Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ современного состояния дел в области разработки методик оценки инвестиционной привлекательности регионов, выявление существующих проблем и попытка определения путей их преодоления.
Первая глава работы посвящена теоретическим вопросам. В ней раскрываются понятия инвестиций, инвестиционной деятельности, региона, инвестиционной привлекательности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
1.1 Современные подходы к трактовке понятий инвестиций и инвестиционной деятельности
1.2 Регион как объект приоритетного инвестирования
1.3 Сущность и составляющие инвестиционной привлекательности регионов
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
2.1 Обоснование необходимости системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов
2.2 Критерии и факторы оценки инвестиционной привлекательности регионов
2.3 Анализ современных методик оценки инвестиционной привлекательности регионов
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
3.1 Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности
3.2 Обзор современного российского опыта повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К продуктивным формам государственно-частного партнерства следует также отнести кооперационные исследовательские центры промышленности и университетов штатов. Целями их образования являются: активизация кооперационных исследований промышленности и университетов; укрепление связей между исследованиями и технологическим развитием; упрощение процедур передачи и коммерциализации технологий путем объединения ресурсов промышленности, университетов и органов власти штатов.[67]
Значительный интерес представляет и опыт Канады, которая в конце ХХ века по оценкам Мирового экономического форума вошла в пятерку лучших по инвестиционному климату среди 59 индустриально развитых и развивающихся стран.[68]
Важным направлением деятельности, обеспечивающей улучшение инвестиционного климата территорий Канады, является содействие созданию новых исследовательских центров при университетах. Специальный грант выделен создаваемым в пяти регионах центрам генетических исследований и развития биотехнологии.
В последние годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки. Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20 – 35 %.
Финансовое стимулирование включает также гранты, ссуды, кредитные поручительства, субсидии для выплаты заработной платы, субсидирование арендной платы, вложения венчурного капитала.
Канадская система предоставляет местным корпорациям значительное стоимостное преимущество в затратах перед аналогичными компаниями США, если научно-исследовательские работы выполняются в Канаде. Канадским корпорациям устанавливается более быстрая амортизация, упрощенная форма списания научно-исследовательских расходов.[69]
Власти Канады, как и США, рассматривают процессы активизации инвестиционной деятельности и экологического регулирования в единстве.
В составе используемых инструментов регулирования можно выделить:
стандарты качества окружающей среды;
экологические лицензии (права) на строительство, введение в строй и эксплуатацию тех или иных предприятий, загрязняющих окружающую среду, выдаваемые природоохранными ведомствами;
инструкции (кодексы) практической деятельности, ее экологические критерии и инструкции, разрабатываемые правительственными органами для деловых кругов.[70]
В Шотландии улучшение инвестиционного климата связывается с развитием процессов кластеризации экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей местных компаний (the Local Enterprise Companies LECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработке инвестиционных программ, защите земель и др.[71]
Опыт проведения имиджевой политики в Индии. Государственные органы Индии, прежде всего Министерство торговли и промышленности и Министерство иностранных дел Индии, оказывают активную поддержку объединениям промышленников и предпринимателей Индии в осуществлении деятельности по продвижению национального и региональных брэндов, а также формированию благоприятного образа страны за рубежом.
Так, Конфедерация индийской промышленности (Confederation of Indian Industry, CII) при поддержке Министерства торговли и промышленности Индии учредила организацию India Brand Equity Foundation (IBEF), которая осуществляет деятельность по сбору, анализу и распространению за рубежом текущей информации об экономике Индии. IBEF осуществляет три главные функции:
работает со СМИ в целях продвижения национальных брэндов;
координирует стратегические маркетинговые инициативы, в том числе кампанию “Индия везде” (“India Everywhere”);
выступает в качестве информационного ресурса.
В Правление организации входят высокопоставленные чиновники Министерства торговли и промышленности, Министерства иностранных дел и Министерства туризма, а также руководители ведущих компаний страны.
Среди мероприятий IBEF 2006 г. в рамках промоушен – кампании “Индия везде” можно отметить проведение “Дня Индии” на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2006 г. В мероприятии приняли участие представители крупнейших компаний Индии, ведущие экономисты, политики и видные деятели культуры.
На проходившей в апреле 2006 г. Ганноверской технологической выставке Индия являлась страной-партнером. В церемонии открытия принял участие премьер-министр Индии М.Сингх. Как и в Швейцарии, на выставке в Германии IBEF вела работу по таким направлениям как организация национального павильона, проведение бизнес семинаров и конференций, с участием руководителей ведущих индийских компаний и видных политических деятелей, работа со СМИ, проведение культурных мероприятий (гастрономические акции, показы мод, концерты и т.п.).
В рамках кампании “Индия везде” IBEF проводит презентации и форумы в различных странах мира.
Под эгидой IBEF создана сеть так называемых Послов Индии (Brand Ambassadors), в число которых входят успешные и влиятельные люди индийского происхождения, которые участвуют в различных рекламных акциях и выступают в качестве представителей отдельных индийских компаний.
На фоне растущего интереса мирового экономического сообщества к развивающейся экономике Индии кампания “Индия везде”, широко освещаемая в национальных и зарубежных СМИ, стала естественным и необходимым инструментом продвижения экономических и политических интересов Индии на международной арене.
Успех Китая по завоеванию зарубежных рынков – это прямой результат эффективной политики государства по привлечению иностранного капитала. После решения китайского правительства в 1979 году сделать привлечение иностранных инвестиций приоритетом в экономической политике, были созданы первые «специальные экономические зоны» (в провинциях Гуандонг и Фуян). Эти зоны выделялись не только либеральным налоговым режимом, но и существенным облегчением административных барьеров для открытия нового бизнеса. Важную роль в успехе экономических зон также сыграли Гонконгские и Тайваньские инвестиции в китайскую экономику. К 1990 году, «специальные экономические зоны» привлекали более 52% всех иностранных инвестиций в Китае и производили более половины китайских экспортных товаров.
Правительство Китая также вложило средства в так называемые «сети для экспорта». Это были приоритетные сектора экономики, в частности, легкая промышленность и электроника, которым выделялись субсидии для модернизации заводов и приобретения сырья. Цель программы - улучшение качества и количества китайских экспортных товаров. В «сетях» компаниям, которые более чем на 25% контролировались иностранцами, предоставлялись особые льготы и доступ к кредитам Центрального банка Китая. Сегодня подобные компании производят более 80% китайских экспортных товаров.
Правительство также резко снизило пошлины на импорт товаров, которые входили в производство экспортных товаров (к примеру, запчасти машины). Сегодня более 2\3 китайских экспортных товаров составляют именно такие товары. Центральный банк Китая выделяет кредиты для поддержки компаний-экспортеров.
Однако основным секретом успеха является четкая система информирования иностранных инвесторов. В частности подобная «рекламная кампания» осуществляется интернет-порталами (как и государственными, так и частными), содержащими материалы об инвестиционных возможностях в Китае и контактах с возможными партнерами.
В результате успеха подобных проектов сегодня появились сайты, подобные made-in-china.com («сделано-в-Китае»), которые рекламируют исключительно китайские товары для западных покупателей (в том числе, для менеджеров магазинов).
Все рассмотренные меры не являются чем-то сверхъестественным и при правильной организации способны внести свой вклад в инвестиционную привлекательность России.
Проведенный анализ современного зарубежного опыта государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата территорий позволяет предложить для внедрения в российскую практику следующие его продуктивные компоненты[72]:
1. Использование механизма государственно-частного партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством создания структурных элементов новой экономики, концентрации финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления на развитие инновационного компонента территорий.
2. Определение в числе приоритетных направлений улучшения инвестиционного климата процессов развития кадрового, инфраструктурного и инновационного обеспечения инвестиционной деятельности, кластеризации социально-экономического пространства регионов
3. Комплексное стимулирование инвестиций, включающее финансовую поддержку (гранты, субсидии, налоговые льготы и др.), инфраструктурное, информационное обеспечение.
4. Высокий уровень разнообразия форм взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности: государства, бизнеса, науки и высшего образования (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства и др.).
5. Создание в регионах специализированных государственных организаций непосредственно участвующих в обосновании механизмов развития территорий, в том числе связанных с улучшением их инвестиционного климата.
3.2 Обзор современного российского опыта повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ
Санкт-Петербург
Правительством Санкт-Петербурга сформулирован ряд принципов, на которых основывается инвестиционная политика в нашем регионе. К ним, в частности, относятся[73]:
- доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором;
- презумпции добросовестности инвесторов;
- сбалансированности публичных и частных интересов;
- открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;
- ясности и простоты инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге;
- равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;
- объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях;
- неизменности принятых решений;
- взаимной ответственности Санкт-Петербурга и инвесторов.
Механизмами реализации данных принципов являются такие меры, как, например, правовое закрепление порядка предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга, установленное в постановлении Правительства Санкт-Петербурга «О предоставлении государственных гарантий Санкт-Петербурга» от 31 марта 2009 г. № 344.
Кроме того, как одна из мер повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга используются налоговые льготы. Перечень налоговых льгот определен в Законе Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 14 июля 1995 года № 81-11 (с изменениями на 4 ноября 2009 года).
Ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5% при условии инвестирования в основные средства более 300 млн. рублей; и уменьшается до 15,5% при условии инвестирования от 150 до 300 млн. рублей (ст.11-4).
Ставка налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается вдвое с 2,2% до 1,1%, при условии инвестирования в основные средства более 150 млн. рублей. Указанные льготы предоставляются сроком на три года (ст.11-6).
С 01 января 2007 года крупным инвесторам предоставлены дополнительные налоговые льготы. При инвестировании свыше 3 млрд. рублей в основные средства, инвестор, реализующий проект в сфере обрабатывающего производства, освобождается от налога на имущество сроком на 5 лет, а ставка налога на прибыль, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5% также на 5 лет (ст.11 Закона).
Кроме того, статья 11-3 устанавливает ставку налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для налогоплательщиков - резидентов особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, в размере 13,5 процента на весь период существования данной особой экономической зоны (статья дополнительно включена с 14 июня 2006 года - Закон Санкт-Петербурга от 2 мая 2006 года № 190-29).
Республика Хакасия
Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия[74] осуществляется органами государственной власти республики путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, а также прямого участия государства в инвестиционной деятельности. Приоритетными сферами экономики Республики Хакасия, в которых возможно сотрудничество с российскими и иностранными инвесторами, являются: цветная металлургия, электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность стройматериалов, лесная и деревообрабатывающая промышленности, легкая и пищевая промышленности, торговля, туризм.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности в республике сформирована полноценная инвестиционная инфраструктура, позволяющая качественно обеспечить реализацию различных программ и проектов развития региональной экономики. Базовым принципом политики республиканского правительства по-прежнему остается привлечение инвесторов и концентрация инвестиционных ресурсов на более перспективных направлениях. И как следствие – значительное увеличение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.
При Правительстве Республики Хакасия создана комиссия по инвестициям. Утверждены инвестиционные проекты, поддерживаемые правительством, республики. В 2006 г. Правительством РХ образован инвестиционный фонд в сумме 22 млн. рублей, средства которого были направлены на:
предоставление бюджетных кредитов в целях поддержки инвестиционной деятельности предприятий среднего и малого бизнеса, не включенных в республиканские целевые программы государственной поддержки, в общей сумме до 11 млн. рублей;
Информация о работе Основные подходы к повышению инвестиционной привлекательности регионов