Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Главную цель работы можно сформулировать: построение правильного управления финансами в целях стабильной работы предприятия. А, следовательно задачами являются:
- правильное построение системы управления финансами предприятия;
- исследовать как происходит финансовое планирование предприятия и управление активами;
- с помощью каких средств проводиться эффективный контроль изменений финансового состояния предприятия.
Введение_________________________________________________________5
1. Введение в управление финансами предприятия______________________6
1.1.Финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства___________________________________________________6
1.2.Структура и процесс функционирования системы управления финансовыми ресурсами на предприятии______________________________ 8
1.3.Финансовый менеджмент, задачи и цели управления финансами предприятия______________________________________________________9
1.4.Цели финансового менеджмента предприятия______________________10
1.5.Структура источников финансирования предприятия________________15
2. Финансы предприятия___________________________________________18
2.1.Основы организации финансов предприятий_______________________18
2.2.Понятия финансового планирования предприятия___________________21
2.3.Цели планирования финансами предприятия_______________________22
2.4.Организация планирования предприятия__________________________24
2.5.Процесс планирования финансами предприятия____________________25
3.Управление финансами предприятия_______________________________26
3.1.Управление активами предприятия_______________________________26
3.2.Управление текущими активами предприятия______________________26
3.3.Управление основными активами предприятия_____________________27
Заключение______________________________________________________28
Список литературы________________________________________________30
Финансовый инструмент это любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.
Финансовые активы включают: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; акции другого предприятия.
К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства: выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).
Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы). Выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).
Методы финансового управления: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.
Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность; сообщения финансовых органов; информация учреждений банковской системы; информация товарных, фондовых и валютных бирж.
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
1.3.
Финансовый менеджмент,
задачи и цели
управления финансами
предприятия
В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответствен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблема имеет существенное значение для предприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала.
Наконец финансовый менеджер, как правило, — ответственный исполнитель принятого решения, он также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Главное ее содержание состоит в контроле за денежными потоками. Финансовый менеджер часто входит в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важнейших вопросов.
В наиболее общем виде деятельность
финансового менеджера может
Логика выделения таких областей деятельности финансового менеджера тесно связана со структурой баланса, как основной отчетной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия.
В рамках первого направления деятельности менеджера осуществляется общая оценка: активов предприятия и источников их финансирования; величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности; источников дополнительного финансирования; системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Второе направление предполагает детальную оценку: объема требуемых финансовых ресурсов; формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность); степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время); стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств); риска, ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал
собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная
ссуда банка).
Третье направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера: оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные); целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура; оптимальность оборотных средств; эффективность финансовых вложений.
Принятие
решений с использованием приведенных
оценок выполняется в результате
анализа альтернативных решений,
учитывающих компромисс между требованиями
ликвидности, финансовой устойчивости
и рентабельности.
1.4.
Цели финансового
менеджмента
Нетрудно сформулировать целую систему целей финансового управления:
- выживание фирмы
в условиях конкурентной
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
- лидерство в борьбе с конкурентами;
- максимизация «цены» фирмы;
- приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;
- рост объемов производства и реализации;
- максимизация прибыли;
- минимизация расходов;
- обеспечение рентабельной деятельности и т. д.
Приоритетность целей объясняется в теориях организации бизнеса (theories of the firm). Наиболее распространенным является утверждение, что фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам (Profit Maximization Theory). Обычно это ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов. Однозначен ли такой вывод?
В рамках традиционной неоклассической экономической модели предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль. В идеале, когда предполагаются равнодоступность информации, наличие опытного руководства и других аспектов, достичь такого максимума невозможно; при этом суммарный маржинальный доход равен нулю. Именно поэтому применяется понятие «нормальной» прибыли, т. е. прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. Действительно, прибыльность различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает тем не менее стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный. В основе такого подхода лежит и весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию — «себестоимость плюс некая устраивающая производителя надбавка».
Другие исследователи
В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, в частности, для оценки эффективности данной фирмы в целом очень, распространенным является показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестированного капитала» (ROI). Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей не всегда очевидно.
Пример 1.
Предположим, что некая фирма достигла значения показателя ROI = 30%.
Означает ли
это, что представившуюся
Выбор не так прост, как кажется. В частности, новое инвестирование следует осуществить, если:
а) затраты на поиск источников финансирования меньше 25%;
б) фирма имеет временно свободный капитал и не может более выгодно разместить его в предприятие с той же степенью риска.
Пример 2.
Предположим, что финансовый менеджер компании АА делает выбор между двумя альтернативными инвестиционными проектами П1 и П2
Доход на акцию (тыс.руб.) | ||||
Проект | Год 1 | Год 2 | Год 3 | Всего за три
Года |
П1 | 2,6 | 1,4 | 0,5 | 4,5 |
П2 | 0,8 | 1,3 | 2,7 | 4,8 |
Основываясь на критерии максимизации суммарного дохода на акцию, следует предпочесть проект П2. Однако верен ли такой вывод? Очевидно, что в этом случае не учтена временная ценность денег. Если последнее принять во внимание, первый проект может оказаться более привлекательным, поскольку обеспечивает значительно большее поступление денежных средств в первый год; эти средства могут быть реинвестированы и принести дополнительный доход.
Любой фирме в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля. Эта проблема усугубляется по мере усложнения форм организации бизнеса. В свою очередь, это привело к возникновению ряда управленческих теорий (Managerial Theories of the Firm).
В основе подобных теорий — наиболее известной из них является «Теория передачи полномочий» (Agency Theory). Здесь как бы обособляются две большие группы физических лиц, имеющих непосредственное отношение к фирме, — владельцы (акционеры, участники) и управленьческий персонал. Их интересы, могут совпадать далеко не всегда особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе — рассчитано на перспективу. Выделяют и более дробные классификации
конфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам.
Определенной разновидностью данной теории является «Теория заинтересованных лиц» (Stakeholder Theory), предполагающая, что фирма должна не только и не столько стремиться к максимизации прибыли, но и заботиться о социальном положении своих работников, охране окружающей среды и др. Это направление получило особое развитие в рамках бихевиористических подходов к объяснению особенностей организации бизнеса.
Однако наибольшее распространение в последние годы получила «Теория максимизации «цены» фирмы» (Wealth Maximization Theory). Решения финансовых вопросов должены: базироваться на прогнозировании доходов владельцев фирмы; быть обоснованным, ясным и точным; быть приемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих решений, включая поиск источников средств, собственно инвестирование, распределение доходов (дивидендов).
Этот подход базируется на следующей основополагающей идее развития общества — достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. С позиции инвесторов в основе этого подхода лежит предпосылка, что повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе ростом цены акций, должно приниматься владельцами и управленческим персоналом.
Реализация данного критерия на практике также не всегда очевидна. Во-первых, он основан на вероятностных оценках будущих доходов, расходов, денежных поступлений и риска, с ними связанного. Во-вторых, не все фирмы имеют однозначно понимаемую финансовыми аналитиками рыночную цену, в частности, если фирма не котирует свои акции на бирже, определение ее рыночной цены затруднено.
Информация о работе Организация управления финансами предприятия