Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:47, контрольная работа
Вопросы мотивации – о целях, причинах и формах деятельности человека, социальных систем – занимали человечество, по существу, с ранних периодов его существования. От простейших форм использования мотивация прошла в своем развитии сложный и многообразный путь поисков и открытий, позволяющих практически усилить позиции человека в управлении современной производственно-хозяйственной деятельностью.
Введение 3
1. Мотивация самосовершенствования 4
2. Методика формирования мотивации совершенствования 7
Заключение 14
Список литературы 16
3
Содержание
Введение
1. Мотивация самосовершенствования
2. Методика формирования мотивации совершенствования
Заключение
Список литературы
Вопросы мотивации – о целях, причинах и формах деятельности человека, социальных систем – занимали человечество, по существу, с ранних периодов его существования. От простейших форм использования мотивация прошла в своем развитии сложный и многообразный путь поисков и открытий, позволяющих практически усилить позиции человека в управлении современной производственно-хозяйственной деятельностью. Эти поиски непрерывно продолжаются, исходя, во-первых, из актуальных потребностей развития общественного производства, требующих доминирующей роли человека, и, во-вторых, с учетом чрезвычайной сложности познания и объяснения поведения человека во всем многообразии его взаимодействия с окружающей средой.
В настоящее время общепризнанна возрастающая роль мотивации в управлении социально-экономическими процессами и организациями. Она является, с одной стороны, одной из ведущих и специфичных функций управления, с другой – органически вплетена в ткань всего управленческого процесса от стадии выработки целей и принятия решения до получения конечного результата.
Одним из определяющих факторов повышения влияния на результаты деятельности является мотивация профессионального самосовершенствования. Установлено, что, если ее структурные компоненты мотивация самопознания, мотивация планирования самосовершенствования, мотивация реализации программы самосовершенствования и самоконтроля осознаются и находятся в поле влияния, то у руководителя обеспечиваются более высокие результаты в профессиональной деятельности и общении.
Следовательно, правомерен вывод о том, что повышение эффективности деятельности и общения руководителя обусловливает необходимость сосредоточения их влияния на мотивационно-ценностной сфере и непосредственно на мотивации достижения.
Совершенствование является путем формирования себя как личности, развития своих способностей, приобретения знаний и умений. Как отмечал Л.Н.Толстой, стремление к самосовершенствованию уже потому свойственно человеку, что он никогда, если правдив, не может быть доволен собой.[7, c.26]
Побуждают к самосовершенствованию три обстоятельства:
а) наличие у человека потребности к самоуважению и в одобрении другими. В социальном престиже;
б) рассогласование в образах своего «Я идеальное» и «Я реальное»;
в) возникающие на этой основе самооценки и самоотношения.
Отсутствие одного из этих компонентов не приведет к формированию мотивации самосовершенствования. Так, даже если я себя буду оценивать себя не очень высоко, стремления к самосовершенствованию может и не быть, если у меня не развита потребность в самоуважении или мне безразлично мнение обо мне других людей.
Различают нравственное, интеллектуальное и физическое самосовершенствование. Нравственное самосовершенствование связано с самовоспитанием, интеллектуальное – с самообразованием, физическое – с саморазвитием. Выбор направленности самосовершенствования связан как со склонностями человека, так и с конкретными жизненными ситуациями.
Выявлены наиболее типичные мотиваторы (установки), затрагивающие три сферы отношений (к жизни, к людям и к себе) и показывающие, ради чего человек может стремиться к самосовершенствованию.
Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:
ради материального благополучия — «чтобы иметь материальные блага»;
ради облегченного существования — «чтобы легче жить»;
ради лучшей жизни — «чтобы было лучше жить»;
ради избегания неприятностей.
Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:
ради хороших взаимоотношений с людьми — «чтобы хорошо относиться к людям»;
ради альтруизма, возможности помогать другим.
Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:
ради положительного отношения людей — «чтобы ко мне относились с уважением»;
ради совершенствования — «чтобы совершенствовать себя»;
ради самореализации.
Установки, связанные с отношением к жизни, встречаются несколько чаще, чем установки, характеризующие отношение к себе.
Выявлены половые и возрастные особенности в обозначении значимости тех или иных мотивационных установок. Установки на материальное благополучие и на самореализацию имеют более важное значение для студентов. Девушки в большей степени проявляют заинтересованность в материальном благополучии, чем юноши. За то у последних установка на альтруизм выше, чем у девушек. У девушек выше потребность в общении, но ниже, чем у юношей, показатель нравственной мотивации.[7, c. 126]
Устойчивость мотивации саморазвития зависит от устойчивости идеала (образов идеальных личностей, идеального «Я» и устойчивости самооценки).
В результате самооценки субъект выявляет у себя недостатки, которые ка отмечают Л. И. Рувинский и А. Е. Соловьева (1982), могут иметь разную природу. С одной стороны, под недостатком он может понимать отставание от нормы развития положительного качества, с другой — уровень развития положительного качества по сравнению с имеющимся у него идеалом. В этом случае недостаток заметен для окружающих, и поэтому решающая роль в побуждении к саморазвитию будет принадлежать собственной инициативе субъекта. Возможны случаи, когда под недостатком понимают наличие отрицательного качества. Здесь самовоспитание выражается в перевоспитании, что связано с ломкой старых отрицательных стереотипов, с возникающим у личности внутренним конфликтом (с «борьбой мотиваторов»).[1, c.15].
Эффективность самосовершенствования зависит от устойчивости самооценки.
Неустойчивости самооценки способствует стихийность, противоречивость достигаемых в какой-либо деятельности результатов: сегодня случайно достиг успеха, а завтра так же случайно потерпел неудачу. Это ведет не к планомерному и систематическому самосовершенствованию на основе долговременной установки, а к самоисправлению поступков, результатов, т. е. ситуативному поведению на основе кратковременных мотивов, поэтому сохранение устойчивости мотивационной установки можно осуществлять через регуляцию уровня самооценки[9, c.125].
Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, требующими мотивации. Можно научиться настраивать себя положительно на выполнение определенной работы, задавая себе положительные мотивы. Самомотивация — это способность мотивировать себя на выполнение тех дел, которые не вызывают у вас особого интереса.
Уметь себя мотивировать означает:
заменять отрицательные эмоции на положительные;
образно уменьшать проблемы, не принимая их близко к сердцу;
решать проблемы сразу, а не откладывать и постоянно думать о них.
Однако это ни в коем случае не должно означать, что то, что раньше для вас было рутиной, теперь вдруг стало самым интересным и любимым занятием. Задание написать определенное письмо может показаться неинтересным. Однако необходимо дать себе положительную мотивацию, сказав, например: «Написав это письмо, я улажу сложившиеся проблемы и извлеку из этого определенную пользу». Или: «Я докажу самому себе и окружающим, что я профессионал в своем деле, если я быстро напишу письмо и вовремя его отправлю». Если вам часто приходится заниматься неинтересными для вас вещами, то чаще обращайте внимание на подобные аспекты, из которых вы можете извлечь пользу.[11]
Можно мотивировать себя положительными целями, которых необходимо достичь. Изменить свое отношение к трудным, неинтересным и проблемным делам можно, используя технику преуменьшения. Уменьшите количество проблем, свалившихся на плечи специалистов при помощи образов. Необходимо уменьшить в своем воображении объем задач, которые необходимо решить. Так, например, можно посмотреть на минутную стрелку часов: речь идет исключительно о 15 минутах, которые потребуются на написание письма и убедиться, какой это незначительный отрезок времени.
Необходимо постепенно уменьшать количество проблем и освобождайться для мотивированных поступков. Мотивировать себя — значит просто приступить к работе. Это звучит парадоксально, так как сначала нам обычно трудно начать работу, когда нет интереса. Что же должно придать нам мотивации в самом начале? Многие люди находятся под воздействием закона инертности: отложим на завтра то, что не хотим делать сегодня. При этом порой речь идет о вещах, которые можно сделать всего за пару минут. Мотивация у нас появляется уже в процессе работы. Как известно, аппетит приходит во время еды.
Когда специалисту предстоит выполнить сложную и неинтересную работу, можно порекомендовать следующие вопросы и упражнения:[11]
Упражнение 1
В нескольких словах опишите вашу обычную работу или обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и постоянно откладываете ее выполнение. Как бы вы могли мотивировать себя для выполнения этой работы?
Эту деятельность я постоянно откладываю в долгий ящик, несмотря на то, что мне необходимо ее выполнить:
А — на работе
______________________________
______________________________
______________________________
Б — дома
______________________________
______________________________
______________________________
Если я выполняю, в конце концов, эту работу, то я нахожу в ней следующие преимущества:
А
______________________________
______________________________
______________________________
Б
______________________________
______________________________
______________________________
1. Настраивайтесь на положительный итог.
2. Преуменьшайте проблемы.
3. Приступайте к работе сразу.
В основном я не могу свыкнуться с этим видом деятельности:
А
______________________________
______________________________
______________________________
Б
______________________________
______________________________
______________________________
Эту работу я начинаю выполнять следующим образом:
А
Первый шаг_________________________
Время_________________________
Б
Первый шаг_________________________
Время_________________________
Акцент на положительном аспекте защищает от мрачного пессимизма, от опасений, настраивает на успех.
Упражнение 2
Опишите свои повседневные, повторяющиеся изо дня в день обязанности. Определите, сколько времени требуется вам на их выполнение.
Дело, которое должно быть выполнено, несмотря на то, что мне его совсем не хочется делать:
______________________________
______________________________
______________________________
Мне необходимо на выполнение этого задания________минут.
Упражнение 3
Если вы постоянно откладываете на неопределенный срок выполнение какой-либо работы, то вам необходимо регулярно себя мотивировать: заставить себя приступить к работе и поверить в то, что эта работа незаметно заинтересовала вас. В этом случае мотивация связана с первым толчком к началу работы, а не с самой работой.
Попробуйте мотивировать себя, занимаясь рутинным и надоевшим делом: написанием длинного делового письма, разработкой презентации, чтением сложной специфической книги, и т.д. Сядьте за стол, возьмите все, что вам понадобится для выполнения работы. Затем сосредоточьтесь на начале; на первом шаге, который вы делаете, приступив к работе.
После вы уже просто доведете работу до конца. Вы заметите, еще сидя за работой, что вас охватывает приятное чувство того, что с одним делом на сегодня вы покончили.
Организуйте себя
У кого нет цели, тот ничего не добьется. И наоборот: у кого есть цель, тот знает оптимальные пути к достижению этой цели. Чтобы лучше концентрироваться, нам необходимы точная цель и план наших действий. Если мы этим не располагаем, то мы лишены объекта, на который могли бы направлять свое внимание, и мы расходуем бесцельно свой энергетический потенциал.