Понятия и показатели качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 17:55, контрольная работа

Описание

Целью написания данной контрольной работы является изучение качества и конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятия и показатели качества продукции 4
Глава 2. Значение качества для обеспечения 6
конкурентоспособности предприятия 6
Заключение 10
Практическая часть 11
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Экономика Организации Вариант 64.docx

— 38.34 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования  

Всероссийский заочный финансово-экономический 

институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)» 

Задания №№ 14, 29, 39 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил:

              студентка ___ курса

              факультет

              группа:  

Проверила: Шумилова Анна Валерьевна 
 
 
 
 
 
 

Архангельск 2011г. 

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Понятия и показатели качества продукции 4

Глава 2. Значение качества для обеспечения 6

конкурентоспособности предприятия 6

Заключение 10

Практическая часть 11

Список использованной литературы 13 
 
 
 

 

Введение 

     Качество  продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

     Таким образом, проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Этим и объясняется актуальность изучения материала по заданной тематике.

     Целью написания данной контрольной работы является изучение качества и конкурентоспособности продукции.

     Поставленная  цель реализуется посредством решения  следующих задач:

  • изучение понятия качества продукции и показателей его определяющих;
  • рассмотрение влияния качества продукции на ее конкурентоспособность.
 
 

 

     Глава 1. Понятия и показатели качества продукции  

     Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

     Покупатель  считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.

     Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (то есть качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

     Совокупность  свойств не может быть плохой или  хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера качества») [1].

     Но  любой документ или эталон узаконивает  определенный набор свойств и  характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

     Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг  отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе  и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

     Следовательно, качество как экономическая категория  – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

     Рассмотрим  показатели качества продукции.

     Потребности обычно выражаются в свойствах, в  их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца. Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др.

     Все свойства продукции можно подразделить в следующие группы:

  • показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения);
  • показатели надежности и технологичности;
  • показатели унификации и стандартизации;
  • эстетические показатели;
  • эргономические показатели;
  • показатели транспортабельности;
  • патентно-правовые показатели;
  • экологические показатели; показатели безопасности.

     В зависимости от потребности используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в целях экономии финансовых средств на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии – долговечность [2].

     Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

     Показатели  технологичности – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

     Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через  комплекс антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют  композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы) [3].

     Показатели  транспортабельности отражают степень  возможности транспортировки изделия  различным транспортом без нарушения  его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают  при хранении, эксплуатации или потреблении  продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, то есть обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

     Таким образом, указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество. 

     Глава 2. Значение качества для обеспечения

     конкурентоспособности предприятия 

     Категория качества продукции непосредственно  и тесно связана с конкурентоспособностью, имея общую сферу формирования и проявления. Но если качество продукции является категорией более статичной и стабильной при неизменных организационно-производственных условиях ее создания и достигнутом уровне научно-технического прогресса, то конкурентоспособность − категория динамичная, зависящая от характера и изменения потребностей, рыночной ситуации, платежеспособного спроса, сервисных условий и т.д.

     Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских  свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке.

     Потребительские свойства − это характеристики товара, направленные на удовлетворение требований потребителя, которые он предъявляет к товару с учетом условий его использования по назначению. Например к домашней мебели обычно предъявляются следующие основные требования: ее габариты, возможность сборки и разборки в домашних условиях, транспортабельность, весовые характеристики (подъемность и перемещаемость), дизайн, соответствие моде, отделка и материалы, из которых она изготовлена, прочность и износостойкость и др. Разная мебель обладает разными уровнями перечисленных свойств и в разной степени соответствует габаритам и планировке квартиры. Большой высокий шкаф привлекателен по вместимости, но может не пройти в дверные проемы и оказаться выше потолков малогабаритной квартиры [1].

     Приведенный пример позволяет наглядно проиллюстрировать  соотношение между качеством и конкурентоспособностью товара. Самый высококачественный товар может не найти покупателя, оказаться неконкурентоспособным, если он не соответствует условиям потребления. Очень высокий шкаф не нужен владельцу малогабаритной квартиры, сверхвысококачественные лыжи − бесполезная вещь в районах, где не бывает снега, самая шикарная меховая шуба не нужна с точки зрения ее назначения в местности с устойчиво теплым климатом и т.д. Качество товара теряет значение, если товар вышел из моды. Другими словами, качество товара, продукции не зависит и не изменяется от условий его использования (разумеется, если они не нарушаются). Полезность же товара при том же качестве в одних условиях может оказаться высокой, в других − относительно низкой, в третьих − товар оказывается просто бесполезным. В этом заключается главное различие качества и потребительной стоимости, составляющей основу конкурентоспособности продукции (товара). Покупатель обычно приобретает товар не потому, что он высокого качества (хотя это тоже важно при соответствующих условиях), а потому, что данный товар способен удовлетворить те или иные потребности, запросы покупателя.

     Исходным  условием планирования и создания конкурентоспособной  продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение  количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков [4]. При этом часто решающую роль играют такие факторы, как престиж фирмы-производителя, патентоспособность и патентная чистота продукции, уверенность потребителя в возможностях изготовителя обеспечить стабильное качество всей поставляемой на рынок продукции, ее сохранение в течение длительного времени использования, срок и надежность гарантии, доступность и уровень сервисного обслуживания и др.

     При большом количестве факторов, влияющих на конкурентоспособность товара на рынке, приоритетную роль играют, как правило, следующие:

  • его полезность для потенциального покупателя, то есть его потребительная стоимость или способность удовлетворить требования, предъявляемые к данному типу и виду товара со стороны потребителя;
  • цена товара. Очевидно, что при равной полезности покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару. Но может приобрести и более дорогой товар, если он окажется для него более полезным. Исключение здесь составляют престижные или статусные товары, приобретение которых необходимо для поддержания определенного социального статуса покупателя;
  • инновативность продукции, то есть введение важной для покупателя новизны в изделие, отличающей его оригинальностью (эксклюзивностью) от других аналогичных изделий, присутствующих на рынке [2].

Информация о работе Понятия и показатели качества продукции