Планирование производства и сбыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:59, доклад

Описание

Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с формированием планов организаций в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб, в частности . Являясь органической частью процесса управления предприятием, планирование задает параметры и основные направления будущего развития организации. Оно охватывает основные направления хозяйственной деятельности - продажи, производство, закупки, финансы, а также их взаимодействие между собой и координацию.

Работа состоит из  1 файл

9 планирование производства и сбыта продукции.doc

— 51.50 Кб (Скачать документ)

     № 9 планирование производства и сбыта продукции 

     Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с формированием планов организаций в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов  и служб, в частности . Являясь  органической частью процесса управления предприятием, планирование задает параметры и основные направления будущего развития организации. Оно охватывает основные направления хозяйственной деятельности - продажи, производство, закупки, финансы, а также их взаимодействие между собой и координацию.

     Планирование  производства продукции, работ и  услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно  связанным с разрабатываемой  общей стратегией развития предприятия, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности .

     В плане производства каждого предприятия  содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

  1. основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;
  2. объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
  3. расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;
  4. определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
  5. распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;
  6. выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
  7. обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

     В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:

  • определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия;
  • выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;
  • взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;
  • распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия.

     План  производства является ведущим разделом плана развития предприятия. От количества и ассортимента выпускаемой продукции зависят все основные показатели работы предприятия. На основе производственной программы планируется количество и стоимость сырья, материалов, топлива и электроэнергии, потребляемых на технологические цели, рассчитывается численность работников промышленно-производственного персонала, фонд оплаты труда, себестоимость продукции. От объема реализации произведенной продукции зависит величина прибыли, получаемой предприятием .

     Показателями  плана производства (производственной программы) являются темпы роста производства товарной продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием "в том числе продукции для экспорта"), включая показатель качества продукции.

     Исходными данными для составления плана производства и реализации продукции являются:

  • результаты изучения спроса потребителя на продукцию;
  • договоры с поставщиками сырьевых и материальных ресурсов и покупателями;
  • данные о сырьевых ресурсах с учетом их качества;
  • наличие производственных мощностей с учетом их ввода и выбытия;
  • утвержденные нормы и нормативы;
  • режим работы предприятия;
  • мероприятия по повышению эффективности производства;
  • обеспечение рабочей силой;
  • определение остатков готовой продукции на складе и реализованной, но неоплаченной на начало и конец планируемого года;
  • цены на материально-технические ресурсы и готовую продукцию.

     Производство  же, как известно, характеризуется  целенаправленными затратами ресурсов для получения определенных результатов, причем понесенные затраты требуют  постоянного соизмерения с достигаемыми при этом производственными результатами. Таким образом, прежде чем приступать к выпуску продукции требуется экономически обоснованно рассчитать объемы выпуска и реализации по каждому виду продукции. Для этого нужен план, который позволил бы ответить на два вопроса:

     1) Что и в каких объемах производить?

     2) Сколько ресурсов и в каком  количестве необходимо использовать  в производственных процессах?

     Объем производства продукции планируется  на основании данных:

     Планируемый объем продаж, рассчитанный исходя из рыночной потребности в производимом товаре;

     Производственные  мощности предприятия;

     Имеющиеся финансовые ресурсы и возможность привлечения дополнительных заемных средств;

     планируемые запасы продукции на начало и конец  периода, призванные обеспечить бесперебойный  процесс сбыта товара и т.д.

     Рассчитав объем производства, можно определить потребность предприятия в материальных ресурсах, себестоимость продукции, конечную прибыль. Правильно запланировать объем производства - одна из важнейших задач экономической службы предприятия, т.к объем производства, цены на продукцию и производственные издержки взаимозависимы, а получение максимального финансового результата возможно лишь при определенном сочетании указанных величин .

     Объемы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

     Предприятие должно разрабатывать только те программы, которые оно может реально  реализовать. Ели устанавливать  производственную программу исходя только из потребностей, она может  оказаться необеспеченной возможностями производства, а следовательно нереальной. Если же её устанавливать только по возможностям производства, могут оказаться неудовлетворенными какие-либо потребности.

         Для  организации  коммерческой  деятельности  по   реализации  готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта.

    Основными задачами службы сбыта  являются изучение спроса и  установление тесных контактов  с  потребителями  продукции;  поиск  наиболее  эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям потребителей;  обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль за ходом  реализации продукции в целях снижения  коммерческих  (внепроизводственных)  издержек  и ускорение оборачиваемости оборотных средств.

    Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых  исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими  исследованиями в области сбыта  являются  исследование  потребностей  и  спроса  на  данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного  ассортимента,  анализ  рыночной  ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики  объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и  потребительских предпочтений.

    Структура службы сбыта на  предприятиях должна соответствовать  стратегии маркетинга. Она зависит от уровня концентрации (масштабов)  и  специализации производства,   территориального   размещения    предприятия    и    степени хозяйственной   самостоятельности   его   подразделений,   от   особенностей выпускаемой   продукции,   в   частности    производственного    назначения, индивидуального (кратко- или  долгосрочного)  потребления,  от  характера  и условий работы предприятия.

    Планирование сбыта включает: изучение  внешних  и  внутренних  условий; определение целей; разработку прогнозов  конъюнктуры  и  спроса;  подготовку прогнозов  реализации   товаров;   составление   планов   поставок   готовой продукции; планирование  оптимальных  хозяйственных  связей;  выбор  каналов распределения  товара;  планирование  дополнительных  услуг,  внешнеторговых операции, рекламной деятельности; составление сметы расходов  на  управление сбытом и распределением, планирование доходности.

    Организация сбыта включает:  организацию  сбора  информации  о  спросе; заключение с потребителями хозяйственных договоров  на  поставку  продукции; выбор  форм  и  методов   реализации   продукции,   способов   доставки   ее потребителю;  подготовку  продукции  к  отправке   потребителю;   технологию товародвижения; организацию информационно-диспетчерской службы,  отчетности; организацию  торговой  коммуникации,  правовой   и   претензионной   работы; организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.

     Плановая функция  сбытовой  деятельности  включает  разработку  планов

 поставки  готовой продукции.

     В процессе разработки планов  сбыта продукции определяется  общий  объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам :

                          Vп = Он + ПР – ПРс – Зп,

  где  Vп — общий объем поставок  продукции; 

Он —  остаток  готовой  продукции

 на  складе  на  начало  планируемого  года;

 ПР  —  количество   продукции,

 произведенной  в плановом периоде; 

ПРс —  количество продукции,  используемой

 для  собственных нужд;

3п —   нормативный,  переходящий  запас  (остаток)  на

 конец  планируемого периода.

     Для  определения  остатков  готовой  продукции  на  складе  на  начало планируемого года к фактическому остатку на  определенную  ближайшую дату прибавляется плановый объем выпуска товарной  продукции за  период  между данной датой и началом планируемого года и вычитается  запланированный за этот период времени объем поставки. С наступлением планового  года  остатки уточняются.

Информация о работе Планирование производства и сбыта