Прибыль предприятия: её формирование, распределение и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли предприятия определить основные направления её повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия;
- определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
- проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;
- исследовать зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия с целью возможного его использования в отечественной практике;
- выявить основные резервы роста прибыли.

Содержание

Введение 4
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия 7
1.1 Содержание прибыли и её формирование 7
1.2 Распределение и использование прибыли 13
2 Анализ формирования и распределение прибыли (на примере ОАО «Орбита») 18
2.1 Анализ формирование прибыли предприятия 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия 22
3 Совершенствование практики формирования и использования прибыли на предприятие 25
3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли 25
3.2 Зарубежный опыт формирования и использования прибыли 28
Заключение 33
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая Барашкову.docx

— 98.02 Кб (Скачать документ)

     Итак, подводя итог по распределению прибыли, можно сказать, что прибыль распределяется между государством, собственниками и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно. Прибыль до налогообложения уменьшается на сумму прибыли, облагаемой по различным ставкам налога на прибыль, производятся отчисления в резервный фонд, исключаются, сумма прибыли, по которой установлены налоговые льготы.

В условиях рыночного хозяйства  государство не вмешивается в  процессе распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов. Тем не менее, посредством  предоставления налоговых льгот  оно стимулирует направление  прибыли на капитальные вложения производственного назначения и  строительства жилья, на благотворительные  цели, финансирование природоохранных  мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ (15 % уставного капитала), регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг

2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)

2.1 Анализ формирования  прибыли предприятия

     Прибыль - это часть чистого дохода, который получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.

     В процессе анализа формирования прибыли используются следующие основные показатели прибыли:

  • валовая прибыль;
  • прибыль от продаж;
  • прибыль до налогообложения;
  • чистая прибыль.

Таблица 2.1 - Показатели прибыли  ОАО «Орбита», тыс. руб.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Валовая прибыль

113385

151778

174852

Прибыль от продаж

27895

25698

39159

Прибыль до налогообложения

2164

5771

19848

Чистая прибыль

-1067

-418

10295


 

     Валовая прибыль это разность между выручкой нетто и прямыми производственными затратами по реализации продукции. Как видно из таблицы 2.1 значения валовой прибыли ОАО «Орбита» за анализируемый период времени с каждым годом увеличиваются. И никаких изменений в сторону уменьшения не наблюдается.

     Тенденцию изменения показателей прибыли можно рассмотреть в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 - Отклонения от фактических  значений показателей прибыли ОАО  «Орбита», т.р.

Показатели

Отклонение

 

 2010-2009гг.,

2011-2010гг.,

Валовая прибыль

+38393

+23074

Прибыль от продаж

-2197

13461

Прибыль до налогообложения

3607

14077

Чистая прибыль

649

10713


 

     Данные таблицы 2.2 позволили сделать следующие выводы. За анализируемый период времени наблюдается положительная динамика валовой прибыли. В 2010 году она увеличилась по сравнению с 2009 годом на 38393 т.р. и составила 151778 т.р. А в 2011 году прирост валовой прибыли составил 23074.р. и фактически валовая прибыль в этом году была отмечена на уровне 174852 т.р. Значения прибыли от продаж в 2010 году снизилась, а в 2011 году прирост данного показателя по отношению к предыдущему году составил  13461 т.р.. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль с каждым годом увеличивается. Отклонение в 2010 году по отношению к 2009 году составило 3607 т.р. и 649т.р. соответственно.  В 2011 году по сравнению с 2010 годом - 14077т.р. и 10713 т.р.

     Прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли за минусом постоянных расходов отчетного периода. Постоянные расходы включают в себя коммерческие и управленческие расходы предприятия.

Таблица 2.3 - Значение постоянных расходов ОАО «Орбита», т.р.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Коммерческие расходы

-3487

-5552

-6066

Управленческие расходы

-82003

-120528

-129627

Сумма постоянных расходов

-85490

-126080

-135693


 

Анализируя таблицу 2.3 также  видно, что постоянные расходы ОАО  «Орбита» на протяжении 2009-2011 гг. возрастали. Так в 2009 году постоянные расходы были равны сумме 85490 т.р., а к 2011 году данная сумма увеличилась до 135693 т.р. Прирост составил 50203 т.р. или 158,7%. Это говорит о том, что с каждым годом расходы, связанные с коммерческой и управленческой деятельностью ОАО «Орбита» увеличивается. На сумму постоянных расходов анализируемого предприятии большое влияние оказывают управленческие расходы.

     Прибыль от продаж - это важнейшая составляющая часть прибыль предприятия. Этот показатель рассчитывается по формуле:

                                            Р = N-S  (2.1)

Изменение прибыли от продаж продукции происходит под влиянием объема продаж и себестоимости, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов.

     К факторам первой группы относятся:

  • изменение отпускных цен на продукцию;
  • изменение объема продаж продукции;
  • изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.

      Факторы второй группы включают:

  • изменение себестоимости продукции, отражающее режим экономии;
  • изменение себестоимости продукции за счет структурных сдвигов;
  • изменение цен на материалы и тарифов на услуги.

     Приведем методику формализованного расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции.

     Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции:

 (2.2)

     где - прибыль отчетного года;

     - прибыль базисного года.

     Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Прибыль до налогообложения в течение 2009-2011 гг. увеличилась. К 2011 году прибыль до налогообложения по отношению к 2010 году увеличилась на 343,9% или на 14077 т.р.

     Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли.

     Данные таблицы 2.4 показывают, что сумма чистой прибыли с каждым годом увеличивается. Можно сказать, что увеличение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2009 году сумма чистой прибыли составляла (1067) т.р., а к  2011 году увеличилась до 10713 т.р. Этому способствовало и то, что в 2011 году по сравнению с 2010 г. сумма прибыли до налогообложения так же увеличилась на 14077 т.р.

Таблица 2.4 - Определение суммы чистой прибыли ОАО «Орбита», т.р.

Показатели

Фактическое значение

 

значение

Отклонение

 

 

2009г.

 

2010г.

 

2011г.

2010-2009 гг.

2011-2010гг.

Прибыль до налогообложения

2164

5771

19848

+3607

+14077

Налог на прибыль

-3048

-6184

-6266

-3136

-82

Чистая прибыль

-1067

-418

10295

649

10713


     На мой взгляд, прибыль является сложным комплексным показателем, величины которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия. Итак, подводя итог о формирование прибыли ОАО «Орбита», можно сделать вывод, что с каждым годом все показатели прибыли увеличиваются. О чем свидетельствует приведенный анализ. Прибыль до налогообложения в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 14077 т.р. Размер чистой прибыли очень резко возрастает. В 2010 году размер чистой прибыли составлял (418)т.р., а к 2011 году он увеличился до 10295 т.р. Увеличение данного вида прибыли приводит к улудшению деятельности предприятия.

     2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия

     Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения состоит в том, что одна часть при были в виде налогов и соборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.

     Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем выпуска и реализации продукции, и как результат поступления средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на выплату дивидендов акционерам предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократиться собственный оборотный каптал, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия. Если же уменьшается доля дивидендных выплат в использовании прибыли, то это в свою очередь приведет к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности предприятия.

     Для анализа используются Устав предприятия, данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета об изменениях капитала ОАО «Орбита», расчетов налогов на прибыль, на доходы.

     Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные фонды. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой ее суммой с целью обеспечения:

  1. необходимого объема инвестиций для производственного развития;
  2. необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.

     Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.

     К числу внешних факторов относятся:

  • правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
  • система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
  • рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;

     - стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот);

     К числу внутренних факторов, оказывающих влияние на пропорции в распределении прибыли, можно отнести следующие:

  • уровень рентабельности предприятия, при низком значении и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям и т.д.;
  • наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе;
  • необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов; уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и факторов, способствующих увеличению собственного капитала при низкой цене заемных ресурсов.

Таблица 2.5 - Показатели платежеспособности ОАО «Орбита» за 2009-2011 гг., %

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Коэффициент концентрации собственного капитала

0,79

0,79

0,67

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,20

0,21

0,32

Коэффициент финансовой зависимости

0,26

0,26

0,48


 

Как видно из таблицы 2.5 коэффициент концентрации собственного капитала достаточно высокий. За 2009-2010 гг. он был равен 0,79%. За этот же период времени наблюдается низкое значение коэффициента концентрации заемного капитала, всего лишь 0,20%. За 2010-2011 гг. незначительно снизился коэффициент концентрации собственного капитала до 0,68%, но находится в пределах нормы. Соответственно увеличилось значение коэффициента концентрации заемного капитала до 0,32%, но так же находится в пределах нормы. Высокие значения показателей платежеспособности приводит к большой доле потребляемой прибыли. О чем свидетельствую отчисления и чистой прибыли на дивиденды за 2009-2010 гг.

Информация о работе Прибыль предприятия: её формирование, распределение и использование