Глава
3
предложения
по развитию малого
бизнеса
в
Республике Беларусь
Частный
сектор в стране развивается. Большинство
МСП отмечает рост экономических
показателей своих фирм, как в
прошлом, так и в настоящем. Однако
в качестве основного внешнего фактора,
способствующего развитию МСП, сами предприниматели
называют рост платежеспособного спроса
внутри страны. Более того, треть МСП как
положительное явление отметила высокие
барьеры входа на рынок и низкий уровень
конкуренции.
Следует
отметить, что высокие темпы экономического
роста в стране могут замедлиться (в случае
изменения условий внешней торговли).
При этом ухудшающийся торговый баланс
делает особо актуальной проблему привлечения
в страну прямых иностранных инвестиций.
В настоящее время Беларусь занимает одно
из последних мест среди стран региона
по уровню и темпам привлечения ПИИ и проектам
«зеленого поля». Одной из основных
причин является низкое качество регуляторной
среды (бизнес климата).
Из
возможных внешних барьеров и препятствий,
предложенных во второй главе, можно выделить
в несколько групп:
- административные
барьеры;
- налоги, проверки
и штрафы, регулирование оплаты труда;
- проблемы
с кадрами на рынке труда;
- сложность
процедур и дороговизна получения кредитов;
- низкий спрос
и неразвитость белорусского рынка;
- высокая конкуренция
и отсутствие господдержки [9].
Наивысшие
оценки уже на протяжении ряда лет
получают три основных фактора: налоговое
законодательство (высокие ставки и
сложность и противоречивость самого
налогового законодательства), административные
барьеры (лицензии, разрешения, чрезмерные
отчетность и документооборот), частые
проверки и несоразмерные нарушениям
штрафы. При этом более всего страдают
от высоких налогов и административных
барьеров молодые и небольшие МСП.
Большинство
белорусских МСП в той или иной степени
научились преодолевать эти барьеры. Однако
стоимость их выполнения высока и для
самих МСП, и для страны в целом. Предприниматели
теряют время и ресурсы на непроизводительную
деятельность, увеличивая стоимость конечной
продукции. В стране не создаются дополнительные
рабочие места, бюджет не получает дополнительные
налоги, цены на ряд товаров и услуг превышают
аналогичные в соседних странах. Часть
предпринимателей закономерно выбирают
различного рода уклонение от выполнения,
что увеличивает уровень коррупции в стране
и отток капитала за ее пределы.
Государство
имеет рычаги влияния на все указанные
группы внешних барьеров, однако первые
две группы являются приоритетными
для улучшения предпринимательского
климата в стране. Сложная и непредсказуемая
институциональная среда отпугивает иностранных
инвесторов. Она же снижает конкурентоспособность
для многих белорусских МСП или делает
конкурентоспособными лишь тех из них,
кто научился приспосаблиаться и выполнять
действующие «правила игры».
В
современном мире успех страны зависит
от способности создать благодатную
почву для развития и конкретного применения
новых знаний и опыта, создать среду, в
которой новые идеи могут быть выдвинуты,
опробованы, доработаны и внедрены в жизнь.
Изменение многих регулирующих норм и
положений можно выполнить достаточно
легко и быстро, оно не требует значительных
расходов бюджета. Скорее наоборот, в результате
этих реформ бюдет получит дополнительные
средства как за счет экономиии на выполнении
непроизводительных норм и положений,
так и за счет создания новых рабочих мест
и предприятий.
Для
упрощения «вхождения в бизнес»
субъектов предпринимательства, увеличения
их количества в отношении регистрации
необходимо решить следующие проблемы:
- принять закон
о регистрации, что позволит сделать законодательство
более стабильным;
- ввести заявительный
принцип регистрации;
- сократить
(примерно в два раза) количество представляемых
в регистрирующие органы документов;
- исключить
необоснованные причины для отказа в регистрации.
Основными причинам здесь должны быть:
непредставление всех необходимых документов
или представление документов в ненадлежащий
орган;
- отказаться
от принятия решения о регистрации коллегиальными
органами – исполкомами. В принципе эта
проблема может быть решена в комплексе
с другой – созданием единого регистрирующего
органа по примеру других стран.
Кроме
того, в проекте Закона о регистрации
и ликвидации целесообразно было
бы отразить следующие основные положения:
- однозначно
установить, что ликвидация осуществляется
только по решению самих собственников
(учредителей, участников) организаций
либо суда. Необходимо отказаться от ликвидации
по решению регистрирующих органов. Кроме
того, должны быть сокращены как минимум
вдвое основания для ликвидации по решению
суда;
- должны быть
четко прописаны все пять процедур реорганизации,
их последовательность, порядок оформления.
В отношении процедуры преобразования
должны быть четко указаны организационно-правовые
формы, в которые могут преобразовываться
те либо иные субъекты;
- сами процедуры
реорганизации и ликвидации должны быть
предельно упрощены и, в частности, сокращено
количество представляемых при этом документов,
введен принцип «одного окна» с тем, чтобы
субъекты хозяйствования не обивали пороги
различных органов, собирая ненужные справки;
- следует продолжить
практику упрощенной процедуры ликвидации,
особенно для тех организаций, которые
так и не начали осуществлять свою деятельность
либо не осуществляют ее длительное время;
- ввести для
оформления реорганизации и ликвидации
заявительный принцип либо принцип «молчание –
знак согласия».
Налоговая
система Беларуси пока не претерпела
значительных изменений и по-прежнему
ей присущи следующие недостатки,
устранение которых способно значительно
упростить налоговую систему и снизить
налоговую нагрузку на субъектов хозяйствования:
- отсутствие
Особенной части Налогового кодекса, в
связи с чем законы об отдельных видах
налогов постоянно изменяются, что приводит
к нестабильности;
- большое количество
подзаконных нормативных актов по конкретным
видам налогов, зачастую недостаточно
согласованных между собой;
- большое количество
налогов, в том числе налогов с оборота,
упразднения (сокращения) которых давно
и вполне обоснованно требуют специалисты
и предприниматели;
- недостаточно
оптимальные налоговые периоды и сложная
система налогового учета и отчетности,
что приводит к большим непроизводительным
потерям субъектов хозяйствования;
- высокие,
несмотря на указанное выше снижение,
размеры штрафов за нарушения налогового
законодательства, причем зачастую за
формальные «нарушения».
Предложения
в отношении совершенствования
административных процедур:
- принять специальный
базовый закон об основах административных
процедурах и в соответствии с ним другие
акты, в которых должны быть определены:
критерии введения процедур; компетенция
госорганов по введению процедур; исчерпывающие
перечни процедур либо порядок их установления;
перечни документов для прохождения процедур;
сроки, порядок взимания платы за оформление;
основания и порядок отмены разрешений
и других документов;
- в соответствие
с этим законом должны быть приведены
все нормативные акты, необоснованные
процедуры исключены, в отношении остальных
приняты меры по упрощению;
- все акты
о процедурах должны быть доступны бесплатно
для любого пользователя, а госорганы
обязаны давать оперативные и бесплатные
разъяснения;
- целесообразно
также в каждом госоргане иметь алгоритмы
прохождения процедур, четкие, доступные
и понятные;
- общими направлениями
совершенствования должны также стать:
введение «одного окна», принцип «умолчания»
для ряда процедур, автоматическое продление
действия разрешительных документов при
отсутствии нарушений.
Особой
проблемой являются проверки. Следует
принять специальный Закон о контрольной
деятельности, в котором было бы целесообразно
определить:
- общие принципы
осуществления контроля (принцип законности;
презумпцию добросовестности проверяемых;
- толкование
в пользу проверяемых всех неустранимых
сомнений, противоречий и неясности актов
законодательства и др.);
- методы контрольной
деятельности;
- четкие права
и обязанности и ответственность проверяющих
и проверяемых;
- общие основы
процедуры проверок и порядка их оформления
и т.д. [13].
Еще
одна немаловажная проблема, связанная
с осуществлением контроля – проблема
санкций, применяемых к субъектам хозяйствования.
На первом месте здесь – размеры штрафов,
которые зачастую применяются за незначительные,
формальные нарушения и являются разорительными
для предпринимателей. Значительное снижение
штрафных санкций существенно бы облегчило
жизнь всем МСП страны.