Показатели эффективности деятельности предприятия на примере ОАО "ГАЗ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы оценки эффективности хозяйственной деятельности, которая выражается показателями эффективности, основными из которых являются: себестоимость, прибыль и рентабельность, а также исследовать эффективность деятельности предприятия на примере ОАО «ГАЗ».

Содержание

Введение 2
1. Экономическая эффективность деятельности предприятия и критерии ее оценки 3
2. Методика расчета показателей экономической эффективности 7
3. Оценка экономической эффективности деятельности в ОАО «ГАЗ». 16
3.1 Общая характеристика ОАО «ГАЗ». 16
3.2 Анализ прибыльности хозяйственной деятельности, рентабельности, себестоимости продукции. Эффективность основных и оборотных средств труда. 17
4. Рекoмендaции по повышению эффективнoсти деятельнoсти предприятия. 25
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение.docx

— 73.95 Кб (Скачать документ)

 

Анализируя полученные финансовые результаты, видно, что прибыль от реализации продукции увеличилась  на 2,6  млрд. руб., и это увеличение в процентном соотношении составило 30,2%, и составила в 2007 году 152,8 млрд. руб. На данный показатель повлиял рост выручки от реализации продукции  на 32,5  млрд. руб. или на 27%, а также  рост расходов на реализацию на 1,2 млрд. руб. или на 34,3% и рост себестоимости.  Себестоимость реализованной в 2007 году продукции составила 124,2 млрд рублей, что превышает величину 2006 года на 28,4%. Такая разница объясняется значительным увеличением расходов на материалы и покупные изделия для производства готовой продукции, что связано в первую очередь с переходом полностью к производству продукции, соответствующей экологическому стандарту.

Прибыль за отчётный период увеличилась с 6,0 млрд. руб. до 7,2 млн. руб., рост составил 1,2 млрд. руб. или 20,0%.

Налог на прибыль  за отчетный год рассчитывается исходя из налогооблагаемого годового дохода с использованием налоговых ставок, действующих на дату составления  финансовой отчетности, включая корректировки  по налогу на прибыль за предыдущие годы. Сумма налогов за исследуемый период увеличилась на 1,4 млрд. руб. или 53,8%, и составила 4,0 млрд. руб.

Чистая прибыль предприятия  увеличилась на 0,2 млрд. руб.

Рентабельность

Следующий показатель –  рентабельность. Это относительный  показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент  или в процентах. Анализ рентабельности продаж предполагает, прежде всего, определение  величины этого показателя, уточнение  его слагаемых. В учетно-аналитической практике рентабельность реализованной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализованной продукции.

Таблица 2. Показатели рентабельности предприятия в 2006-2007 гг.

Показатель

2006 г.

2007 г.

Изменение

1. Выручка от реализации  продукции (ВРП)

120,3

152,8

32,5

2. Себестоимость реализованной  продукции (С)

96,7

124,2

27,5

3. Прибыль от реализации (П)

8,6

11,2

2,6

4. Чистая прибыль (ЧП)

3,0

3,2

0,2

5. Средняя стоимость основных  фондов

26,5

27,4

0,9

6. Средняя стоимость оборотных  фондов

14,8

16,0

1,2

7. Рентабельность основных  фондов (стр.4:стр.5*100)

11,3

11,7

0,4

8. Рентабельность оборотных  фондов (стр.4:стр.6*100)

20,3

20

-0,3

9. Рентабельность продукции  (Р) (стр.4:стр.2*100)

3,1

2,6

-0,5

10. Рентабельность оборота  (стр.3:стр.1*100)

7,1

7,3

0,2


Как видно из табл. 2, увеличение прибыли предприятия, основные показатели рентабельности увеличились. Снижение рентабельности оборотных показателей  обусловлено ростом стоимости активов  предприятия. Положительное влияние  на изменение рентабельности оказал рост выручки, который был достигнут благодаря росту средних цен на продукцию и объёмов продукции. За счёт уменьшения доли чистой прибыли в выручке предприятия рентабельность снизилась. Основным отрицательным фактором, повлиявшим на снижение рентабельности является рост себестоимости продукции на 27,5 млрд. руб., из-за которого рентабельность уменьшилась. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. А рентабельность оборота показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции.

СЕБЕСТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ

Таблица 3. Расчет себестоимости реализации продукции в 2006-2007 гг.

Показатели

2006г. ‘000 руб.

2007г. ‘000 руб.

Изменение

Материалы

70,600,388

91,324,255

20,723,867

Зарплата

11,128,852

14,720,939

3,592,087

Тепло- и электроэнергия

3,654,081

4,637,847

983,766

Затраты на техническое обслуживание и услуги производственного характера

3,097,886

3,879,708

781,822

Отчисления в социальные фонды

2,851,785

3,679,524

827,739

Износ и амортизация

2,831,818

3,225,037

393,219

Прочие затраты

2,555,382

2,758,244

202,862

Итого:

96,711,192

124,225,554

27,514,362


 

Произведенная продукция

 

Операционные показатели

12 мес. 2006 г., шт.

12 мес. 2007 г., шт.

Произведенная продукция

383 008

404 005


 

Поскольку ОАО «ГАЗ» является промышленным предприятием с массовым типом производства, то для расчета  себестоимости единицы продукции  мы можем воспользоваться попроцессным методом. В этом случаем для получения  величины себестоимости нам нужно  совокупные затраты разделить на количество единиц произведенной продукции.

В таком случае мы получаем, что себестоимость единицы продукции:

В 2006 году приблизительно равна – 96,711,192,000 руб./383,008 шт. = 252,504 руб.

В 2007 году равна – 124,225,554,000руб./404,005 шт. = 307,485 руб.

 

Из таблицы 3 и таблицы 4 наглядно видно, что поскольку увеличились  все показатели затрат на производство продукции, соответственно увеличилась  и себестоимость продукции. Это  связано с тем, что перед предприятием поставлена задача улучшить качество продукции и приблизить ее качество к мировому стандарту.

 

Помимо основных показателей  эффективности деятельности предприятия  рассчитываются еще и показатели основных и оборотных фондов предприятия.

Таблица 4. Показатели основных и оборотных фондов в 2006-2007 гг.
 

2006 год, млрд.

2007 год, млрд.

Изменение

Стоимость на начало

157,7

165,7

8

Стоимость введенных

13,2

9,5

-3,7

Стоимость выбывших

8,3

6,4

-1,9

Стоимость на конец

28,8

33,5

4,7


 

Таблица 5. Показатели основных и оборотных фондов в 2006-2007 гг.
 

2006 год

2007 год

Изменение

  1. Фондоотдача

0,3

0,4

0,1

  1. Фондоемкость

3,1

2,4

-0,7

  1. Коэффициент обновления основных фондов

0,46

0,28

-0,18

  1. Коэффициент выбытия основных фондов

0,05

0,04

-0,01

  1. Коэффициент прироста основных фондов

0,03

0,02

-0,01

  1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

8,8

10,0

1,2

  1. Средней продолжительности одного оборота

40,9

36

-4,9


 

 

Чрезвычайно важно для  предприятия знать, как используются основные фонды предприятия, так  как от того, как они используются, зависит развитие экономики всего  предприятия.

Рассматривая первый показатель – фондоотдачу, мы наблюдаем увеличение этого показателя на 0,1 – это означает увеличение отдачи от использования  каждого  рубля, вложенного в основные производственные фонды, то есть вложение в эти фонды эффективно.

На этот показатель влияют различные факторы, например, увеличение цен на продукцию, уровень специализации  и кооперирования производства, а  также использование оборудования по времени, мощности и самое главное – удельный вес активной части оборотных средств.

Обратной величиной фондоотдаче  является показатель фондоемкости продукции, которым характеризуется стоимость  основных фондов, приходящимся на 1 руб. продукции. И в данном случаем снижение фондоемкости на 0,7 свидетельствует об ухудшении использования основных фондов.

По сравнению с 2006 годом  в 2007 году уменьшились и показатели обновления, выбытия и прироста основных фондов, что является результатом  того, что на предприятии больше используется уже имеющееся оборудование, но с большей загрузкой, о чем  свидетельствует увеличение показателя оборачиваемости оборотных средств. С помощью показателей основных средств, путем их сопоставления, осуществляется анализ технического состояния основных средств. Например, сопоставив коэффициент  обновления и выбытия основных средств,  отношение коэффициентов больше единицы, следовательно, новые основные средства направляются на пополнение действующих, а не на замену устаревших.

Этот показатель оборачиваемости  оборотный средств за каждый год  означает, что каждый рубль, вложенный  в оборотные средства, совершил в 2006 году 8 оборотов, а в 2007 году 10 оборотов.  Критерием оценки эффективности  использования оборотных средств  является длительность периода оборота, что показывает, за какой срок к  предприятию возвращаются его оборотные  средства в виде выручки от реализации продукции, и чем меньше период оборачиваемости, тем более эффективно используются оборотные средства.

  1. Рекoмендaции  по повышению эффективнoсти деятельнoсти  предприятия.

Результаты анализа экономической  деятельности фирмы применяются  как основа для выработки плановых решений последующего развития, например для поиска возможностей повышения  прибыльности и рентабельности, уменьшения себестоимости, а так же наиболее полного и рационального использования  основных и оборотных средств предприятия.

  1. На каждом предприятии также должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
  • увеличение выпуска продукции;
  • улучшение качества продукции;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства;
  • расширение рынка продаж и др.

Из  этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с  другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции  и использование факторов производства.

  1. Мероприятия по увеличению рентабельности:
  • снижение себестоимости продукции;
  • повышение производительности труда;
  • сокращение непроизводственных затрат;
  • снижение потерь от брака;
  • сокращение административно-управленческого персонала и др.

В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться не только к получению  максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже  полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

  1. Рост эффективности производства в значительной мере зависит от эффективного использования основных фондов. Необходимо более интенсивно использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать выход готовой продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. Важнейшим результатом организации интенсивного использования производственных мощностей выступает ускорение темпов прироста продукции без дополнительных капитальных вложений, темпов роста фондоотдачи.
  2. Для сокращения дефицита собственных оборотных средств можно попытаться пополнить его за счет выпуска и размещения новых акций и облигаций. Однако при этом надо иметь в виду, что выпуск новых акций может привести к падению их курса, и это тоже может стать причиной кризисного финансового состояния.
  3. Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Информация о работе Показатели эффективности деятельности предприятия на примере ОАО "ГАЗ"