Предпринимательский потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:32, доклад

Описание

Характерные черты

Работа состоит из  1 файл

ЭО док.docx

— 20.56 Кб (Скачать документ)

Предпринимательский потенциал России.

Характерные черты:

Характер  предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к  быстрому формированию предпринимательской  инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия  на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е  гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Все еще  слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства  во всем мире. В России насчитывается  лишь 840 тыс. таких предприятий с  числом занятых на них 6,3 млн человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40- 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Так, в 1997 г. на Москву приходилось 22% этих предприятий, на Санкт-Петербург - 10%, на них было занято 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время в 28 субъектах РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% от общего чиста таких предприятий.

Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Одна часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая - продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.

Довольно  пестрым является и «неноменклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.

В то же время  положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно  нестабильно. Это в полной мере продемонстрировал  финансовый кризис августа 1998 г., разоривший или поставивший на грань разорения  множество фирм, банков и страховых  компаний.

К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства  является его криминализация. Немалая  часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится  под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают  в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25-40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

Факторы и  перспективы развития

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского  предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется  немало лет и усилий для «выращивания»  не только умелых и опытных, но и  «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических  реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему  моральных ценностей, выработать новую  предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный  и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему  образования, возможности для этого  имеются.

Другой ключевой фактор - осознание предпринимателями  своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где  чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают  решения социальных проблем его  подчиненных, предприниматели могут  стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах  с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача - перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия  рынка не только на его внешние  условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения  в рамках компаний, внедрить современную  систему управления, расширить экономическую  демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных  и акционированных предприятиях новой культуры отношений между  работниками, многие из которых стали  одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи  чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное  и организационное обеспечение  этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства - оказание финансово-кредитной поддержки  предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного  законодательства, в том числе  налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления  отечественного предпринимательства  должно стать создание соответствующей  институциональной структуры - развитие бизнес-инкубаторов (в 1998 г. их было 58), информационно-консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.

Выводы:

1. В микроэкономическом  анализе главным объектом является  фирма. Это объясняется тем,  что в современной экономике  предприятия (фирмы) производят  основную массу товаров и услуг.  Функционирование фирм обеспечивают  предприниматели. Предпринимательские  способности - это экономический  ресурс, в состав которого следует  включать прежде всего предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

2. Предприятия  (фирмы) представляют собой самостоятельные  хозяйственные единицы разных  форм собственности, объединившие  экономические ресурсы для осуществления  коммерческой деятельности. Под  последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

3. Конечной  целью деятельности фирмы является  упрочение ее позиций на рынке,  и прежде всего за счет максимизации  прибыли.

4. Основной  рабочий инструмент фирмы - это  ее конкурентная стратегия. Под  ней понимается механизм реализации  конкурентного преимущества фирмы.  Конкурентное преимущество - это  ценовые и качественные характеристики  продукции фирмы, которые выгодно  отличают ее от конкурентов  и обеспечивают устойчивое положение  на рынке.

5. Предприятия,  как правило, группируются по  ряду существенных признаков:  формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой  принадлежности, доминирующему фактору  производства, правовому статусу.

6. Наиболее  развитой формой предприятия  является АО, наиболее устойчивой - полное товарищество, наиболее  безопасной - товарищество на вере, наиболее замкнутой - ЗАО, наиболее  открытой - ОАО.

7. Конкурентоспособность  фирмы - это ее реальная и  потенциальная способность изготавливать  и реализовывать товары или  оказывать услуги, которые по  ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны, чем товары и услуги других  фирм-конкурентов.

8. Эффектным  методом анализа главных направлений  конкурентной борьбы на рынке  является модель основных конкурентных  сил, влияющих на положение  фирмы: конкурентной силы других  поставщиков аналогичной продукции,  фирм- потенциальных конкурентов, фирм - поставщиков товаров-заменителей, также конкурентных позиций поставщиков ресурсов покупателей продукции.

9. Все основные  направления конкурентоспособности  фирмы находят отражение в  ее долгосрочной стратегии. Долгосрочная  стратегия фирмы - это план  ее деятельности, определяющий перспективные  цели развития, а также пути  их реализации.

10. Характер  предпринимательского потенциала  России обусловлен переходным  состоянием российской экономики,  а также его спецификой .

 

Список  литературы.

1. Агурбаш Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. – М.: Финансы и статистика, 2001

2. Борисов  Е.Ф. Экономическая теория. Курс  лекций для студентов высших  учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2000

3. Бусыгин  А.В. Предпринимательство. Основной  курс. – М.: Дана, 2002

4. Виленский А.Н. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Вопросы экономики, 2001, №6

5. Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций. – М.: Гардарика, 2001

6. Ершова  И.Е., Иванова Т.М. Предпринимательское  право. Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2002

7. Курс  переходной экономики: Учебник  для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2003

8. Курс  экономики: Учебник (2-е изд.  доп.) / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра, 2002

9. Курс  экономической теории6 Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. – М.: Экономика, 2001

10. Общая  экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медия, 2005

11. Предпринимательский  потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию  вовлечению населения в малый  бизнес / Итоговый аналитический  отчет по итогам репрезентативного  опроса населения / Под ред. А.Ю. Чепуренко, Т.А. Алимова, Н.П. Тихонова

12. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Кн. 2 - М.: Экономика, 2003

13. Рузавин Г.И. основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004

14. Современная  экономика. Общедоступный учебный  курс. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005

15. Орлов  А.В. Человек. Экономика. Предприниматель.  – М.: Высшая школа экономики, 2001

16. Хизрич Р., Питерс М. Предпрнимательство. – М.: Прогресс-Универс, 2001

17. Экономика:  Учебник. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаков.  – М.: Проспект, 200

18. Экономика:  Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2004

Информация о работе Предпринимательский потенциал России