Особенности туристских ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень

многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и

явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и

потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть

использованы для организации отдыха и оздоровления определенного

контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Понятие туристические ресурсы……………………………………………….3

2.Классификация туристических ресурсов……………………………………....4

3.Туристско-рекреационные ресурсы……………………………………………6

4.Общая характеристика туристских рекреационных зон России……………..8

5.Механизм создания особых экономических зон в современных условиях..10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Особенности туристских ресурсов.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Российский  Государственный  Торгово-Экономический  Университет 
 
 

Факультет Ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг  в сфере РГБ 
 

По  дисциплине «Экономика отрасли»

Тема: «Особенности туристских ресурсов» 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель:

Лукиянчук И.Н.

Работ выполнила студентка 3 курса 31 группы в/о:

Медведева Анна. 

Москва 2010г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Понятие туристические  ресурсы……………………………………………….3

2.Классификация  туристических ресурсов……………………………………....4

3.Туристско-рекреационные  ресурсы……………………………………………6

4.Общая характеристика  туристских рекреационных зон России……………..8

5.Механизм создания  особых экономических зон в современных условиях..10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение     

Туризм  – наиболее динамично развивающийся  сектор экономики. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли.

Развитие  туристского  бизнеса   в   условиях   рынка   требует   наличия

рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров.

   В   отличие  от  других  отраслей  экономики  туристские   ресурсы   очень

многообразны  и  включают  природные  и  антропогенные  геосистемы,  тела  и

явления  природы,  артефакты,  которые  обладают  комфортными  свойствами  и

потребительской стоимостью  для  рекреационной  деятельности  и  могут  быть

использованы   для   организации   отдыха   и   оздоровления   определенного

контингента людей  в фиксированное время с помощью  существующей технологии  и  имеющихся материальных возможностей.

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие туристические ресурсы 
 

 Определить  ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов.      

Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения этих ресурсов и их качества. Вследствие своего бурного роста  туризм в России стал объектом научного исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.     

Туристские  ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а  также иные объекты, способные удовлетворять  духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Эти объекты составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы.     

1. Создается реестр этого вида  ресурсов, который включает      

- классификацию и оценку ресурсов;      

- порядок использования и доступа  туристов к ресурсам с учетом  предельно допустимых нагрузок;      

- режим охраны ресурсов мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов;     

- режим охраны.     

2. Создается кадастр туристских  ресурсов, который включает:     

- оценку и картографические характеристики  территорий;     

- порядок осуществления контроля  за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории;     

- порядок осуществления контроля  за видами хозяйственной деятельности;     

- порядок выделения территории  как территории целевого туристского  использования и развития.      

Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Некоторые ресурсы и объекты приобретают статус национального символа или святыни и тогда к ним устремляется неиссякаемый поток поклонников.     

Туристские  ресурсы определяются географическими и климатическими факторами, а также особенностями инфраструктуры района. Иногда синонимом туристского ресурса является туристский потенциал.  

2. Классификация туристских  ресурсов      

Туристские  ресурсы делятся на природные  и социально-экономические. Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в постоянном сохранении и улучшении природной среды - важнейшего своего ресурса. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать по тем же признакам, по каким географы классифицируют естественные (природные) ресурсы.      

Например, туристские ресурсы можно рассматривать  по:     

- принадлежности  к определенным компонентам природной  среды - климатическим, водным, лесным;  

- их функциональному  назначению - оздоровительному, познавательному,  спортивному;      

- степени изученности.      

К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи и т. д.) и явления (этнографические, политические, производственные и т. д.); кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы.      

Предлагается  и такая классификация ресурсов отдыха и туризма - разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые  используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Таким образом, этот вид ресурсов вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.     

Всемирная туристская организация предложила все ресурсы разделить на семь больших групп:      

- природные богатства;      

- энергетические  богатства;     

- человеческий  фактор (с точки зрения демографических  данных и аспектов культуры);     

- институциональные,  политические, юридические и административные  аспекты;     

- социальные  аспекты, особенности социальной  структуры, уровень и традиции  в сфере образования, здравоохранения  и отдыха;     

- различные блага  и услуги, транспорт, связь, инфраструктура  сферы отдыха и развлечений;     

- экономическая  и финансовая деятельность.     

Такая группировка ресурсов позволяет  наиболее рационально и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктах на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный.     

К основным свойствам туристских ресурсов относятся:     

- аттрактивность (привлекательность);     

- доступность;     

- степень изученности;      

- значимость  для показа (зрелищность);     

- пейзажные и  видеоэкологические характеристики;      

- социально-демографические  характеристики;     

- потенциальный запас, емкость;     

- способы использования.      

Итак, можно сказать, что туристские ресурсы  условно делятся на естественные (природного происхождения) и искусственные (созданные в результате человеческой деятельности). Динамичное развитие туризма и рекреации нуждается в развитии и тех и других ресурсов, поскольку даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга негативно отразится на значимости территории как туристского центра.  
  
 

3. Туристско-рекреационные  ресурсы      

Среди всех видов туризма важнейшую  социально-экономическую роль приобрел туризм, ориентированный на рекреацию  – на восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья.     

Для рекреационно-ориентированного сектора  экономики природные ресурсы, получившие в экономике название «природные рекреационные ресурсы», имеют решающее значение, так как от их количества и качества зависят тип рекреационных услуг и специализация туристско-рекреационных комплексов в целом.     

В научной литературе подробно описаны  отдельные виды рекреационных ресурсов, которые в зависимости от типа местности называют туристскими  или курортными.     

Особая  роль принадлежит природным ресурсам, которые формируют туристско-рекреационную специализацию региона.     

Природные ресурсы с точки зрения их происхождения  – это сумма всех физических, биологических и энергоинформационных ресурсов, использование которых  зависит от рекреационного спроса и специализации региона.      

С точки зрения экономики природными ресурсами являются элементы и силы природы, которые могут использоваться в производственной и непроизводственной сфере для удовлетворения потребностей людей. Общественная полезность природных ресурсов положительно или отрицательно изменяется в результате деятельности человека.  
Среди многочисленных функций природных ресурсов как средств производства большую актуальность приобретает их использование в качестве средств восстановления духовных и физических сил человека.  
Природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом.      

Природные рекреационные  ресурсы можно классифицировать следующим образом:     

- происхождению;      

- видам рекреационного  использования;     

-скорости исчерпания (быстро исчерпаемые, медленно  исчерпаемые, неисчерпаемые);     

-возможности  самовосстановления и культивирования  (возобновимые, относительно возобновимые, невозобновимые);     

- возможности  восполнения (восполнимые и невосполнимые);      

- по возможности  замены одних ресурсов другими       

Историко-культурный потенциал страны является основой  культурного (познавательного) туризма  и включает всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной  деятельности. Минимальный набор  ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия [3]:      

- памятники археологии;      

- культовая и  гражданская архитектура;     

- памятники ландшафтной  архитектуры;     

- малые и большие  исторические города;     

Информация о работе Особенности туристских ресурсов