Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Именно прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет, и ему надо получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ

Содержание

Введение
Понятия, функции, источники получения, виды прибыли............
Механизм формирования, распределения прибыли в фирме.......
Особенности использования прибыли на фирме..............................
Заключение
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

    В экономической литературе прибыль  часто определяется как разница  между оптовой ценой продукции (без налога на добавленную стоимость  и налога на акцизы) и затратами  на ее производство и реализацию, или  рассчитывается как разность выручки от реализации (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной себестоимости. В случае, если затраты производства превышают оптовую цену, то продукция является убыточной. В настоящее время производство убыточной продукции в России – довольно распространенное явление в деятельности субъектов хозяйствования.

    Итак, прибыль прежде всего представляет собой превышение оптовой цены продукции  над затратами на ее производство и реализацию, или превышение выручки  от реализации над полной себестоимостью продукции [19,c.38].

   Изучая  сущность прибыли, рассмотрим различные  источники ее происхождения. По мнению автора, источниками возникновения прибыли являются:

            -производственная  деятельность субъекта хозяйствования.

В результате этой деятельности возможны:

            -получение прибыли при благоприятных обстоятельствах;

            - неожиданные прибыли;

            - возникновение прибыли  вследствие воздействия инфляции;

            - превышение внереализационных  доходов над внереализационными  расходами;

            - безвозмездная помощь предприятию государства физических и юридических лиц.

   В основном источниками возникновения  прибыли являются производственная деятельность и превышение внереализационных  доходов над внереализационными расходами. Наличие безвозмездной  помощи невелико.

   Безвозмездная помощь является прибылью предприятия. Предприятие получает доход, не затрачивая никаких ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Во многих случаях безвозмездная помощь направляется на финансирование строительства цехов для производства продукции, в которой заинтересованы как государственные, так и частные предприятия. Безвозмездная помощь является важнейшим источником инвестиционного процесса.

   На  предприятиях, работающих в более  благоприятных экономических условиях, возможно создание избыточной прибыли. Избыточная прибыль может быть представлена в четырех формах.

   Избыточная  прибыль первой формы образуется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных природных условиях. В первую очередь она возникает в сельском хозяйстве и добывающей промышленности.

   Избыточная  прибыль второй формы появляется, если предприятие работает в более благоприятных экономических условиях созданных обществом. Она может образовываться во всех отраслях производства.

   Избыточная  прибыль третьей формы появляется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных экономических условиях, созданных усилиями производственного коллектива (использование внутренних резервов, рационализация, изобретательство и т.д.).

   Избыточная  прибыль четвертой формы может быть создана основе ценообразования продукции, так как в настоящее время, по мнению автора, цены находятся под влиянием деления продукции на выгодную и невыгодную. Производители выгодной продукции получают избыточную прибыль. Она отличается от прибыли другой продукции, поскольку порождается не объективными, а субъективными факторами, например, недостаточным освоением механизма ценообразования.

   Кроме того, существует так называемая неожиданная прибыль. Объясним механизм ее образования на примере деятельности мебельной компании штата Северная Каролина (США). В 1961 г. объем ее продаж резко расширился после того, как стало известно, что Президент США Дж. Кеннеди пользуется выпущенным ею креслом.

   Бывают  и другие ситуации, когда роль предприятия в возникновении прибыли и ли убытка скорее пассивная, чем активна. Ярким примером здесь может служить деятельность хорошо известной на Украине американской компании по производству безалкогольных напитков «Пепси-кола».

   В 60-х гг. компания «Пепси-кола» не занимала ведущих позиций в производстве напитков. В то время существовало много различных фирм, производящих аналогичную продукцию. Президент компании «Пепси-кола», как сторонник социалистических преобразований, получил приглашение на прием к Генеральному секретарю КПСС Л. И. Брежневу. Был подписан договор о поставке напитков в СССР. Так, компания «Пепси-кола» первая из иностранных фирм, производящих безалкогольные напитки, завоевала советский рынок. Значительно увеличив получаемую прибыль, она стала процветающим предприятием.

   Инфляция  заметно искажает результаты хозяйственной  деятельности предприятий и оказывает  существенное воздействие на получение  прибыли.

   Субъекты  хозяйствования могут получать прибыль, являющуюся следствием развития инфляционных тенденций. Так, в 1992-1996 гг. на многих предприятиях Украины объем получаемой прибыли увеличился в результате роста цен на производимую продукцию, выполненные работы, оказываемые услуги. Инфляция  является весьма накладной для предприятий, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды [5,c.215].

   Таким образом, прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности (формула 1). Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. 

               р = ТК-ТС,                                                                               

                                                                                                     (1)

   где       р (profit) - прибыль;

            ТК. (total revenue) - совокупная выручка;

            ТС (total cost) - совокупные издержки. 

   Финансовые  результаты деятельности субъектов  хозяйствования могут быть выражены:

  1. балансовой (валовой) прибылью,
  2. прибылью от производства продукции (работ, услуг),
  3. прибылью (убытком) от реализации продукции,
  4. чистой (остаточной) прибылью.

    1.Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации товарной продукции, от прочей реализации и внереализационной деятельности.

    2.Прибыль от производства продукции (работ, услуг) исчисляется как разница между объемом товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной ее себестоимостью.

    3.Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы и затратами на производства и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

    4.Чистой (остаточной) прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет.

   Но  существует трактовка двух видов  прибыли бухгалтерской и экономической. Эти два вида трактовок получило свое развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:

  1. исчисление налогов
  2. защиты кредитов
  3. для выбора разумной инвестиционной политики.

    Бухгалтерская трактовка приемлема только для  достижения первой цели и абсолютно  неприемлема для достижения третьей. Он разработал формулу, определяющую связь  между бухгалтерской и экономической прибылью:

   Бухгалтерская прибыль + внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода - внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие отчетные периоды = Экономическая прибыль.

   Этот  подход предполагает ежеквартальное исчисление величины гудвилла1 и ее колебаний. Появлений этой категории связано с экономической трактовой прибыли. И таким образом под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие  «бухгалтерской прибыли»  в России введено с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от29 июля 1998 г.№34 и п.79. Согласно этому Положению бухгалтерская прибыль – это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Несмотря на то, что в разных странах методика расчета показателя прибыли может различаться, все эти методики объединяет использование метода начисления и (за редкими исключениями) принципа исторической стоимости (себестоимости приобретения) при оценке расходов. Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости предприятия. Она определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, помноженной на величину вложенного капитала. Она позволяет сравнить рентабельность вложенного капитала компании с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью и выразить полученную разницу в денежных единицах. Еще нужно сказать, что именно показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг компании.  Ниже приведена таблица с бухгалтерской и экономической прибылью. В таблице 2 наглядно продемонстрированы результаты расчетов прибыли.  А в таблице 3 показаны расчеты двух прибылей на условном примере.

                                                                   
 
 

            Таблице 2 Бухгалтерская и экономическая      прибыль ОАО Кондитерская фабрика (млн. руб.)

    
Доход от реализации продукции +10000руб.
минус прямые расходы (наем работников, покупка сырья, оплата энергоресурсов) -6000 руб.
минус косвенные расходы (амортизация, жалованье управляющим, накладные расходы) -1100 руб.
Бухгалтерская прибыль +2900 руб.
минус неявные издержки за риск предпринимателя -1600 руб.
Экономическая прибыль +1300 руб.

       

                                      Таблица 3 Расчеты  бухгалтерской и экономической прибыли                    

Наименование  показателя 1999 год 2000 год 2000/1999 годы
Данные  традиционной бухгалтерской  отчетности

Выручка

Чистая  прибыль

Рентабельность  продаж

Данные о приросте вложенного капитала

Минимально  необходимый доход на вложенный  капитал

Чистая  операционная прибыль после налогообложения

Отношение чистой операционной прибыли к минимально необходимому доходу, %

Экономическая прибыль

 
2199

201

9 
 

755

325 

43

(430)

 
2259

190

8 
 

568

289 

51

(279)

 
+3%

-5% 
 
 

-25%

-11%

Информация о работе Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование