Понятие, роль и место рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:40, реферат

Описание

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 78.48 Кб (Скачать документ)

Понятие, роль и место рыночного  механизма

Рыночный механизм – это  механизм формирования цен и распределения  ресурсов, взаимодействия субъектов  рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.

Основными элементами рыночного  механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение  гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения  и цены.

Для определения роли и  места рыночного механизма в  экономической системе следует  использовать тот срез рыночных отношений, который характеризует рынок  как способ осуществления координации, когда индивиды приспосабливают  свои действия к условиям, основываясь  на информации, стимулах своего непосредственного  окружения в условиях товарного  производства.

Координация может осуществляться не только с помощью рынка, но и  путем централизованного планирования, посредством директив, которые менеджеры  направляют своим подчиненным. В  смешанной экономике имеет место  сочетание различных способов координации. Подобный подход позволит рассматривать  рыночную систему как на микро-, так и на макроуровне.

В микроэкономических исследованиях  анализируются рыночные связи между  домохозяйствами и фирмами, между  фирмами и правительственными учреждениями; изучаются спрос и предложения  на рынке определенного товара или  услуги; процесс формирования затрат, получения прибыли; стратегия и  тактика фирм, условия равновесия на отдельных рынках.

В связи с тем, что рынки  взаимосвязаны и состояние на одном из них может влиять на цены и выпуск продукции на другом, и  потому, что один товар может являться производственным ресурсом для другого товара необходимо рассматривать рынки во взаимодействии, т.е. изучать общее равновесие на рынках.

В макроэкономическом аспекте  анализ рыночной системы не менее  важен. Теории занятости и безработицы  требуют понимания того, как действуют  рынки рабочей силы; теории инфляции рассматривают изменения среднего уровня цен всех товаров и услуг, продаваемых на различных рынках. Важнейший инструмент рынка, с помощью  которого осуществляется обмен товарами и услугами, — деньги, так же, как  процентные ставки и другие аспекты  финансовых рынков, входят в сферу  изучения макроэкономики.

Рыночный механизм (роль рыночного  механизма) обеспечивает доведение  решений отдельных хозяйствующих  субъектов друг до друга, увязку этих решений через систему цен  и конкуренцию, взаимовлияние спроса и предложения.

Рынок является самонастраивающейся  системой, и в этом одно из его  основных преимуществ. Такое саморегулирование  рынка обеспечивается его механизмом. Попытаемся рассмотреть рыночный механизм на примере его идеала — свободного рынка.

Сущность этого механизма  однотипна в любом рынке, но сам  он испытывает разное влияние со стороны  внешних факторов, что обусловливает  различия его организационных форм. Механизм функционирования рынка можно  представить следующей схемой (рис. 1).

Рис. 1. Механизм функционирования рынка

В основе данного механизма  лежит механизм действия закона стоимости. Когда спрос равен предложению (а это является идеальным состоянием рынка и существует как временное  явле­ние), то цена на товары устанавливается  на уровне общественно необходимых  затрат и выступает как цена равновесия.

Предположим, что возросли потребности в товаре А. Это означает, что спрос на такой товар возрастает и начинает опережать предложение. Цены также начинают расти, соответственно возрастает и норма прибыли в данном производстве. Происходящий процесс привлекает дополнительные капиталы, и, следовательно, появляется возможность вовлечь в производственный процесс дополнительные факторы производства (средства производства и рабочую силу). Расширение производства позволяет увеличить предложение товара А, и, таким образом, равновесие между спросом и предложением восстанавливается, цены начинают уменьшаться и опять приходят к ценам равновесия. Конечно, в условиях реального рынка на цены влияет не один, а множество социальных и экономических факторов, но мы рассматриваем данный процесс упрощенно, чтобы получить представление о сущности рыночного механизма.

Таким образом, если абстрагироваться от воздействия всех внешних факторов, кроме изменения потребностей, то можно увидеть, как механизм рынка  регулирует производство и поддерживает пропорции между производством  и потреблением, между спросом  и предложением, т.е. рынок существует как саморегулирующаяся система.

Но в современных условиях рынок находится под влиянием различных факторов: в механизм рынка  вмешиваются монополии, государство, профсоюзы и др. Это может выражаться в различных формах и не способствует нормальному функционированию рынка.

Однако рыночный механизм в конце концов справляется с данными трудностями: ему помогают государство, законы и другие методы регулирования рыночной экономики. Лишь один элемент механизма рынка не терпит никакого вмешательства извне — это цены. Именно через цены воспринимаются все изменения в спросе и предложении, и если цены не меняются, то отреагировать на изменения рынок не может, у него нет информации. Поэтому стабильные цены всегда означают отсутствие рыночных отношений.

На экономическое положение  субъектов рынка оказывает влияние  рыночная конъюнктура — соотношение  спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом.

Когда предложение превышает  спрос, покупатели имеют возможность  сравнивать между собой различные  сорта товаров, их цены и оказывать  предпочтение тому или иному товару. По­добная ситуация возможна на рынке  покупателей, т.е. на таком рынке, где  имеет место конкуренция производителей и продавцов.

Если спрос превышает  предложение, отсутствует конкуренция  между производителями и продавцами, главную роль играет количество товаров  и услуг, а не их качество, то это  рынок продавца. На таком рынке  товарный ассортимент беден, отсутствует  предпродажное и послепродажное обслуживание, все продается сразу, с «колес».

Современный рынок является рынком покупателя. В индустриально  развитых странах состояние рынка  определяет приоритетное положение  потребителей продукции по сравнению  с продавцами. В России осуществляется переход от рынка продавца к рынку  покупателей.

При равенстве спроса и  предложения цены на товары устанавливаются  на уровне общественно необходимых  затрат и выступают как цены равновесия.

При увеличении спроса и неизменном предложении происходит рост цен, результатом  чего яв­ляется рост прибыли и приток капитала в отрасли, на товары которых увеличился спрос. Это вызывает приток факторов производства и рост предложения, а увеличение предложения при неизменном спросе снижает цену. Таким образом, рыночный механизм восстанавливает нарушенное равновесие между спросом и предложением.

Механизм рынка в различных  моделях рынка функционирует  неодинаково, однако сущность его одна и та же в любом рынке.

Основной задачей рыночного  механизма является формирование рыночной цены. Поэтому в экономической  литературе имеет место отождествление рыночной системы и системы ценообразования. Однако такое отождествление неправомерно, поскольку рыночная система включает в себя не только систему ценообразования, но и другие элементы: систему конкуренции, рыночную инфраструктуру, различные  рынки, где формирование цены осуществляется по особым законам, и т.д. Рынок и  цена — категории, обусловленные  товарным производством. При этом первичен рынок, а цена — категория вторичная.

 

 

 

Понятие спроса. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос.

Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которые  покупатели могут и намерены заплатить  за нужные им блага. Спрос на какую-либо услугу отражают желание и возможности  потребителей купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования  на конкурентном рынке выступает закон спроса. Спрос связывает количество покупаемого  товара с его ценой. Своеобразие  закона спроса - в обратной зависимости  между ценой и количеством  покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров  будет куплено потребителем. При  снижении цены – количество покупок  данного товара возрастает. Когда  количество данного товара на рынке  возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при  сниженной цене, малейший дефицит  привычных для покупателей товаров  на рынках вызывает тенденцию повышения  их цен.

Закон спроса выявляет также  постепенное убывание спроса на один и тот же товар. Это происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный  предел, по мере наступления которого даже при понижении тенденции  цен закупки товара сокращаются. Это особенность закона спроса находит  выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта  от дополнительных затрат на эти закупки,  и убывание спроса происходит несмотря на падение цены. Это означает, что закон спроса описывает две важные особенности рынка:

1 обратную зависимость  между ценой и покупаемым количеством  товаров;

2 постепенное убывание  спроса на любой обмениваемый  на рынке товар.

 

 

Спрос. Законы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса

 

Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке  формирует спрос на товары, способные  удовлетворить потребительские  потребности. Следовательно, основой  формирования спроса являются постоянно  возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные  товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить  тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей  покупать на рынке материальные блага  и услуги называется платежеспособным спросом. Мы будем анализировать  именно такой спрос. Спрос — платежеспособная потребность че­ловека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

 

Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели. Спрос рассматривается как функция  множества переменных, главная из которых — рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных  товаров зависит от их цены. Чем  выше цена товара, тем меньшее его  количество люди хотят купить, и  наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. Подобную зависимость  экономисты называют законом спроса. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем  выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и  величиной спроса существует обратная зависимость.

 

Связь между ценой и  объемом спроса на любой товар  можно проиллюстрировать с помощью  кривой спроса. Кривая

 спроса — графическое  выражение зависимости между  ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на

 этот товар.

 

Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение»  кривой отражает действие закона спроса,

 поскольку график показывает  обратную зависимость между ценой  товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx). На

 рисунке ниже падение  цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.

 

 

До сих пор мы рассматривали  проблему с позиции одного единственного  потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а несколько  потребителей. В связи с этим возникает  необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный  спрос» и «спрос рыночный». Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый  отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше). Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного  спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального  спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин  спроса, предъявляемого каждым отдельным  потребителем при каждой возможной  цене. А графически рыночный спрос  определяется путем горизонтального  суммирования графи­ков индивидуального спроса.


Информация о работе Понятие, роль и место рыночного механизма