Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:32, доклад
Характерные черты
Предпринимательский потенциал России.
Характерные черты:
Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.
С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.
Все еще слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40- 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Так, в 1997 г. на Москву приходилось 22% этих предприятий, на Санкт-Петербург - 10%, на них было занято 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время в 28 субъектах РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% от общего чиста таких предприятий.
Нельзя не
отметить специфику состава
Довольно пестрым является и «неноменклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.
В то же время
положение российского
К сожалению,
отличительной чертой современного
российского
Факторы и перспективы развития
Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.
Другой ключевой
фактор - осознание предпринимателями
своей социальной ответственности.
В такой стране, как Россия, где
чувство социальной справедливости
обострено, а от руководителя ожидают
решения социальных проблем его
подчиненных, предприниматели могут
стать потенциально более важным
элементом общественно-
Еще одна важная
задача - перевести большинство
В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.
В частности, одна из ключевых задач государства - оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры - развитие бизнес-инкубаторов (в 1998 г. их было 58), информационно-консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.
Выводы:
1. В микроэкономическом
анализе главным объектом
2. Предприятия
(фирмы) представляют собой
3. Конечной
целью деятельности фирмы
4. Основной
рабочий инструмент фирмы - это
ее конкурентная стратегия.
5. Предприятия,
как правило, группируются по
ряду существенных признаков:
формам собственности,
6. Наиболее развитой формой предприятия является АО, наиболее устойчивой - полное товарищество, наиболее безопасной - товарищество на вере, наиболее замкнутой - ЗАО, наиболее открытой - ОАО.
7. Конкурентоспособность
фирмы - это ее реальная и
потенциальная способность
8. Эффектным
методом анализа главных
9. Все основные
направления
10. Характер
предпринимательского
Список литературы.
1. Агурбаш Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. – М.: Финансы и статистика, 2001
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2000
3. Бусыгин
А.В. Предпринимательство.
4. Виленский А.Н. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Вопросы экономики, 2001, №6
5. Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций. – М.: Гардарика, 2001
6. Ершова
И.Е., Иванова Т.М.
7. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2003
8. Курс экономики: Учебник (2-е изд. доп.) / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра, 2002
9. Курс экономической теории6 Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. – М.: Экономика, 2001
10. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медия, 2005
11. Предпринимательский
потенциал российского
12. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Кн. 2 - М.: Экономика, 2003
13. Рузавин Г.И. основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004
14. Современная
экономика. Общедоступный
15. Орлов
А.В. Человек. Экономика.
16. Хизрич Р., Питерс М. Предпрнимательство. – М.: Прогресс-Универс, 2001
17. Экономика: Учебник. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаков. – М.: Проспект, 200
18. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2004