Проблемы выживаемости предприятий в условиях современного кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:44, контрольная работа

Описание

В настоящее время целый ряд отечественных предприятий, достаточно успешно прошедших этап послереформенных кризисов, вплотную столкнулся с необходимостью исключительно серьезных усилий в области реструктуризации своей деятельности и преодоления того, что можно назвать своего рода "кризисом второй волны". Конкретно речь идет о том, что те приемы, методы, структуры и процедуры, которые достаточно хорошо зарекомендовали себя в период после дефолта, в настоящее время перестали удовлетворять основным требованиям эффективности управления. В последние годы резко усложнились условия конкурентной борьбы, на рынок вышли новые игроки, жестко проявляется регулирующая роль различных государственных органов, а что особенно важно – российская промышленность испытывает на себе все более жесткое давление зарубежной конкуренции, и прежде всего – конкуренции со стороны промышленности развивающихся стран.

Содержание

Введение
3
Особенности современного финансово-экономического кризиса
4
Рождение общеэкономического кризиса
4
От финансово-экономического к социальному кризису
7
Выживание и развитие предприятий и организаций в условиях кризиса
9
Риски, которым подвергаются предприятия в новых экономических условиях
14
Общие условия выживания предприятий
15
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по экономике +.docx

— 39.25 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Выживание и развитие предприятий и организаций в  условиях кризиса 

Наступивший финансово-экономический  кризис в России вызвал следующие  негативные последствия для предприятий и организаций:

Сократилась стоимость  бизнеса

Значительно сократилась  стоимость бизнеса применительно  к публичным компаниям, чьи акции  котируются на фондовом рынке. Средняя  оценка стоимости компаний и организаций  сократилась по максимуму в период кризиса с августа 2008 г. по январь 2009 г. примерно в 5 раз.

Индекс РТС, достигший  максимума в мае 2008 г. и приблизившийся в нему в августе 2008 г., дошел почти до 2500. В январе 2009 г. он снизился менее чем до 500. Столь катастрофическое сокращение стоимости бизнеса обесценило в разы акции, держателями которых являются собственники компании, ее менеджмент, сотрудники и многочисленные рядовые акционеры.

Притом по многим крупным  компаниям, которые котируются и  на зарубежных фондовых рынках, в убытке остались не только российские граждане и организации, но и многочисленные зарубежные акционеры. Это подрывает  имидж компании среди всех контрагентов, которые с ней имеют дело. Поставщики опасаются поставлять в долг сырье, материалы, комплектующие, требуют  предоплаты, дополнительных гарантий, не дают отсрочки платежей и т. д. Банки  опасаются предоставлять кредиты  в сколько-нибудь крупном размере  и требуют повышенных гарантий, исходят  из дополнительного риска, повышая  из-за этого процентные ставки. Компания теперь в ограниченных размерах может  покрывать свою ликвидность, продавая акции, поскольку они намного  меньше стоят.

Пытаясь в период кризиса  продать часть непрофильного  бизнеса, компания сталкивается с резким снижением цен на ее активы. При  привлечении новых крупных акционеров, стратегических инвесторов цена компании в условиях кризиса оказывается  очень низкой. Это дает возможность  более сильным конкурентам скупать  акции компании, стараясь получить контроль над ней. Инвестиционная компания «Ренессанс-Капитал» до кризиса оценивалась в 10–11 млрд долларов. По сообщениям прессы, велись переговоры об ее приобретении. В период кризиса стоимость бизнеса компании резко сократилась, и компания согласилась продать половину акций (без одной) известному олигарху М. Прохорову всего за 500 млн долларов. По мнению руководства компании, для нее это была крайне выгодная сделка.

Снижаются цены на товары

В период кризиса обычно снижаются цены на товары, производимые предприятиями и организациями. Это касается и экспортных цен, и  цен на внутреннем рынке. В результате многие компании из прибыльных превращаются в убыточные и должны предпринять  серьезные меры, чтобы сократить  издержки, поднять производительность труда, изменить ассортимент, чтобы  избежать крупных убытков.

При этом снижение цен сопровождается обычно сокращением спроса, что затрудняет действия компании по снижению себестоимости  из-за увеличения постоянных расходов. Особенно сильно спрос падает на относительно дорогие, элитные товары и больше перемещается в сторону более  дешевых товаров.

Обостряется конкуренция

Часто усиливается давление со стороны конкурентов. Конкуренция  обостряется, поскольку она ведется  в условиях кризиса не за получение  немного большей или меньшей  прибыли, а часто за выживание  предприятий и организаций. Ведется  борьба за жизнь или смерть фирмы. Поэтому эта борьба ведется часто  бескомпромиссно, очень жестко, и  хозяйствовать в этих условиях вдвойне  и втройне сложнее. Часто эта  борьба сопровождается распространением слухов о плохом качестве изделий  конкурента, их скрытых пороках, бедственном  положении конкурента, которому не выжить в сложившихся условиях, и  т. д.

Невозврат долгов

Находящемуся в трудных  кризисных условиях предприятию  контрагенты стараются не возвращать долги (так как предприятие все  равно не выживет), выставляются необоснованные требования по предварительным платежам за поставку продукции или дополнительных гарантий.

Трудности в получении  кредитов

В кризисных условиях резко  возрастают трудности в получении  кредитов, а нужда в них возрастает. Приходится мириться с повышенными  ставками за кредит, с необходимостью выставлять дополнительные залоги, соглашаться  на более быстрый возврат кредита, на сокращение его срока и т. д. Поэтому такие кредиты довольно трудно отдавать в кризисных условиях.

Особенно сложно бывает возвращать валютные кредиты, поскольку в период кризиса в России курс доллара  по отношению к рублю за сентябрь 2008 г. — январь 2009 г. вырос на 50 %, а  евро по отношению к рублю увеличился на 30 %.

Эти трудности с кредитами  ограничивают размер оборотных средств предприятий и организаций, от которых зависит объем производства. Из-за недостатка оборотных средств, предприятия и организации вынуждены приобретать меньше товаров, которые им нужны для производства.

Нет поддержки  иностранных партнеров и инвесторов

До кризиса условия  с получением, например, кредита  на внутреннем рынке можно было компенсировать возможностью получения кредита  у иностранных инвесторов. Широкие  возможности открывались перед  предприятиями и организациями, особенно экспортной направленности, по привлечению иностранного капитала.

Поскольку финансово-экономический  кризис принял глобальный характер, зарубежные партнеры тоже оказались в трудном  кризисном положении и на них в условиях кризиса уже нельзя так надежно опираться, как было раньше. Вместо имевшегося притока валюты в страну, что создавало благоприятную обстановку для привлечения дополнительных средств предприятий и организаций, теперь имеет место большой отток капитала из страны. Ведь приходится отдавать ранее взятые зарубежные займы, не имея возможности их перекредитовать, как это часто делалось раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Риски, которым  подвергаются предприятия в новых  экономических условиях

Каким рискам подвергаются предприятия и организации с  учетом новых экономических условий  с преобладанием негативных тенденций, которые складываются во время кризиса 2008-2009 гг.?

 

Возможность финансового банкротства

Первый и главный риск - возможность финансового банкротства. Именно финансы становятся главной  сферой кризисных трудностей. Речь идет о нехватке ликвидности для  выполнения своих финансовых обязательств, с одной стороны, и для обеспечения  развития -с другой.

Чтобы повысить ликвидность, предприятия и организации в  условиях кризиса вынуждены сокращать  инвестиционные программы, избавляться  от возможной части активов, увольнять  часть персонала, проводить жесткий  режим экономии, по возможности сокращать  объем оборотных средств.

С другой стороны, для финансовой выживаемости важно привлечь дополнительные средства и по кредитной линии, и  по линии привлечения дополнительного  крупного акционера или даже стратегического  инвестора, за счет продажи доли бизнеса  заинтересованным инвесторам и т. д.

Риск финансового банкротства  в кризис является главным. И этой стороной дела в кризис приходится заниматься систематически, практически  ежедневно, наладив в оперативном  режиме контроль за всеми платежами, поступлениями, движениями денег, реализацией особенно высокодоходных товаров и т. д.

Снижение  объемов производства

Другой крупнейший риск в  период кризиса, тесно связанный  с первым, - это снижение объемов  производства. Это снижение происходит и из-за недостатка финансовых средств для производства товаров в части, прежде всего, оборотных средств. Но главное здесь -трудности реализации товаров в период кризиса. Есть трудности объективные - сокращение спроса, снижение цены товаров, а есть и субъективные - проигрыш в конкурентной борьбе из-за высоких издержек, недостаточного качества, отсутствия хороших каналов сбыта и т. д.

 

Общие условия  выживания предприятий

Вместе с тем есть некоторые  общие условия лучшего выживания  предприятий и организаций, их большей  гибкости, маневренности, приспособляемости  к тем или иным кризисным явлениям. Вначале давайте поговорим об этом.

Ключевое значение, как  говорилось выше, имеет финансовая безопасность предприятия, формирование такой финансовой системы, при которой  крупные финансовые риски должны быть сведены к минимуму.

Для этого, исходя из специфики  предприятий, нужно определить оптимальные  и допустимые объемы заимствования  средств, проработав механизм их своевременного возврата, залогового обеспечения, позволяющего залоговый актив, по возможности, отделить от основной деятельности в кризисной  ситуации.

Ключевое значение имеет  финансовая безопасность предприятия, формирование такой финансовой системы, при которой крупные финансовые риски должны быть сведены к минимуму.

Вся финансовая система должна быть по возможности формализована, нужна ежедневная отчетность, регулярное предоставление необходимой управленческой отчетности для руководства предприятием. Необходимо также иметь четкий ежедневный мониторинг финансовых потоков и  жесткий контроль за движением финансов. Конечно, это предполагает четкое финансовое планирование с систематической корректировкой планов, если на это есть веские причины.

По возможности сама бизнес-модель предприятия должна быть приспособлена  к формированию благоприятной финансовой среды функционирования предприятий.

В лучшем финансовом положении  обычно находятся те компании, которые  работают на конечного потребителя  и получают средства не от посредника, не имеющего никакой собственности  и поэтому не несущего реальной финансовой ответственности, а от настоящего потребителя - собственника финансовых ресурсов.

Например, можно одежду или  обувь продавать через посредников, оптовиков и т. д., а можно создать  свою товаропроводящую систему, создать  свою сеть магазинов. В последнем  случае финансовая система будет  более устойчивой, потому что магазины будут ежедневно приносить наличность. Они лучше, чем любые посредники, могут реагировать на изменение  спроса и по цене, и по качеству, и  предприятия будут легче откликаться  на запросы конечных потребителей, готовить соответствующие коллекции  одежды и обуви, опробовать их и т. д.

В тех случаях, когда зависимость  от поставки сырья и цены на сырье  в очень большой мере определяют всю экономику, финансовое состояние  предприятия, лучше строить вертикально  интегрированную систему управления. Например, слабость Магнитогорского  металлургического комбината, прекрасного  и технически оснащенного современного металлургического завода, заключается  в том, что у него отсутствует  собственная рудная база, и он находится  в зависимости от монопольных  структур, поставляющих руду, которые  подчас диктуют ему цену. Сказанное  относится и к коксующемуся углю. При таких колоссальных объемах  потребления руды и угля Магнитке, конечно, нужно постепенно становиться  реальным металлургическим комбинатом, хотя бы частично удовлетворяя свою потребность в руде и угле за счет собственных месторождений. Это резко повысит устойчивость, в том числе и финансовую, этого предприятия и не только в условиях кризиса.

Для более номенклатурного производства, когда выпускаются различные продукты или многие разновидности одного продукта, крайне важными являются анализ прибыльности и затратности отдельных видов продукции и формирование такого ассортимента, который гарантировал бы наилучшие финансовые результаты.

В конечном счете финансовое состояние предприятия зависит от эффективности его работы. Чтобы предприятие работало эффективно, нужны высокая производительность труда, низкие материальные и административно-хозяйственные расходы. Прежде всего это связано с наличием у предприятия современной технической базы. Поэтому крайне важно технически переоснастить предприятие. Технически совершенное предприятие, конечно, намного легче переносит кризис, чем отсталое в техническом отношении.

Переход на новое поколение  техники должен осуществляться на большинстве  предприятий раз в 8-10 лет. Такое  переоснащение обычно длится несколько  лет. Очень важно, чтобы в стадии технической реконструкции предприятие  не попало бы в полосу кризиса.

Опасно делать крупную  реконструкцию в конце цикла.

Закономерность экономического развития такова, что кризис обычно следует за пышным процветанием.

Срыв кризиса часто  бывает на пике развития.

Переход на новое поколение  техники должен осуществляться на большинстве  предприятий раз в 8-10 лет. Такое  переоснащение обычно длится несколько  лет. Очень важно, чтобы в стадии технической реконструкции предприятие  не попало бы в полосу кризиса.

Поэтому очень важно следить  за циклом экономического развития и  начать техническую реконструкцию, используя значительные заемные  средства, вскоре после кризиса, когда  новый кризис маловероятен.

Весьма опасно делать крупную  реконструкцию в конце цикла. Когда идет наибольший подъем производства, легко заполучить большие деньги на проект, и будущая жизнь видится  в «розовом» цвете. Закономерность экономического развития такова, что  кризис обычно следует за, казалось бы, пышным процветанием. Срыв кризиса  часто бывает на пике развития.

Так было и в кризис 2008-2009 гг. Впервые экономика мира ежегодно увеличивалась почти по 5%. Развитый мир преодолел планку 3%-ного роста  в год. Быстро развивались постсоциалистические страны, Россия достигла, казалось бы, 8%-ного роста экономики и была готова завершить 2008 г. так, чтобы за 10 лет ВВП удвоился. Напомню, что такую задачу в начале своего президентского срока поставил В. В. Путин.

Кризис - конституирующая  фаза экономического цикла. Именно в  период кризиса лучше всего задуматься о будущем развитии. Это позволит уже в конце кризиса начать расчищать дорогу к будущему, избавляясь от ненужных активов, от излишних звеньев  на предприятии и в администрации, от излишней численности.

Информация о работе Проблемы выживаемости предприятий в условиях современного кризиса