Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы оценки эффективности хозяйственной деятельности, которая выражается показателями эффективности, основными из которых являются: себестоимость, прибыль и рентабельность, а также исследовать эффективность деятельности предприятия на примере ОАО «ГАЗ».
Введение 2
1. Экономическая эффективность деятельности предприятия и критерии ее оценки 3
2. Методика расчета показателей экономической эффективности 7
3. Оценка экономической эффективности деятельности в ОАО «ГАЗ». 16
3.1 Общая характеристика ОАО «ГАЗ». 16
3.2 Анализ прибыльности хозяйственной деятельности, рентабельности, себестоимости продукции. Эффективность основных и оборотных средств труда. 17
4. Рекoмендaции по повышению эффективнoсти деятельнoсти предприятия. 25
Заключение 28
Список литературы 30
Анализируя полученные финансовые результаты, видно, что прибыль от реализации продукции увеличилась на 2,6 млрд. руб., и это увеличение в процентном соотношении составило 30,2%, и составила в 2007 году 152,8 млрд. руб. На данный показатель повлиял рост выручки от реализации продукции на 32,5 млрд. руб. или на 27%, а также рост расходов на реализацию на 1,2 млрд. руб. или на 34,3% и рост себестоимости. Себестоимость реализованной в 2007 году продукции составила 124,2 млрд рублей, что превышает величину 2006 года на 28,4%. Такая разница объясняется значительным увеличением расходов на материалы и покупные изделия для производства готовой продукции, что связано в первую очередь с переходом полностью к производству продукции, соответствующей экологическому стандарту.
Прибыль за отчётный период увеличилась с 6,0 млрд. руб. до 7,2 млн. руб., рост составил 1,2 млрд. руб. или 20,0%.
Налог на прибыль за отчетный год рассчитывается исходя из налогооблагаемого годового дохода с использованием налоговых ставок, действующих на дату составления финансовой отчетности, включая корректировки по налогу на прибыль за предыдущие годы. Сумма налогов за исследуемый период увеличилась на 1,4 млрд. руб. или 53,8%, и составила 4,0 млрд. руб.
Чистая прибыль предприятия увеличилась на 0,2 млрд. руб.
Рентабельность
Следующий показатель – рентабельность. Это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах. Анализ рентабельности продаж предполагает, прежде всего, определение величины этого показателя, уточнение его слагаемых. В учетно-аналитической практике рентабельность реализованной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализованной продукции.
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
Изменение |
1. Выручка от реализации продукции (ВРП) |
120,3 |
152,8 |
32,5 |
2. Себестоимость реализованной продукции (С) |
96,7 |
124,2 |
27,5 |
3. Прибыль от реализации (П) |
8,6 |
11,2 |
2,6 |
4. Чистая прибыль (ЧП) |
3,0 |
3,2 |
0,2 |
5. Средняя стоимость основных фондов |
26,5 |
27,4 |
0,9 |
6. Средняя стоимость оборотных фондов |
14,8 |
16,0 |
1,2 |
7. Рентабельность основных фондов (стр.4:стр.5*100) |
11,3 |
11,7 |
0,4 |
8. Рентабельность оборотных фондов (стр.4:стр.6*100) |
20,3 |
20 |
-0,3 |
9. Рентабельность продукции (Р) (стр.4:стр.2*100) |
3,1 |
2,6 |
-0,5 |
10. Рентабельность оборота (стр.3:стр.1*100) |
7,1 |
7,3 |
0,2 |
Как видно из табл. 2, увеличение прибыли предприятия, основные показатели рентабельности увеличились. Снижение рентабельности оборотных показателей обусловлено ростом стоимости активов предприятия. Положительное влияние на изменение рентабельности оказал рост выручки, который был достигнут благодаря росту средних цен на продукцию и объёмов продукции. За счёт уменьшения доли чистой прибыли в выручке предприятия рентабельность снизилась. Основным отрицательным фактором, повлиявшим на снижение рентабельности является рост себестоимости продукции на 27,5 млрд. руб., из-за которого рентабельность уменьшилась. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. А рентабельность оборота показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции.
СЕБЕСТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ
Показатели |
2006г. ‘000 руб. |
2007г. ‘000 руб. |
Изменение |
Материалы |
70,600,388 |
91,324,255 |
20,723,867 |
Зарплата |
11,128,852 |
14,720,939 |
3,592,087 |
Тепло- и электроэнергия |
3,654,081 |
4,637,847 |
983,766 |
Затраты на техническое обслуживание и услуги производственного характера |
3,097,886 |
3,879,708 |
781,822 |
Отчисления в социальные фонды |
2,851,785 |
3,679,524 |
827,739 |
Износ и амортизация |
2,831,818 |
3,225,037 |
393,219 |
Прочие затраты |
2,555,382 |
2,758,244 |
202,862 |
Итого: |
96,711,192 |
124,225,554 |
27,514,362 |
Произведенная продукция
Операционные показатели |
12 мес. 2006 г., шт. |
12 мес. 2007 г., шт. |
Произведенная продукция |
383 008 |
404 005 |
Поскольку ОАО «ГАЗ» является
промышленным предприятием с массовым
типом производства, то для расчета
себестоимости единицы
В таком случае мы получаем,
что себестоимость единицы
В 2006 году приблизительно равна – 96,711,192,000 руб./383,008 шт. = 252,504 руб.
В 2007 году равна – 124,225,554,000руб./404,005 шт. = 307,485 руб.
Из таблицы 3 и таблицы 4 наглядно видно, что поскольку увеличились все показатели затрат на производство продукции, соответственно увеличилась и себестоимость продукции. Это связано с тем, что перед предприятием поставлена задача улучшить качество продукции и приблизить ее качество к мировому стандарту.
Помимо основных показателей эффективности деятельности предприятия рассчитываются еще и показатели основных и оборотных фондов предприятия.
2006 год, млрд. |
2007 год, млрд. |
Изменение | |
Стоимость на начало |
157,7 |
165,7 |
8 |
Стоимость введенных |
13,2 |
9,5 |
-3,7 |
Стоимость выбывших |
8,3 |
6,4 |
-1,9 |
Стоимость на конец |
28,8 |
33,5 |
4,7 |
2006 год |
2007 год |
Изменение | |
|
0,3 |
0,4 |
0,1 |
|
3,1 |
2,4 |
-0,7 |
|
0,46 |
0,28 |
-0,18 |
|
0,05 |
0,04 |
-0,01 |
|
0,03 |
0,02 |
-0,01 |
|
8,8 |
10,0 |
1,2 |
|
40,9 |
36 |
-4,9 |
Чрезвычайно важно для предприятия знать, как используются основные фонды предприятия, так как от того, как они используются, зависит развитие экономики всего предприятия.
Рассматривая первый показатель – фондоотдачу, мы наблюдаем увеличение этого показателя на 0,1 – это означает увеличение отдачи от использования каждого рубля, вложенного в основные производственные фонды, то есть вложение в эти фонды эффективно.
На этот показатель влияют различные факторы, например, увеличение цен на продукцию, уровень специализации и кооперирования производства, а также использование оборудования по времени, мощности и самое главное – удельный вес активной части оборотных средств.
Обратной величиной
По сравнению с 2006 годом
в 2007 году уменьшились и показатели
обновления, выбытия и прироста основных
фондов, что является результатом
того, что на предприятии больше
используется уже имеющееся оборудование,
но с большей загрузкой, о чем
свидетельствует увеличение показателя
оборачиваемости оборотных
Этот показатель оборачиваемости
оборотный средств за каждый год
означает, что каждый рубль, вложенный
в оборотные средства, совершил в
2006 году 8 оборотов, а в 2007 году 10 оборотов.
Критерием оценки эффективности
использования оборотных
Результаты анализа
Из
этого перечня мероприятий
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Информация о работе Показатели эффективности деятельности предприятия на примере ОАО "ГАЗ"