Особенности организации консалтинговой деятельности в рамках научно-образовательных центров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:29, статья

Описание

Рассматривается краткая история консалтинга в экономических школах, представлены 3 организационные схемы, обоснованы выводы о необходимости организации консалтинга в рамках НОЦов в университетах

Работа состоит из  1 файл

Степанова.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

 

В.В. Степанова

Северный (Арктический) федеральный университет

 

Все общеизвестные в мировой практике организации высшего образования «модели университета», такие, например, как «модель университета Гумбольдта», «модель Сорбонны», «модель Гарварда» и другие включают осуществление двух основных видов деятельности – образовательную деятельность и научные исследования. Наличие же в составах университетов экономических факультетов («высших школ экономики» или «высших школ бизнеса») предполагает, что появляется еще один вид деятельности – консалтинг. В этом отношении наиболее ярким примером является создание компании «Бостон консалтинг групп», основателем которой в 1963 году стал Брюс Д. Хендерсон (Bruce D. Henderson), обучавшийся в то время в Школе бизнеса Гарварда (Harvard Business School) [1].

В мировом образовании сотрудники, преподаватели и студенты направлений экономики и бизнеса высшей школы активно оказывают консалтинговые услуги всем, у кого есть спрос на них: фирмам, органам власти и гражданам. В России об активном развитии подобной деятельности можно говорить только применительно к университетам и академиям Москвы, Санкт-Петербурга и ряду других, наиболее крупных и известных университетов. Предполагается, что это направление деятельности будет активно развиваться в созданных федеральных и национальных исследовательских университетах. Организационно подобная деятельность более органично впишется в функционирование создаваемых в университетах научно-образовательных центров.

В связи с широким развитием консалтинговой деятельности зарубежных университетов, а также на основе имеющихся определений понятий: «консалтинг», «консалтинговая компания» возникает некоторое заблуждение относительно ясности и простоты содержания данного вида деятельности. Так Бизнес-словарь в ресурсах Интернета предлагает следующее определение: «Консалтинг – деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей; создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, подбора персонала» [2]. По содержанию данного определения видно, что консалтинг тесно связан с научными исследованиями, а также с обучающей деятельностью. Зададимся вопросами: Если университет организует обучение сотрудников какой-либо фирмы, будет ли это консалтингом? Если исследуется поведение потребителей торговой сети или проводится рекламная компания – это консалтинг? На основе распространенных определений консалтинга однозначно на поставленные вопросы ответить трудно.

Мы считаем, что для того, чтобы отнести ту или иную деятельность к консалтинговой, следует учитывать ряд моментов – 1. для кого осуществляется деятельность, 2. как она организационно оформлена и 3. с какой целью осуществляется. Специфической особенностью консалтинга, по нашему мнению, является то, что он должен быть помощью в принятии управленческих решений, помощью в преодолении проблем. Помощь и забота являются основным моментом этимологии английского слова «consulting» - «совещаться, советоваться, заботиться (выделено нами – В.С.)» [3, 254].

Опыт консалтинговых взаимодействий университетов Архангельска и бизнеса позволяет отметить следующие характерные черты, свидетельствующие о недостаточном развитии этой деятельности:

- Случайность и ситуационность консалтинга;

- бессистемность во взаимодействиях;

- Отсутствие комплексности в работе с клиентами.

Возможность и необходимость оказания консультаций зачастую определялась той или иной ситуацией, носила разовый характер, не имела проектной организации. Поэтому можно сделать вывод, что опыт развития консалтинга для университета зависит от того, как складывается ситуация или от того, насколько известны в сфере бизнеса и управления его сотрудники. Спрос же со стороны предприятий на консалтинговые услуги имеет случайный характер. Также специфическим фактором эпизодичности подобных услуг является некоторое недоверие к компетенциям местных экспертов в сравнении с представителями столичных фирм.

Не способствует развитию консалтинговой деятельности университета и отсутствие ее нормативной регламентации. Учебный процесс и научные исследования должным образом организованы в высших учебных заведениях. Они регламентированы различными правовыми нормами, а о консалтинговой деятельности подобное сказать нельзя, так как нет ни внешних инструктивных материалов, ни внутренних положений.

Мы предлагаем для рассмотрения три схемы организации консалтинга.

Схемы организации консалтинговой деятельности в университете

Схема 1. Эпизодическое привлечение к консалтингу

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Консалтинг через внешнюю специализированную фирму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3. Консалтинг в рамках НОЦ университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первой схеме представлен традиционный вариант организации консалтинга сотрудниками университета. В ситуации, когда у кого-либо возникает спрос на консультационные услуги, данный субъект обращается к сотрудникам университета, заключается трудовой договор и выполняется работа. Преподаватель остается штатным сотрудником университета, а консалтинг реализуется в виде дополнительной занятости за дополнительную договорную оплату. Недостатком подобной схемы организации является нерегулярность взаимодействий, имеющих случайный характер.

Во второй схеме организация видоизменяется и становится не прямой, а опосредованной. Здесь основное взаимодействие возникает между фирмой, оказывающей консалтинговые услуги и ее клиентами, субъектами спроса на них. Связь между ними становится устойчивой и регулярной. Данная фирма в свою очередь может привлекать к сотрудничеству преподавателей университета в двух вариантах: либо на разовой договорной основе; либо на более постоянной основе штатного совместительства. При этом оказание консультационных услуг сотрудниками университета может стать более регулярным, так как у фирмы есть постоянный портфель заказов. Однако гарантий привлечения ко всем заказам со стороны фирмы в отношении сотрудников университета быть не может.

Третья схема отличается тем, что специализированная фирма по оказанию консалтинговых услуг создается в университете в рамках НОЦ в виде специального «консалтингового центра» или «центра поддержки предпринимательства» или подобного. Преподаватели университета становятся сотрудниками подобных центров. Характер взаимодействий университета с клиентами по поводу консалтинга становится более устойчивым, при этом сотрудники университета через этот центр непосредственно включены в оказание услуги. Нам представляется, что подобная схема может быть наиболее перспективной формой сотрудничества университета с бизнесом в отношении консалтинга.

Активное осуществление консалтинговой деятельности в университетах стран с развитой рыночной экономикой вселяет надежду, что и российские университеты смогут ее успешно освоить в рамках создающихся НОЦ.

 

Список литературы и источников:

1. История БКГ – электронный документ, формат доступа: http://www.bcg.com/about_bcg/history/default.aspx

2. Бизнес-словарь – электронный документ, формат доступа: http://businessvoc.ru/bv/term.asp?word_id=6467

3. Словарь иностранных слов. – 18-е изд. – М.: Рус. яз., 1989.



Информация о работе Особенности организации консалтинговой деятельности в рамках научно-образовательных центров