Планирование выручки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:41, контрольная работа

Описание

Дайте характеристику методов планирования выручки от реализации продукции. Дайте характеристику основных направлений использования выручки. Предложите мероприятия по увеличению доходов промышленного предприятия.

Работа состоит из  1 файл

экономика предприятия 2.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

     Вопрос  №6.

     Дайте характеристику методов планирования выручки от реализации продукции. Дайте характеристику основных направлений использования выручки. Предложите мероприятия по увеличению доходов промышленного предприятия. 

      Изготавливая  продукцию, предприятие расходует материальные ресурсы, затраты на приобретение которых в денежном выражении принимают форму себестоимости. Эти затраты авансируются предприятием за счет оборотных активов. После поступления выручки от реализации продукции понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются, а оборотные активы восстанавливаются.

      Признание выручки означает, что продукция (работа, услуги) или другие виды активов  проданы за денежные средства или  в обмен на не денежные ресурсы. Признание также имеет место, когда покупатель предоставляет поставщику продукции имеющие юридическую силу обязательства оплаты соответствующих товаров и услуг. Обязательства оплаты должны быть легкообращаемыми в денежные средства, иметь рыночные цены.

      Выручка отражается в учете предприятия тогда, когда она заработана, т.е. когда предприятие выполнило тот объем работ, осуществление которого дает ему право на получение денежных средств в соответствии и условиями договоров.

      Под доходами организации  признается экономическая  выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности.

      Денежные  доходы предприятий формируются  за счет следующих источников:

      - доход от видов деятельности;

      - операционных доходов;

      - внереализационных доходов.

     Под доходами от видов деятельности понимаются доходы предприятия, получение которых носит регулярный характер и связано с производственной деятельностью предприятия. Для промышленного предприятия, основной вид деятельности которого – производство продукции, товаров, работ, услуг, доходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации продукции, товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

      В общей сумме денежных поступлений  предприятий наибольший вес составляет выручка от реализации продукции. Это основной и регулярный источник денежных поступлений предприятия.

            В соответствии с  Общей частью Налогового кодекса  Республики Беларусь (ст.31) реализацией  товаров признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установлено настоящей статьей, вне зависимости от способа приобретения прав на товары или формы соответствующих сделок.

     Реализацией признается также использование товаров для собственного потребления.

           Выручка от реализации продукции включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами. Следовательно, выручкой считаются и суммы дебиторской задолженности, образовавшейся при продаже продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг на условиях коммерческого займа, предоставляемого в виде отсрочки оплаты.

     Каждое  предприятие вправе выбирать свой метод  определения и учета выручки  от реализации продукции из двух возможных вариантов.

     Первый  метод состоит в определении выручки от реализации по факту отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов (метод начисления).

     Второй  метод заключается в том, что реализация считается совершенной, когда деньги зачислены на счет предприятия или поступили наличными в кассу (кассовый метод).

     Между этими методами имеется существенная разница. В первом случае (метод начислений) моментом реализации и, следовательно, образования выручки считается дата отгрузки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы. В условиях всеобщей неплатежеспособности у предприятия может оказаться недостаточно собственных оборотных средств на следующий производственный цикл, не будет денежных средств для расчета по налогам с выручки и прибыли. Но при своевременности платежей этот метод обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Метод начислений широко применяется в развитых рыночных странах, где товаропроизводители надежно застрахованы от неплатежей, работают в условиях минимального финансового риска.

     В настоящее время применяется  в основном кассовый метод, так как  уровень платежеспособности предприятий  сейчас низкий. Оплата признается при  безналичных расчетах, когда деньги поступили на расчетный счет предприятия; при расчетах наличными деньгами - при поступлении денег в кассу предприятия; а также при зачете взаимных требований. При ритмичной отгрузке может быть плохая оплата и не будет реальных денег.

     Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счет предприятия. Предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки, однако бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.

     Выручка от реализации продукции является главным  источником доходов хозяйствующих  субъектов. Ее значение в деятельности предприятий выражается в следующем.

     1. Выручка от реализации служит  основным оценочным показателем  результативности работы предприятий,  так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу. В случае несоответствия товар оседает в остатках на складах производителя. Создается ситуация, когда объемы производства растут, а денежные средства на счетах предприятий отсутствуют. В остатках замораживаются оборотные средства, необходимые для обеспечения производства, отсюда возникают финансовые трудности, выражающиеся в неплатежеспособности предприятий, задержках заработной платы работникам, долгах поставщикам товарно-материальных ценностей, задолженности бюджету по налоговым платежам, банку по кредитам и процентам. Поэтому обеспечение бесперебойной реализации готовой продукции в рыночных условиях является главной заботой экономических и финансовых служб предприятий.

     2. За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Поэтому ритмичное функционирование всей производственной системы, а также возможности расширения производства и материального стимулирования работников и акционеров предприятия зависят, прежде всего, от полного и своевременного поступления средств за реализованную продукцию.

     3. Поступление выручки от реализации  продукции на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, так как она является источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений в целевые государственные фонды, а для многих из них и базой для начисления налогов. Речь идет об оборотных налогах, включаемых в законодательном порядке в отпускную цену продукции, и изымаемых в бюджет после их реализации.

     Планирование  и прогнозирование поступлений выручки от реализации основывается на учете двух факторов:

      - емкости освоенного рынка продаж  выпускаемой продукции и возможностей его расширения;

     - производственных мощностей организации,  позволяющих выпускать такой  объем продукции, который востребован рынком.

     Обоснованное  прогнозирование объемов продаж продукции и поступлений доходов  имеет особую важность в финансовом планировании, поскольку от него зависит расчет финансовых результатов деятельности предприятия и реальность большей части стратегических и тактических решений по развитию бизнеса. Оценка будущих поступлений средств от реализации продукции – наиболее ответственная и в то же время сложная задача, поскольку ее решение связано с необходимостью учета не только внутреннего потенциала предприятия, но также и различных внешних условий, а именно: конъюнктуры рынка, угрозы появления на нем конкурентных товаров, динамики и уровня цен на аналогичную продукцию.

     Расчет  плановой величины выручки от реализации продукции может производиться двумя методами: прямого счета и расчетным.

     Планирование  выручки от реализации продукции  может осуществляться на предстоящий год, квартал. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

     Первый  метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции и коротким циклом производства, когда нет переходящих остатков готовой продукции на складе или эти остатки по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При этих условиях выручку от реализации можно определить путем умножения объема реализуемой продукции на цену единицу продукции.

     В условиях рыночных отношений большинство  предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной  продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод.

     В обоих случаях используется единая модель расчета плановой величины выручки  от реализации продукции по формуле:

     В = Он.г. + ТП – Ок.г. ,

где В     -  планируемая сумма выручки  от реализации продукции;

    Он.г. -  нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого года;

    ТП   -  выпуск товарной продукции в  планируемом году;

    Ок.г.  - остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.

     Все элементы формулы расчета выручки  от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода - в ценах планируемого периода.

     На  размер выручки от реализации продукции  оказывают влияние следующие  факторы:

     - в сфере производства – объем  производства, качество продукции, ее ассортимент, рентабельность выпуска;

     - в сфере обращения – ритмичность  отгрузки, своевременное оформление  транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение  условий договора, прогрессивные  формы расчетов, уровень цен;

      - не зависящие от деятельности  предприятия – нарушение условий  договоров поставщиками материально-технических  ресурсов, недостатки в работе  транспорта, несвоевременная оплата  продукции покупателями. 
 
 

    Задача: № 11

    Рассчитайте плановые объемы чистой и условно-чистой продукции по предприятию на основании следующих данных: плановый объем реализованной продукции – 200 млрд. руб.; материальные затраты, включаемые в себестоимость, - 120,3 млрд. руб.; амортизация – 10,4 млрд. руб.; плановый фонд заработной платы – 18,3 млрд. руб.; планируемая масса прибыли – 25 млрд. руб. 

Информация о работе Планирование выручки