Производственная мощность предприятия и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание

Производственная мощность предприятия (цеха, участка) — это максимально возможный выпуск продукции в определенных номенклатуре и ассортименте при наиболее рациональном использовании наличных орудий труда, с учетом применения прогрессивной технологии, передовых методов организации производства и труда, обеспечивающих необходимое высокое качество изготовляемой продукции.

Содержание

1. Производственная мощность предприятия и ее виды………………………………………………………………………………………………………….3
2. Показатели эффективности деятельности предприятия………………………..5
3. Практическое задание. Задача………………………………………………………………..9
4. Тестовые задания……………………………………………………………………………………10
5. Список использованных источников……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

экономика 7 В.docx

— 27.60 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Производственная мощность предприятия и ее виды………………………………………………………………………………………………………….3
  2. Показатели эффективности деятельности предприятия………………………..5
  3. Практическое задание. Задача………………………………………………………………..9
  4. Тестовые задания……………………………………………………………………………………10
  5. Список использованных источников……………………………………………………..12

 

 

 

  1. Производственная мощность предприятия и ее виды

Производственная мощность предприятия (цеха, участка) — это максимально  возможный выпуск продукции в  определенных номенклатуре и ассортименте при наиболее рациональном использовании  наличных орудий труда, с учетом применения прогрессивной технологии, передовых  методов организации производства и труда, обеспечивающих необходимое  высокое качество изготовляемой  продукции.

  Производственная мощность измеряется, как правило, готовой продукцией, выраженной в натуральных единицах (в штуках, тоннах, литрах и т.д.), используемых в производственной программе. Например, в добывающих отраслях промышленности мощность предприятий (шахт, разрезов, нефтепромыслов) определяется в тоннах добычи угля, нефти или других топливно-сырьевых ресурсов; мощность металлургических предприятий (комбинатов) и их основных цехов (доменного, сталеплавильного, прокатного) — в тоннах выплавки чугуна, стали и производства проката; мощность предприятий в машиностроении — в штуках изготовляемых машин, выраженных в физических или условно-натуральных единицах; в текстильной промышленности мощность, например, прядильных фабрик (или цехов) определяется количеством произведенной пряжи в тоннах, мощность ткацких фабрик (цехов) — в погонных или м2 изготовленного суровья.

 Производственная мощность предприятий рассчитывается по всей номенклатуре выпускаемой продукции. В случаях, когда это целесообразно, необходимо использовать метод приведения номенклатуры изделий к одному или нескольким видам однородной продукции, принимаемой за единицу. Одновременно с расчетом производственной мощности в натуральных показателях можно определять ее также в стоимостном выражении как по видам продукции, так и по товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах по предприятию в целом.

 Производственная мощность  предприятия определяется в расчете  на год по мощности ведущих  цехов (других подразделений)  или ведущих участков, агрегатов  или установок основного производства. К ведущим относятся цех, участок,  агрегат, выполняющие основные  технологические процессы (операции) по изготовлению продукции (или  полуфабрикатов). В черной металлургии такими производствами считаются доменные, мартеновские цехи или печи; в цветной — электролизные ванны, в текстильной промышленности — прядильное и ткацкое производство; в машиностроении — главным образом механические и сборочные цехи.

 При разработке производственной  программы может оказаться, что  отдельные производства (вспомогательные  или даже основные) отстают от  ведущих. В таких случаях разрабатываются  организационно-технические мероприятия  по ликвидации «узких мест»,  как-то: перераспределение работ  между исполнителями; увеличение  сменности работы; внедрение научной  организации труда; перераспределение  оборудования между цехами; углубление  специализации и кооперирования; улучшение технической оснащенности  производства; модернизация и пополнение  парка оборудования.

 Производственная мощность  отрасли (объединения) определяется  как сумма величин производственных  мощностей по выпуску одного  и того же вида продукции  на отдельных предприятиях, входящих  в данную отрасль.

 Величина производственной  мощности подвергается изменениям. Если в начальный период она  определяется проектной мощностью,  то после освоения последней  на ее размер действуют различные  факторы в сторону как увеличения мощности, так и ее уменьшения. Поэтому при планировании производства требуется учет всех этих изменений и определение нескольких видов производственных мощностей:

1) входная мощность — производственная  мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями  располагает предприятие в начале  планового периода;

2) выходная мощность — производственная  мощность на конец года. Она  определяется путем суммирования  входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей',

3) проектная мощность — производственная  мощность, предусмотренная проектом  строительства, реконструкции и  расширения предприятия;

4) для определения соответствия  производственной программы имеющейся  мощности исчисляется среднегодовая  производственная мощность, которой  предприятие располагает в среднем  за год. Она определяется путем  прибавления к мощности на начало года среднегодового ввода мощности и вычитания среднегодового ее выбытия:

М СР.Г. = МН + (МВ + N1) / 12 – (МЛ + N2) / 12

 МСР. Г — среднегодовая  мощность предприятия, шт.;

 Мн — мощность на начало года (входная);

 Мв — ввод мощности в течение года;

 Мл — ликвидация (выбытие)  мощностей в течение года;

N1 — количество полных месяцев  с момента ввода мощностей  в действие до конца года;

N2 — количество полных месяцев  с момента выбытия мощностей  до конца года.

 

  1. Показатели эффективности деятельности предприятия

В современной экономике все  возрастающую роль играет сфера сервиса. Она проявляется, прежде всего, в  том, что:

развитие сферы сервиса позволяет  удовлетворять постоянно растущие потребности в разнообразных  услугах;

в сфере сервиса постоянно создаются  новые рабочие места;

сфера сервиса последовательно  увеличивает свою долю в структуре  валового внутреннего продукта.

 В условиях рыночной отношений  центр экономической деятельности  перемещается в основное звено  экономики - на предприятие. Именно  на предприятиях производится  нужная обществу продукция, оказываются  разнообразные услуги. Дело в  том, что именно на предприятиях  сосредоточены квалифицированные  кадры, здесь решаются вопросы  эффективного использования ресурсов, применения современной техники  и технологии, получения высококачественных  товаров и услуг, пользующихся  спросом. 

 

 В условиях рыночной экономики  выживает лишь тот, кто грамотно  и умело изучает требования  рынка, предлагает услуги, нужные  людям, разрабатывает четкие бизнес-планы,  осуществляет эффективное управление.

 Оценку деятельности предприятия  и его экономической эффективности  невозможно произвести с помощью  одного какого-либо показателя. Поэтому  на практике всегда используют  систему показателей, которые  связаны между собой и оценивают  или показывают различные стороны  деятельности предприятия. 

 Показатель - это признак, характеризующий  какую-либо одну сторону явления,  действия, их количественную или  качественную характеристику или  степень выполнения определенной  задачи.

 Все показатели исходя из требований рынка можно разделить на: оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов в той или иной деятельности;

затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов  деятельности.

 Такое деление показателей  зависит от проводимого анализа.  К примеру, показатель издержки  производства в одном случае  может рассматриваться как оценочный,  характеризующий достигнутый уровень  затрат труда, а в другом  случае определяться как затратный,  позволяющий установить количество  затрат при оказании услуг. 

 В зависимости от цели  анализа показатели  могут выражаться  в форме абсолютных, относительных  и средних величин. Выделяют  также структурные и приростные  показатели.

 Абсолютные показатели бывают  стоимостными и натуральными. В  условиях рыночных отношений  первостепенное значение придается  стоимостным показателям, что  обусловлено сущностью товарно-денежных  отношений. Абсолютные показатели  отражают уровень развития предприятия,  достигнутый за определенный  период времени. Данными показателями  являются оборот, валовая и частичная  выручка, величина дивидендов, уровень  издержек производства и реализации  продукции, уставной фонд, задолженность и т.д.

 

 Относительные показатели определяются  как отношения абсолютных показателей,  характеризующие долю одного  показателя в другом, или как  отношения разнородных показателей.  Процедура их оценки заключается  в сравнении отчетных значений  с базисными плановыми, средними  за предшествующий период, отчетными  за предшествующие периоды, среднеотраслевыми,  показателями конкурентов и т.д.  К этим показателям относятся:  прибыль на единицу стоимости  основных средств, издержек или  уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и т.д.

 Структурные показатели - по  расходам, капиталу, доходам - характеризуют  долю отдельных элементов в  итоговой сумме. 

 Приростные показатели отражают  изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном  или абсолютном выражении. Таковыми  могут быть изменение уставного  фонда за год, изменение прибыли  за год и т.д. 

 Следовательно, мы имеем дело  с разнообразными и разнородными  показателями, причем в одном  и том же случае одни из  них могут улучшаться или ухудшаться. Например, увеличение прибыли при   продажах в кредит ведет одновременно  и к уменьшению наличности.

 Для определения эффективности  деятельности предприятия применяется  система показателей, представленная  в таблице:

                Показатель

                  Характеристика

                                Производительность труда

Выработка

Отражает количество продукции, произведенной  в единицу рабочего времени.

Трудоемкость

Величина, обратная выработке, характеризует  затраты труда на производство единицы  продукции

                  Показатели использования основных  фондов

Фондоотдача

Отражает количество произведенной  продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов.

Фондоемкость

Отражает стоимость основных фондов производственных фондов в расчете  на 1 руб. реализованной продукции.

Фондовооруженность

Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами.

Коэффициент интенсивности использования  оборудования

Характеризует эффективность использования  оборудования.

                    Показатели использования оборотных  средств

Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств

Показывает, сколько оборотов совершили  оборотные средства за анализируемый  период.

Коэффициент закрепления оборотных  средств

Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации.

Длительность одного оборота

Показывает, за какой срок предприятие  возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции.

Материалоемкость продукции

Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции.

                                 Показатели рентабельности

Рентабельность услуг

Эффективность затрат, произведенных  предприятием, на производство и реализацию услуг.

Рентабельность продаж

Характеризует прибыльность производственной деятельности предприятия за определенный период времени

Рентабельность имущества предприятия

Показывает какую прибыль получает предприятие с каждого рубля вложенного в активы.


 

В условиях рынка  важное значение имеют показатели качества оказываемых услуг, так как качество сильно влияет как на повышение конкурентоспособности услуг, так и на повышение цены. Последнее увеличивает объем продаж, а следовательно, и рост прибыли.

 

 Систематический и всесторонний  анализ эффективности деятельности  предприятия позволяет:[3]

быстро, качественно и профессионально  оценивать результативность хозяйственной  деятельности как предприятия в  целом, так и его структурных  подразделений;

точно и своевременно находить и  учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

находить пути решения проблем  предприятия и получения прибыли  в ближайшей и отдаленной перспективе.

 При рассмотрении показателей  можно сделать вывод, что рыночные  отношения предполагают, что в  каждой сфере бизнеса должны  быть свои показатели.

 Из всего выше сказанного  можно сделать вывод, что для  развития предприятия в условиях  острой конкуренции необходимо, чтобы руководитель видел результаты  всех видов деятельности для  формирования системы взаимосвязанных  показателей, отражающих степень  достижения целей предприятия.

  1. Практическое задание. Задача.

      В отчетном году  себестоимость товарной продукции  составила 450,2 миллиона рублей, что  определило затраты на 1 рубль  товарной продукции 0,89 руб. В  плановом году затраты на 1 рубль  товарной продукции возрастут  на 0,09 руб. Объем производства  увеличится на 8% Определите себестоимость продукции планового периода.

                                                           Решение.

Qотч. = с/с отч. /затр.отч. = 450,2 млн.руб./0,89 млн.руб.=505,84 млн руб.

Qпл. =Qотч. * 1,08% = 505,31 * 1,08% = 546,31

Затр.пл. = затр.отч. + 0,09 руб. = 0,89 + 0,09 = 0,98 руб. на руб. товарной продукции

С/с пл. = Qпл. * затр. Пл. = 546,31 * 0,98 = 535,38.

Таким образом, себестоимость товарной продукции в плановом переоде составит 535,38 руб.

  1. Тестовые задания

7. Фондоотдача рассчитывается:

а) основные фонды/объем производства;

б) прибыль/основные фонды;

в) объем производства/основные фонды;

г) основные фонды/численность работников.

Ответ: в

17. Размер тарифной ставки (оклада) не может быть ниже:

а) величины прожиточного минимума;

б) средней заработной платы на предприятии;

в) минимального размера оплаты труда, установленного законодательством;

г) средней заработной платы в  отрасли.

Ответ: в

Информация о работе Производственная мощность предприятия и ее виды