по принадлежности
к определенной категории населения, а
не по принципу нуждаемости Нормативно-правовые
акты данного периода содержат огромное
количество указаний на льготы, пособия,
компенсационные выплаты, получение бесплатных
или частично оплачиваемых социальных
услуг, право на которые имеют целые категории
населения не зависимо от уровня материального
благосостояния. Существует также ряд
нормативно-правовых актов, которые с
достаточной долей условности можно назвать
«корпоративными». Данные акты предусматривают
социальную защиту лиц, работающих в определенных
отраслях или службах, занимающие должности
государственной службы (например, спасатели,
работники железнодорожного транспорта,
судьи, судебные приставы, жители закрытых
административно-
Ядром всего действующего федерального и регионального законодательства является предоставление льгот. Юридический смысл льготы заключается в том, что она является исключением из общего правила, отклонением от единых требований нормативного характера. Функционально – льгота является инструментом перераспределения социальных благ. Льготы устанавливаются для тех субъектов, интересы которых не получают должного обеспечения и защиты в силу наличия у данных субъектов определенных специфических особенностей. Льгота (и в этом ее юридическое значение) должна иметь строго определенную цель и временный характер. Вместо этого льгота давно уже стала универсальным инструментом дифференциации населения, устанавливающей жесткие, почти сословные, разграничения.
Реализация так называемых социальных «прав» и льгот, закрепленных в федеральном законодательстве, осуществляется по мере финансовых и материальных возможностей конкретного региона. Наиболее затратными с точки зрения бюджетных расходов являются законы «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Некоторые законы принимались с нарушением конституционного требования, в соответствии, с которым необходимо заключение Правительства РФ – законы были приняты либо с отрицательным заключением Правительства РФ, либо без такового, что привело к тому к отсутствию финансового обеспечения этих законов.
Общей
чертой, характерной для всего
массива нормативно-правовых актов
(как федеральных, так и региональных),
регулирующих отношения в сфере
социальной защиты, является увеличение
численности социально
В
результате получателями всевозможных
социальных льгот, пособий и выплат являются
2/3 населения России.
2.
Проблемы оказания адресной помощи
Информация о работе Организация адресной социальной помощи населению