Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа
Целью этой курсовой является исследование особенностей формирования прибыли и рентабельности предприятия. Для достижения данной цели возможны следующие задачи:
Определение экономической сущности прибыли и рентабельности предприятия
Рассмотрение особенности формирования прибыли и рентабельности ОАО « Кижмола »
Введение
1. Прибыль и рентабельность как экономическая категория
1.1 Факторы, влияющие на величину прибыли
1.2 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете
1.3 Фонды экономического стимулирования производства
1.4 Показатели рентабельности, их расчет и методы анализа
1.5 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности
2. Оcобенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Кижмола»
2.1 Источники образования прибыли предприятии
2.2 Расчет прибыли от реализации продукции, валовой прибыли предприятия
2.3 Динамика прибыли
2.4 Расчет рентабельность различными методами
2.5 Оценка эффективности деятельности предприятия
Заключение
Библиографический список
Приложение
При этом если организация осуществляет операции по передаче имущества в аренду (субаренду) на постоянной (систематической) основе, то доходы от таких операций учитываются как доходы от реализации, а если операции по передаче имущества в аренду носят разовый характер, то доходы учитываются в составе вне реализационных доходов.
В целях совмещения налогового и бухгалтерского учета этот же критерий целесообразно использовать и в бухгалтерском учете.
Поэтому, если организация предполагает осуществить более одной сделки (заключить два и более договора) по сдаче имущества в аренду в течение налогового периода, в приказе по учетной политике в целях налогообложения отражают: «Доходы от сдачи имущества в аренду учитываются как доходы от реализации».
В соответствующий приказ по бухгалтерскому учету вносится запись:
«Доходы от сдачи имущества в аренду учитываются как доходы от обычных видов деятельности».
Если организация предоставляет в пользование права на результаты интеллектуальной деятельности, получает иные аналогичные доходы, то в приказы по учетной политике вносятся схожие положения.
1.3 Фонды экономического стимулирования производства
Фонды экономического стимулирования - средства социалистических хозрасчетных предприятий и объединений, образуемые в основном за счет отчислений от прибыли и предназначенные для материального стимулирования трудовых коллективов и отдельных работников за высокие конечные результаты производства.
Фонды экономического стимулирования включают: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства, науки и техники. На предприятиях и объединениях, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, фонды экономического стимулирования образуются по нормативам длительного действия (на пять лет с разбивкой по годам) за счет хозрасчетного дохода предприятия, заработанного трудовым коллективом.
Фонды экономического стимулирования играют важную роль в стимулировании повышения эффективности производства, его интенсификации, увеличении прибыли на основе ускорения использования научно-технических достижений, роста производительности труда и ресурсосбережения. Они способствуют также улучшению жилищных и других социально-бытовых условий трудовых коллективов, повышению трудовой активности работников.
1.4 Показатели рентабельности, их расчет и методы анализа
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.
Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризует относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к её полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единицу товарной продукции или его обратной величины.
(Т-С)/ Т100,где Т - товарная продукция в оптовых ценах предприятия;
С - полная себестоимость товарной продукции.
Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула (Т-С)/ С100.
Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.
Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.
По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и делённой на активы.
Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности , необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
прибыль до начисления процентов * 100
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = ------------------------------
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия , тем больше рентабельность оборота.
Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле
валовая выручка
ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА = ------------------
активы
Чем выше валовая выручка фирмы , тем больше число оборотов ее капитала.
В итоге следует , что
УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА * ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА.
Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме:
--+ рентабельность+--+ L-------------
¦ ¦ оборота ¦ ¦ В % от
¦ L---------------- ¦ ---------¬
¦ L---+ валовая¦
----------------¬ ¦ ¦ выручка¦
¦ уровень общей+--+
¦ рентабельности+--+
L---------------- ¦ ----+ валовая¦
¦ ---------------¬ ¦ ¦ выручка¦
¦ ¦число оборотов¦ ¦ L---------
L-+ капитала +---+ :
L--------------- ¦ --------¬
Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.
Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.
Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.
Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов , определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.
Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико - экономических факторов , а значит как объекты технико - экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико - экономических факторов.
------------------------------
--------+--------¬ ---------------------¬ ------------¬ -------+--------¬---¬
¦материалоемкость+-+ производительность +-+ предоплата¦ ¦оборачиваемость¦
L-----T----------- ¦ труда ¦ L-----TT----- ¦нормированных ¦
¦ L------T-------------- ¦¦ ¦средств ¦
¦ ¦ ---------------------¦ L------T---------
-------+-------¬ ¦ ¦ ------------+--------------+--
¦ себестоимость+------------ ¦ -----+ общая рентабельность предприятия ¦
¦ продукции +-------------- ¦ L-----T----------T------------
L------T--------
L-------------------------+---
Рентабельность является результатом производственного процесса , она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств , снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов : структуры и фондоотдачи Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств , рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия . Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом.
1 1
Р = Е / ---- + ---, где
УМ К
Р - общая рентабельность предприятия %
Е - общая (балансовая) прибыль,% к объему реализованной продукции;
У - удельный вес активной части в общей стоимости основных производственных фондов , доли единицы;
М - коэффициент фондоотдачи активной части основные производственных фондов ;
К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.
Методика анализа общей рентабельности: 1) по факторам эффективности;
2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.
Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат производственно - финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли ( убытка) от реализации продукции , работ и услуг; вне реализационных прибылей и убытков.
Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана , определяют и оценивают факторы , влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков , вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.
1.5 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности
Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.
Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта.
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.
Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).