Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:40, реферат
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Понятие, роль и место рыночного механизма
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
Для определения роли и места рыночного механизма в экономической системе следует использовать тот срез рыночных отношений, который характеризует рынок как способ осуществления координации, когда индивиды приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации, стимулах своего непосредственного окружения в условиях товарного производства.
Координация может осуществляться
не только с помощью рынка, но и
путем централизованного
В микроэкономических исследованиях анализируются рыночные связи между домохозяйствами и фирмами, между фирмами и правительственными учреждениями; изучаются спрос и предложения на рынке определенного товара или услуги; процесс формирования затрат, получения прибыли; стратегия и тактика фирм, условия равновесия на отдельных рынках.
В связи с тем, что рынки взаимосвязаны и состояние на одном из них может влиять на цены и выпуск продукции на другом, и потому, что один товар может являться производственным ресурсом для другого товара необходимо рассматривать рынки во взаимодействии, т.е. изучать общее равновесие на рынках.
В макроэкономическом аспекте
анализ рыночной системы не менее
важен. Теории занятости и безработицы
требуют понимания того, как действуют
рынки рабочей силы; теории инфляции
рассматривают изменения
Рыночный механизм (роль рыночного
механизма) обеспечивает доведение
решений отдельных
Рынок является самонастраивающейся системой, и в этом одно из его основных преимуществ. Такое саморегулирование рынка обеспечивается его механизмом. Попытаемся рассмотреть рыночный механизм на примере его идеала — свободного рынка.
Сущность этого механизма однотипна в любом рынке, но сам он испытывает разное влияние со стороны внешних факторов, что обусловливает различия его организационных форм. Механизм функционирования рынка можно представить следующей схемой (рис. 1).
Рис. 1. Механизм функционирования рынка
В основе данного механизма лежит механизм действия закона стоимости. Когда спрос равен предложению (а это является идеальным состоянием рынка и существует как временное явление), то цена на товары устанавливается на уровне общественно необходимых затрат и выступает как цена равновесия.
Предположим, что возросли потребности в товаре А. Это означает, что спрос на такой товар возрастает и начинает опережать предложение. Цены также начинают расти, соответственно возрастает и норма прибыли в данном производстве. Происходящий процесс привлекает дополнительные капиталы, и, следовательно, появляется возможность вовлечь в производственный процесс дополнительные факторы производства (средства производства и рабочую силу). Расширение производства позволяет увеличить предложение товара А, и, таким образом, равновесие между спросом и предложением восстанавливается, цены начинают уменьшаться и опять приходят к ценам равновесия. Конечно, в условиях реального рынка на цены влияет не один, а множество социальных и экономических факторов, но мы рассматриваем данный процесс упрощенно, чтобы получить представление о сущности рыночного механизма.
Таким образом, если абстрагироваться от воздействия всех внешних факторов, кроме изменения потребностей, то можно увидеть, как механизм рынка регулирует производство и поддерживает пропорции между производством и потреблением, между спросом и предложением, т.е. рынок существует как саморегулирующаяся система.
Но в современных условиях рынок находится под влиянием различных факторов: в механизм рынка вмешиваются монополии, государство, профсоюзы и др. Это может выражаться в различных формах и не способствует нормальному функционированию рынка.
Однако рыночный механизм в конце концов справляется с данными трудностями: ему помогают государство, законы и другие методы регулирования рыночной экономики. Лишь один элемент механизма рынка не терпит никакого вмешательства извне — это цены. Именно через цены воспринимаются все изменения в спросе и предложении, и если цены не меняются, то отреагировать на изменения рынок не может, у него нет информации. Поэтому стабильные цены всегда означают отсутствие рыночных отношений.
На экономическое положение
субъектов рынка оказывает
Когда предложение превышает
спрос, покупатели имеют возможность
сравнивать между собой различные
сорта товаров, их цены и оказывать
предпочтение тому или иному товару.
Подобная ситуация возможна на рынке
покупателей, т.е. на таком рынке, где
имеет место конкуренция
Если спрос превышает
предложение, отсутствует конкуренция
между производителями и
Современный рынок является рынком покупателя. В индустриально развитых странах состояние рынка определяет приоритетное положение потребителей продукции по сравнению с продавцами. В России осуществляется переход от рынка продавца к рынку покупателей.
При равенстве спроса и предложения цены на товары устанавливаются на уровне общественно необходимых затрат и выступают как цены равновесия.
При увеличении спроса и неизменном предложении происходит рост цен, результатом чего является рост прибыли и приток капитала в отрасли, на товары которых увеличился спрос. Это вызывает приток факторов производства и рост предложения, а увеличение предложения при неизменном спросе снижает цену. Таким образом, рыночный механизм восстанавливает нарушенное равновесие между спросом и предложением.
Механизм рынка в различных моделях рынка функционирует неодинаково, однако сущность его одна и та же в любом рынке.
Основной задачей рыночного
механизма является формирование рыночной
цены. Поэтому в экономической
литературе имеет место отождествление
рыночной системы и системы
Понятие спроса. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос.
Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которые покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага. Спрос на какую-либо услугу отражают желание и возможности потребителей купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Одним из важнейших законов,
«управляющих» процессом
Закон спроса выявляет также
постепенное убывание спроса на один
и тот же товар. Это происходит
не только вследствие роста цены, но
и вследствие насыщения потребностей.
Приращение покупок одного и того
же товара, как правило, осуществляется
потребителями вследствие снижения
его цены. Однако полезный эффект от
такого приращения имеет известный
предел, по мере наступления которого
даже при понижении тенденции
цен закупки товара сокращаются.
Это особенность закона спроса находит
выражение в убывающей
1 обратную зависимость
между ценой и покупаемым
2 постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
Спрос. Законы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса
Любой рынок представляет
сферу взаимодействия спроса и предложения.
Совокупность покупателей на рынке
формирует спрос на товары, способные
удовлетворить потребительские
потребности. Следовательно, основой
формирования спроса являются постоянно
возрастающие потребности, для удовлетворения
которых требуются самые
Экономисты моделируют спрос,
т. е. представляют его в виде модели.
Спрос рассматривается как
Связь между ценой и
объемом спроса на любой товар
можно проиллюстрировать с
спроса — графическое
выражение зависимости между
ценой товара и величиной
этот товар.
Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса,
поскольку график показывает
обратную зависимость между
рисунке ниже падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.
До сих пор мы рассматривали
проблему с позиции одного единственного
потребителя. Однако в реальной действительности
спрос на любой гипотетический товар
X предъявляют не один, а несколько
потребителей. В связи с этим возникает
необходимость определения двух
новых понятий — «
Информация о работе Понятие, роль и место рыночного механизма