Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:44, контрольная работа
Предприятия – экономические агенты, действующие в рыночной экономике, занятые производством и реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации.
Цель работы — рассмотреть предприятие как объект рыночных отношений, понять сущность и рассмотреть виды предприятия.
Предприятие как основное звено экономики страны. Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, организационно-правовым формам хозяйствования………………………3
Нематериальные активы предприятия: понятие, назначение, состав. Износ нематериальных активов…………………………………………………...17
Задача №1. …………………………………………………………………..29
Задача №2. …………………………………………………………………..31
Задача №3. ………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………….34
На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая человеком, на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг. Предпринимательская деятельность может вестись гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) при соблюдении установленных законом требований, согласно ст. 34 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Простейшую форму
Современная экономика
РФ, базируясь на многообразии форм
собственности, предполагает функционирование предприятий различных
организационно-правовых форм. Организационно-правовая
форма предприятия определяется рядом
признаков: порядком формирования и минимальной
величиной уставного капитала, ответственностью
по обязательствам предприятия, перечнем
и правами учредителей и участников и
др.
Значительную роль в экономике страны
играют хозяйственные товарищества и
общества. Принципиальное отличие их между
собой заключается в том, что товарищество
представляет собой объединение лиц, при
этом, как правило, требуется их активное
участие в деятельности товарищества,
в то время как хозяйственное общество
есть объединение капиталов, не требующее
обязательного участия в деятельности
общества.
В РФ существует два вида хозяйственных
товариществ: полное товарищество и товарищество
на вере. Особое место в системе организационно-правовых
форм занимает акционерное общество. В
соответствии с Законом РФ «Об акционерных
обществах», Акционерным обществом признается
коммерческая организация, уставный капитал
которой разделен на определенное количество
долей, каждая из которых выражена ценной
бумагой (акцией), удовлетворяющей обязательственные
права участников общества (акционеров)
по отношению к обществу. Выделяются две
формы акционерного общества: открытое
(ОАО) и закрытое (ЗАО).
Введение.
С развитием рыночных
отношений, быстротой и масштабностью
технологических изменений
Нематериальные активы с английского - intangible («неосязаемые»). То есть в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к чему нельзя прикоснуться. И вот такую своеобразную субстанцию бухгалтерам приходиться совершенно осязаемо учитывать, потому что она, как это ни странно, не только вполне реально существует, но и достаточно ощутимо участвует в хозяйственном обороте, производственной или, по меньшей мере, управленческой деятельности множества активно функционирующих компаний.
К нематериальным активам относятся патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, права на пользование природными и иными ресурсами, программные продукты для ЭВМ, новые технологии и технические решения, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности.
Нематериальные активы предприятия: понятие, назначение.
Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.
Под нематериальными активами понимают:
промышленную собственность
- патенты на изобретения, патенты
на селекционные достижения, патенты
на промышленные образцы, свидетельства
на товарные знаки, свидетельства на
знаки обслуживания; объекты авторского права и смежных прав
- произведения науки, литературы, музыки,
живописи и иных видов искусства, программы
для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем;
информация, представляющая коммерческую
тайну - ноу-хау - т.е. знания технического,
финансового или административно-
К нематериальным активам, в соответствии с принятым ПБУ 14/2000, могут быть отнесены: исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения; исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных; исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименований места происхождения товаров; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации. К нематериальным активам также относятся: не имеющие материально-вещественной (физической) структуры, идентифицируемые от другого имущества предприятия, используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд предприятия, используемые в течение длительного периода времени (свыше 12 месяцев), способные приносить экономические выгоды (доход) в будущем, имеющие надлежащие оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки и т.д.)
Нематериальные активы - активы предприятия,
не имеющие физической, осязаемой формы:
- управленческие, организационные и технические
ресурсы;
- репутация в финансовом мире;
- капитализированные права и привилегии;
- конкурентные преимущества, контроль
над сбытовой сетью;
- защита, обеспечиваемая страховкой;
- патенты и торговые марки, фирменные
знаки;
- "ноу-хау" и другие виды интеллектуальной
собственности;
- право на пользование.
Состав и классификация нематериальных активов. К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация организации (гуд-вилл), организационные расходы.
Интеллектуальная собственность. Обобщенное понятие «интеллектуальной собственности » включает «права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях» (п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Интеллектуальная собственность в практике предприятия может быть использована в хозяйственной деятельности предприятия в качестве «нематериальных активов».
К объектам интеллектуальной собственности относятся такие права, как исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель, селекционные достижения; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.
Изобретения и полезные модели рассматриваются как техническое решение задачи.
Под промышленным образцом понимается соответствующее установленным требованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Программа для ЭВМ – это объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.
База данных является объективной формой представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Топология интегральных микросхем представляет собой зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
Товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров – это обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами.
Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак) представляет собой элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг от других юридических лиц или граждан. Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров.
Наименование места происхождения товара или услуги - это всегда географическое название страны, населенного пункта, местности, где произведен продукт или услуга.
Согласно правилам отечественного учета, в состав нематериальных активов включаются организационные расходы. К организационным расходам относятся гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и так далее, осуществляемые в момент создания. Расходы по переоформлению учредительных документов, изготовление новых печатей и штампов в состав нематериальных активов не включаются.
Такой вид нематериальных активов, как деловая репутация (гуд-вилл) появляется у предприятия только в том случае, если им была совершена покупка другого предприятия. Деловая репутация может определяться в виде разницы между покупной ценой приобретенного предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств.
Нематериальные активы неоднородны по своему составу, по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация, которая может быть произведена по ряду признаков.
По признаку использования в производстве нематериальные активы можно разделить на функционирующие (работающие) объекты, применение которых приносит предприятию доход в настоящий период; нефункционирующие (неработающие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут применяться в будущем.
По степени влияния на финансовые результаты предприятия выделяются объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию и объекты, опосредованно влияющие на финансовые результаты.
В зависимости степени правовой защищенности одна часть нематериальных активов относится к защищаемым охранными документами (авторскими правами), другая – к разряду не защищенных охранными документами (авторскими правами).
Отличительной чертой нематериальных активов называют неопределенность их будущей выгоды. Она может оказаться и равной нулю, и весьма значительной. Одни нематериальные активы имеют отношение к разработке и производству продукции (патенты, авторские права), другие - к созданию и поддержанию спроса на эту продукцию (торговые марки).
Рассмотрим анализ нематериальных активов на предприятии «Актив». На данном предприятии действуют следующие виды нематериальных активов: объекты интеллектуальной собственности, организационные расходы, природные объекты.
Анализ объема, динамики и структуры нематериальных активов
Таблица 1.
Вид нематериальных активов |
Сумма,млн. руб. |
Структура,% | ||||
2010год |
2011год |
изменение |
2010 год |
2011 год |
изменение | |
Права на владение интеллектуальной собственностью
Права на пользование природными объектами
Организационные расходы
Деловая репутация предприятия
Прочие |
2475
220
435
-
70 |
2370
220
500
-
110 |
-105
-
+65
-
+40 |
77,3
6,9
13,6
-
2,2 |
74,1
6,9
15,6
-
3,4 |
-3,2
-
+2
-
+1,2 |
Итого |
3200 |
3200 |
- |
100,0 |
100,0 |
- |
Информация о работе Предприятие как основное звено экономики страны