Организация городского хозяйства: транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание

В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них – проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.

Работа состоит из  1 файл

организация гх.docx

— 222.24 Кб (Скачать документ)

Городской транспортный комплекс должен:

 

— полностью удовлетворять  потребности населения и гостей города по ассортименту, качеству и  объемам транспортных услуг;

 

— обеспечить стабильное развитие транспортной сферы города, быть финансово  устойчивым и экономически эффективным;

 

— использовать прогрессивные  транспортные технологии, современные  ТС;

 

— обеспечить существенное улучшение экологического состояния  города;

 

— иметь совершенную внутреннюю организацию, эффективно реализовывать  функции управления в сферах стратегии, планирования, прогрессивной научно-технической  политики и пропорционального развития городского пассажирского транспорта в целом и отдельных его  видов в частности.

 

В процессе разработки Программы  будут определены:

 

— последовательность мероприятий, для осуществления которых имеющиеся  финансовые и правовые условия будут  заведомо достаточными;

 

— пакет приоритетных инвестпроектов, обеспечивающих относительно быстрый  экономический эффект и приемлемую норму внутренней рентабельности;

 

— стратегические партнеры и портфельные инвесторы для  реализации перспективных проектов;

 

— финансовые ресурсы отечественных  и зарубежных источников.

 

Результатом разработки и  реализации Программы развития транспортного  комплекса города будет:

 

— стратегический план развития отрасли на период до 2006г;

 

— среднесрочная программа  обновления и модернизации до 2006г;

 

— краткосрочная программа  первоочередных мероприятий на 2002-2004 гг.

 

В процессе реализации Программы  планируется получить:

 

— максимально полную объективную  характеристику текущего состояния  целостного пассажирского транспортного  комплекса города и его окрестностей;

 

— обоснование перспективных  вариантов организации транспортного  комплекса города;

 

— план реструктуризации системы  управления предприятиями коммунального  транспортного комплекса и другими  предприятиями.;

 

— план обновления и модернизации основных фондов транспортного комплекса  города, в т.ч.: единого центра управления и диспетчеризации перевозок; подвижного состава; контактной сети; рельсового хозяйства; силового энергохозяйства (тяговых подстанций и т.п.), других объектов основных фондов.

 

Основные концептуальные положения:

 

Программа развития городского пассажирского транспорта предусматривает  создание целостного транспортного  комплекса города с привлечением к участию в перевозках пассажиров всех заинтересованных хозсубъектов, независимо от форм собственности, которые  имеют возможности предоставлять  эффективные транспортные услуги. Основные концептуальные положения формирования городского транспортного комплекса  предусматривают:

 

— создание единой комплексной  транспортной системы города;

 

— создание совершенной  внутренней организации (структуры) транспортного  комплекса и обеспечение его  эффективной системой управления на основе внедрения современных информационных технологий;

 

— обеспечение максимально  возможной экономической эффективности  функционирования городского транспортного  комплекса на основе совершенствования  экономических отношений между  заказчиком и исполнителями транспортной работы, а также путем привлечения  дополнительных источников финансирования;

 

— оснащение транспортных предприятий города современными ТС в необходимых объемах на основе обновления, модернизации и капремонта существующего подвижного состава;

 

— обеспечение максимально  возможной экологичности эксплуатации ТС в городе и охраны окружающей среды путем обновления и модернизации подвижного состава, использования  альтернативных экологически безопасных видов топлива.

 

— усовершенствование транспортного  сообщения между функциональными  зонами города: жилыми, производственными, социально-общественными, зонами массового  отдыха и т.п.;

 

— упорядочение системы  дорожного движения, светофоров, а  также строительство объездных  дорог;

 

— кадровое обеспечение  потребностей отрасли в современном  менеджменте и организации работы.

 

Исходная информация для  разработки Программы развития транспортного  комплекса города:

 

Программа разработана с  целью реализации положений государственной  социально-экономической политики, на основе прогнозных показателей социально-экономического развития, заложенных в программе  развития "Днепропетровск-2010: стратегия  роста", использования международного опыта развития транспортных систем в городах Европы и мира. Программа базируется на:

 

— положениях Послания Президента к Верховной Раде "Украина: шаг  в XXI столетие. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 гг.";

 

— прогнозных и программных  документах КМУ;

 

— результатах анализа  работы транспортного комплекса  города и социально-экономических  процессов;

 

— данных государственной  и ведомственной статотчетности; решениях горсовета, программах, распоряжениях, протоколах поручений, других распорядительных документах Днепропетровского горсовета, касающихся развития транспортного  комплекса города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности управления транспортным комплексом города

 

 Транспортный комплекс  города включает в себя внутригородской  пассажирский транспорт (автобус,  трамвай, троллейбус), междугородный  и пригородный пассажирский транспорт,  грузовой транспорт, специализированный  транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов,  медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию  трамвайных путей, контактной  сети электротранспорта, вокзалы,  автостоянки, заправочные станции,  ремонтные и другие сервисные  службы. В некоторых городах для  внутригородских перевозок используется  железнодорожный и водный транспорт,  в крупнейших городах – метрополитены.  Столь сложный комплекс требует  муниципального регулирования и  управления.

 

 Федеральный закон  2003 г. относит к компетенции  поселений создание условий для  предоставления транспортных услуг  и организацию транспортного  обслуживания населения в границах  поселения, а к компетенции  муниципальных районов – межпоселенческие  перевозки в границах района. Особую проблему представляет  муниципальное регулирование пассажирских  перевозок в условиях конкуренции  муниципального и частного транспорта.

 

 При организации управления  транспортным комплексом города  должны учитываться его особенности,  показанные на рис.1.

 

 Для городского пассажирского  транспорта важно соблюдение  необходимого соответствия мощностей  отдельных звеньев транспортной  системы. В основе таких расчетов  лежит определение пассажиропотоков  по всем видам передвижений  в разные периоды дня, суток,  сезона и года. Среднесуточные  пассажиропотоки определяют общий  характер и объем транспортной  работы в городе. Пассажиропотоки  в часы пик определяют характер  массовых передвижений и служат  основой для определения потребности  в подвижном составе при решении  вопросов о провозной и пропускной  способности транспорта и улично-дорожной  сети города.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 . Особенности транспортного  комплекса города

 

 Распределение пассажиров  по маршрутам определяется с  помощью коэффициента неравномерности,  характеризующего наполняемость  подвижного состава по длине  маршрута. Он представляет собой  отношение произведения максимального  числа пассажиров на длину  перегона к общему объему работы  транспорта на данном направлении.  Этот коэффициент используется  при расчете маршрутной системы  города.

 

 Муниципальное управление  организацией пассажирских перевозок  в городе призвано обеспечить  удовлетворение потребностей всех  слоев населения с минимальными  потерями времени. Режим работы  транспорта должен быть увязан  с графиком работы крупных  градообразующих предприятий.

2.1 Задачи муниципального  управления транспортом

 

 Основные задачи муниципального  управления в сфере транспорта:

 

 • обеспечение надежного  состояния транспортных линий  и развитие магистралей;

 

 • модернизация систем  организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества  транспортного обслуживания населения;

 

 • приведение муниципального  подвижного состава в надлежащее  состояние, соответствующее техническим  параметрам и нормативам;

 

 • обеспечение безопасности  перевозок.

 

 Функции органов местного  самоуправления по управлению  транспортным комплексом города  показаны на рис.2

 

 

Рис. 2. Функции органов  местного самоуправления в сфере  транспорта

 

 Органы местного самоуправления  могут быть наделены государственными  полномочиями по финансированию  муниципальных и частных транспортных  предприятий и перевозчиков для  компенсации перевозки льготных  категорий пассажиров (при условии  получения субвенций из федерального  или регионального бюджета).

 

 В условиях многообразия  форм собственности на транспортные  средства и конкуренции муниципального  и частного транспорта основными  механизмами регулирования пассажиропотоков  выступают муниципальный заказ  на перевозки и диспетчеризация  перевозок.

 

 За рубежом основным  инструментом управления системой  городского пассажирского транспорта  является проектное финансирование  как одна из разновидностей  муниципального заказа. Проводится  конкурс (тендер, аукцион) проектов  разных компаний, организующих транспортные  перевозки, с привлечением экспертов.  По результатам конкурса выбирается  проект, на который будет выдан  муниципальный заказ. Подобный  выбор исполнителей способствует  развитию здоровой конкуренции  в сфере городского пассажирского  транспорта.

 

 Обобщающие показатели  работы городского пассажирского  транспорта показаны на рис.3.

 

Рис. 3. Показатели работы городского пассажирского транспорта

2.2 Проблемы транспортного  комплекса города

 

 В системе городского  транспорта большинства российских  городов накопилось много сложных  проблем. Одна из них – проблема  контроля оплаты за проезд. Для  ее решения за рубежом устанавливают  автоматические турникеты, в некоторых  городах России стимулируют для  этого покупку проездных билетов  различного срока пользования  и дальнейшее проведение денежно-вещевых  лотерей по номерам купленных  билетов.

 

 Другая проблема –  износ подвижного состава. В  большинстве городов России муниципальный  пассажирский транспорт изношен  практически наполовину. Средств  городского бюджета, а также  части выручки муниципальных  пассажирских предприятий не  хватает для ремонта подвижного  состава, поскольку большая их  часть идет на компенсацию  проезда льготных категорий населения.  Повышение стоимости проезда  вызывает лишь отток пассажиров  в частные автобусы, в результате  чего муниципальный транспорт  работает «вхолостую».

 

 Серьезной проблемой  многих городов является дорожная  сеть, ее пропускная способность.  Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных  случаях необходимо расширять  проезжую часть улиц, что крайне  сложно. С учетом состояния дорожной  сети должен производиться выбор  типа подвижного состава транспорта.

 

 Массовая автомобилизация  вызвала необходимость создания  большого комплекса сервисных  служб, обеспечивающих работу  транспорта. Серьезную проблему  представляет организация стоянок  индивидуального транспорта (паркингов)  на территории города, строительство  коллективных гаражей, в том  числе многоэтажных, в центре  города. В некоторых новых жилых  домах первые этажи и подвалы  проектируются как гаражи, что  удобно жильцам. Другая проблема  – автозаправочные станции и  пункты, мойки, мастерские срочного  ремонта и шиномонтажа. Они  тоже должны размещаться по  всей территории города.

 

 Необходима увязка  работы внутригородского и внешнего  транспорта. Управление объектами  внешнего транспорта (железнодорожные  и автовокзалы, речные и морские  порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государственными  предприятиями или крупными акционерными  компаниями. Органы местного самоуправления  обязаны обеспечить «стыковку»  этих объектов с маршрутами  внутригородского транспорта, сетью  предприятий торговли и общественного  питания, другими городскими службами.

2.3 Критерии эффективности  функционирования городского транспорта

Информация о работе Организация городского хозяйства: транспорт