Приватизация объектов сырьевого сектора в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 20:18, реферат

Описание

Приватизация в Россия —процесс передачи государственного имущества России в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве.

Работа состоит из  1 файл

Приватизация объектов сырьевого сектора в РФ.docx

— 18.43 Кб (Скачать документ)

Приватизация  объектов сырьевого сектора в  РФ

Приватизация  в Россия —процесс передачи государственного имущества России в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность. Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые  обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений  с первыми лицами государства  и их родственниками. С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке.

Как известно, главным итогом 20-летнего  периода осуществления приватизации в нашей стране явилось формирование узкого слоя крупных и крупнейших частных собственников, которые  совместно с правительственными чиновниками, по существу, являются стержнем и движущей силой номенклатурно-олигархической экономики России.

Двадцать лет назад именно российская приватизация стала главным инструментом в деле первоначального накопления капитала и восстановления рыночных отношений. В результате собственность и капитал сконцентрировались в руках немногочисленной группы предпринимателей. Задачу первоначального накопления капитала многие из них истолковали слишком буквально: приняли идею накопления капитала как идею личного обогащения, посчитав, видимо, что именно этого добивалось правительство и государство от них, проводя реформы собственности.

Сегодня владельцы частной собственности  на средства производства составляют в нашей стране не более 3% от общей  численности населения. Это 5% работоспособной  части российского народа. И создает  эта собственность примерно 80% ВНП. Именно эта часть населения обладает основным капиталом, выраженным в ценных бумагах, деньгах и недвижимости.В нашей стране действует законодательство о приватизации, которое основано на приоритете аукционных и конкурсных процедур. Применение этого законодательства, по существу, ставит барьер для участия в приватизации государственного имущества большинства граждан страны, так как у них отсутствуют необходимые денежные средства для аукционной покупки пакетов акций крупных компаний. Поэтому предлагаемая правительством программа приватизации к большинству граждан прямого отношения не имеет. Кроме того, она не способна оказать влияние на существенное изменение их социально-экономического положения.

Проводя последнюю предвыборную кампанию, Владимир Путин сформулировал тезис о необходимости выработки курса на построение в России «нормального капитализма для каждого».

Первым шагом на пути реализации этого курса может стать указ президента РФ № 695 от 22 мая 2012 года «О мерах по приватизации находящихся  в федеральной собственности  пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса». Согласно этому указу:

– ОАО «Роснефтегаз» до начала 2015 года является инвестором по отношению к приватизируемым компаниям ТЭКа;

– ОАО «Роснефтегаз» для покупки пакетов акций приватизируемых компаний может использовать дивиденды от акций компаний, находящихся в собственности этого ОАО;

– правительство России должно утвердить  программу продажи в 2013–2015 годах  находящихся в собственности  ОАО «Роснефтегаз» пакетов акций компаний ТЭКа с учетом конъюнктуры рынка.

ОАО «Роснефтегаз» в соответствии с данным указом становится государственным финансовым холдингом, на который возлагаются функции как покупателя (инвестора), так и государственного продавца (каким ранее был РФФИ) пакетов акций компаний ТЭКа.

Как сказал президент РФ 24 мая 2012 года на встрече с представителями бизнеса, именно компании ТЭКа представляют «особую ценность для государства», между тем они «сейчас недооценены, и не хотелось бы, чтобы их приватизировали за копейки, а потом перепродали за серьезные деньги».

Именно поэтому по указу президента РФ «Роснефтегазу» предлагается войти в капитал компаний ТЭКа для их докапитализации. То есть государство путем покупки акций проведет дополнительное финансирование компаний ТЭКа, которые нуждаются в развитии, что позволит увеличить их рыночную стоимость. Это – одна сторона проблемных задач государственного «Роснефтегаза».

Другая проблемная (и не менее  важная) задача «Роснефтегаза» – это последующая продажа в ближайшие два-три года (до 2015 года) части пакетов акций приватизированных предприятий ТЭКа по увеличенной стоимости с учетом рыночной конъюнктуры с целью увеличения доходов государства от нового этапа приватизации.

Таким образом, в указе президента РФ предложен оригинальный механизм (алгоритм) нового этапа приватизации госкомпаний природно-ресурсного блока  в 2012–2015 годах.

По нашему же мнению, важнейшим  элементом этого механизма должна стать переоценка госкомпаний с  учетом стоимости природных ресурсов, находящихся в пользовании этих госкомпаний. Стоимость природных  ресурсов можно оценивать через  доходы, которые получит государство (общество) за 15–25-летний период пользования природно-ресурсными объектами, находящимися, по сути, в собственности всех граждан России.

Однако на сегодня собственность, являющаяся народнохозяйственными материальными и финансовыми национальными активами страны, не имеет экономической оценки и потому до сих пор не входит в состав государственной казны. Поэтому данная собственность не отражена в стоимости предприятий природно-ресурсного блока и, по существу, не учитывается при капитализации этих предприятий. Именно по этой причине сегодня не определена частичка природно-ресурсной собственности, принадлежащей каждому гражданину России.

В течение 20 лет в нашей стране осуществлялась приватизация только государственных  активов предприятий и их основных фондов. Природные и ресурсные  объекты, находящиеся в государственной  собственности и переданные в  пользование предприятиям, были запрещены  к приватизации, и собственность  на них не включалась в уставные капиталы приватизируемых предприятий. При этом рыночная стоимость природно-ресурсных  объектов на один-два порядка превышает  стоимость несырьевых активов приватизируемых предприятий.

Это особенно наглядно видно в минерально-сырьевом секторе экономики России, в котором, по экспертным оценкам, добыча полезных ископаемых обеспечивает получение  горной и ценовой ренты в размере 210–300 тыс. руб., или 7–10 тыс. долл., в расчете на каждого совершеннолетнего гражданина страны.

Сегодня эта рента присваивается  и выводится из страны узкой группой  собственников сырьевых компаний, хотя граждане России являются собственниками (совладельцами) полезных ископаемых, залегающих в российских недрах.

Большой ущерб безопасности и интересам России наносит принятие обязательств предоставлять иностранцам права на участие в приватизации различных предприятий, в том числе, предприятий водохозяйственного комплекса. Сегодня функционирует глобальный рынок экологических товаров и услуг, (некоторые официальные источники включают в них также услуги электроэнергетики) с годовым оборотом более 550млрд. долларов, 85%  которого принадлежат 58 ТНК стран Запада (данные Конференции ООН по торговле и развитию, ЮНКТАД).

Запад не считает воды России её наследием. Евросоюз определил  водному сектору нашей страны примерно такую участь: «Вода в России – уже не всеобщее благо, несовместимое с рынком, а товар, который продаётся. Обеспечение Прав на воду больше не является ключевой обязанностью государства: российские потребители должны покупать услуги в водном секторе».

В результате, Россия стала единственной крупной страной в мире, включившей в основной водный закон требования ВТО, разработанные в интересах западных ТНК и по этой причине отвергнутые всем миром. Об этом свидетельствует провал 10-летних переговоров в ВТО по заключению Генерального Соглашения по Торговле Услугами, ГАТС.

Финалом является представленный в  ВТО в 2011г. уже Российской стороной Водный кодекс РФ (ссылка на него приведена  в рассматриваемых документах о  вступлении России в ВТО),  как на разработанный, якобы, в России базовый законодательный акт, регулирующий участие в предоставлении услуг в водном секторе.


Информация о работе Приватизация объектов сырьевого сектора в РФ