Особенности функционирования организаций различных организационно – правовых форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

В России большинство предприятий функционируют в условиях жесткого ограничения финансовых средств. В подобных условиях основной задачей, решаемой на государственном уровне, является поиск наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов, организационно-правовых форм предприятий. Наиболее остро эта проблема встает в период проведения реформ, затрагивающих социальные и экономические аспекты общественного устройства. Преобладающие в настоящее время организационно-правовые формы предприятий оказываются неэффективными по ряду параметров, а предусмотренные законодательством формы коммерческих организаций не могут быть полностью использованы.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты изучение организационно-правовых форм предприятий
1.1 Сущность организационно-правовых форм предприятий
1.2 Классификация организационно-правовых форм предприятий
1.3 Особенности организации финансов различных организационно-правовых форм предприятий
2. Анализ основных организационно-правовых форм предприятий
2.1 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности
3. Основные направления совершенствования основных организационно-правовых форм предприятий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по экономике предприятия.docx

— 58.22 Кб (Скачать документ)

     Ассоциация (союз) не несет ответственность  по обязательствам своих членов. Напротив, члены ассоциации (союза) отвечают по ее обязательствам — несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом. Основания и пределы ответственности  членов определяются в учредительных  документах объединения.

     6. Некоммерческое партнерство

     Государственной Думой 8 декабря 1995 года был принят Федеральный  закон «О некоммерческих организациях».

     Закон предоставляет заинтересованным лицам  возможность создания некоммерческих организаций в формах, не предусмотренных  Гражданским кодексом Российской Федерации. Одной из этих форм является некоммерческое партнерство.

     В соответствии со ст. 8 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

     Имущество, переданное некоммерческому партнерству  его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого  партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

     Некоммерческое  партнерство вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано [15, c. 212].

     Некоммерческое  партнерство относится к юридическим  лицам, в отношении которых их члены имеют обязательственные  права. Члены некоммерческого партнерства  вправе:

     - участвовать в управлении делами  некоммерческого партнерства;

     - получать информацию о деятельности  некоммерческого партнерства в  установленном учредительными документами  порядке;

     - по своему усмотрению выходить  из некоммерческого партнерства;

     - если иное не установлено федеральным  законом или учредительными документами  некоммерческого партнерства, получать  при выходе из некоммерческого  партнерства часть его имущества  или стоимость этого имущества  в пределах стоимости имущества,  переданного членами некоммерческого  партнерства в его собственность,  за исключением членских взносов,  в порядке, предусмотренном учредительными  документами некоммерческого партнерства;

     - получать в случае ликвидации  некоммерческого партнерства часть  его имущества, оставшегося после  расчетов с кредиторами, либо  стоимость этого имущества в  пределах стоимости имущества,  переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

     Член  некоммерческого партнерства может  быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства.

     Член  некоммерческого партнерства, исключенный  из него, имеет право на получение  части имущества некоммерческого  партнерства или стоимости этого  имущества.

     Члены некоммерческого партнерства могут  иметь и другие права, предусмотренные  его учредительными документами  и не противоречащие законодательству.

     7. Автономная некоммерческая организация

     В соответствии с Законом автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов  в целях предоставления услуг  в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

     Автономная  некоммерческая организация относится  к юридическим лицам, в отношении  которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Ранее  к таким организациям гражданское  законодательство относило общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

     Автономная  некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана  указанная организация.

     Надзор  за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

     Учредители  автономной некоммерческой организации  могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. 
 
 
 
 
 
 

     3. Основные направления совершенствования основных организационно-правовых форм предприятий

     Проведенный сравнительный анализ коммерческих и некоммерческий предприятий показывает, что для решения социальных задач  преимущественными являются организационно-правовые формы некоммерческих организаций как обладающие наиболее подходящими характеристиками для удовлетворения социальных потребностей общества, по сравнению с коммерческими организациями.

     Целью деятельности коммерческой организации  является получение прибыли. Полученной прибылью коммерческая организация  может распоряжаться по своему усмотрению.

     Цель  деятельности некоммерческой организации  определяется учредителем. Некоммерческая организация тоже может получать прибыль, однако расходовать полученные средства может только в соответствии с целью деятельности, определенной учредителем.

     Из  существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций наиболее подходящей с точки зрения организационно-правовых аспектов деятельности формой представляется автономная некоммерческая организация. Некоторой проблемой по реализации этого варианта реорганизации является то, что Закон «О некоммерческих организациях» прямо не указывает на возможность учреждения автономных некоммерческих организаций государством и муниципальными образованиями. Но главным препятствием является возможность передачи в частную собственность государственного или муниципального имущества и таким образом утрата для государства и муниципального образования этого имущества.

     Проведенный в рамках исследования анализ показал, что в настоящее время ни одна организационно-правовая форма, предусмотренная  действующим законодательством  РФ, не может полностью заменить бюджетное учреждение.

     Наиболее  вероятным на настоящий момент вариантом  изменения организационно-правового  статуса предприятия является изменение  его типа с бюджетного на автономное [1, c. 78].

     Схематично  типы учреждений и законодательные  акты их регламентирующие можно изобразить следующим образом (Рисунок 3.1):

     

     

       

     

     

 

     Рисунок 3.1 – Типы организационно-правовой формы предприятий

     На  настоящий момент реформа организационно-правовой формы учреждений не затрагивает  бюджетные учреждения, но цель создания автономного учреждения – оказание услуг, выполнение работ в целях  осуществления предусмотренных  законодательством Российской Федерации  полномочий органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

     Хозяйственная самостоятельность автономных учреждений требует обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости для своевременного удовлетворения требований кредиторов при недостаточности финансирования из государственных источников.

  1. Приведенное научно-правовое обоснование необходимости изменения организационно-правового статуса предприятий может быть использовано как основа для разработки и внедрения новых организационно-правовых форм предприятий.
  2. Сформулированные возможные неблагоприятные последствия изменения организационно-правового статуса предприятий могут использоваться в оценке проектов по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий.
  3. Для следования автономного учреждений целям, ради которых они создаются, и избежания их перепрофилирования необходимо разработать и внедрить посредством принятия подзаконных нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению:

     - четкие критерии определения  видов деятельности, которые помимо основной может осуществлять автономное учреждение;

     - порядок согласования с учредителем  тех или иных действий, включая  распоряжение имуществом, внесение  изменений в устав (особенно  в части расширения видов деятельности), вопросы реорганизации и ликвидации  автономного учреждения,

     - возможность изменения типа учреждения  в обратном направлении от  автономного к бюджетному в случае невозможности функционирования и не выполнения предусмотренных уставом целей, уклонения от выполнения задания учредителя;

     -регламентация  участия автономного учреждения  в качестве учредителя других  юридических лиц – объем имущества,  которое может быть передано; характер и виды деятельности  создаваемых организаций;

     -обязательное  страхование гражданской ответственности  юридического лица - автономного  учреждения;

     -механизм  свободного выбора пациентами  лечебно-профилактического учреждения.

     4. В целях повышения правовой  грамотности и готовности руководителей  предприятий к изменению организационно-правового  статуса возглавляемых ими учреждений  необходимо обеспечить обучение  руководителей организаций по  правовым и экономическим аспектам  деятельности предприятий различных  организационно-правовых форм. Разработать  четкие требования к кандидатам  на должность руководителей автономных  учреждений, включая требования  к уровню подготовки, опыту работы.

 

      Заключение

     Подводя итог проведённого исследования, следует отметить, что:

     1. Сравнительный анализ организационно-правовых  форм предприятий по российскому  законодательству показывает, что  преимущественными являются организационно-правовые  формы некоммерческих организаций  как обладающие наиболее подходящими  характеристиками для удовлетворения  социальных потребностей общества  – цель, определяемая учредителем,  имущественная и организационная  обособленность, способы формирования  имущественной базы, особенности  взаимодействия учредителей (участников) с юридическим лицом, особенности  их ответственности.

     2. В настоящее время в сфере государственных и муниципальных предприятий возникли проблемы, требующие изменения организационно-правового статуса предприятий: зависимость учреждений от адекватного финансирования из бюджета соответствующего уровня, недостаточно четкая регламентация содержания права оперативного управления, целесообразность и правомерность оказания учреждениями платных услуг, проблема самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доходы деятельности, проблемы, связанные с наличием субсидиарной (дополнительной) ответственности собственника.

     3. Юридические неопределенности и противоречия в практике функционирования государственных (муниципальных) и негосударственных предприятий свидетельствуют о необходимости изменения сложившегося положения, включая четкое определение характера вещного права на имущество; механизма присвоения имущества при создании организации; объема полномочий организации по владению, пользованию и распоряжению средствами, получаемыми из разных источников; характера ответственности организации и ее учредителей за «хозяйское» использование имущества; возможности и порядка одновременного оказания бесплатных и платных услуг; формы контроля со стороны учредителя, государственных надзорных органов, общественности.

Информация о работе Особенности функционирования организаций различных организационно – правовых форм