Роль малого бизнеса в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:36, реферат

Описание

Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Работа состоит из  1 файл

Роль малого бизнеса в экономике.docx

— 20.46 Кб (Скачать документ)

Роль  малого бизнеса в  экономике 
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.  
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.  
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.  
Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.  
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.  
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Предпосылки развития малого бизнеса  в Молдове

Эффективная рыночная экономика предполагает сбалансированное развитие предприятий различных  размеров. Указанные группы предприятий  рассматриваются не как конкурирующие, а как дополняющие друг друга  сектора, каждый из которых занимает особое место в экономической  системе, выполняя специфические, только ему присущие функции. Поэтому недооценка государством как крупных корпораций, финансово-промышленных групп, транснациональных  компаний, с одной стороны, так  и сектора малого бизнеса –  с другой, негативно сказывается  на развитии экономики любой страны.

Не умаляя значимости крупных предприятий в Молдове - их доли в экспорте, формировании доходов  бюджета, занятости и др., следует  отметить особую роль малого бизнеса, поскольку в стране объективно существует ряд предпосылок, благоприятных  для его развития.

Прежде всего, это - сложившаяся отраслевая структура  экономики. Еще до начала процессов  реформирования высокий удельный вес  в стране традиционно занимали отрасли, предпочтительные для малого бизнеса. - сельское хозяйство, пищевая, перерабатывающая и легкая промышленность. В результате уровень концентрации производства был не так высок, как большинстве других республик Союза ССР. На сегодняшний день доля указанных отраслей еще более возросла.

С учетом отраслевой специализации, в результате переработки  сельскохозяйственного сырья и  изготовления пищевых продуктов  значительный удельный вес в республике занимают побочные продукты и отходы производства. Малые предприятия, в отличие от крупных, не только способны, но и заинтересованы в эффективной переработке вторичных материальных ресурсов. Это особенно важно в условиях существующего в республике дефицита сырья и материалов, значительную часть которых приходится импортировать.

Кроме того, субъекты малого бизнеса оптимально вписываются  в сложившуюся структуру населенных пунктов Молдовы. Несмотря на высокую  плотность населения, страна представлена значительным количеством небольших  городов и поселков, что объективно благоприятствует становлению малых  предприятий, предпочитающих работать на узких сегментах рынка.

В ходе приватизации и реорганизации государственных  предприятий в стране было высвобождено значительное количество трудоспособного  населения. Малый бизнес фактически оказался единственной альтернативой, способной поглотить эту часть  населения, создавая новые рабочие  места и обеспечивая хотя бы минимальный  доход гражданам республики.

В результате идущих в республике процессов приватизации и разукрупнения предприятий  также выявлены большие объемы неустановленного и излишнего оборудования, неиспользуемых площадей. Малые предприятия, отличающиеся сжатыми сроками освоения производства, в состоянии быстро и эффективно использовать «замороженные» средства, осуществить их ремонт и переналадку  с учетом собственных потребностей.

Наконец, внутренний рынок Молдовы не обладает достаточной  емкостью, чтобы представлять интерес  для крупных корпораций. Но малые  предприятия здесь легко могут  найти свою нишу, ориентируясь на удовлетворение узкого дифференцированного спроса, прежде всего, на рынке потребительских  товаров и услуг населению.

Реализация указанных  предпосылок в значительной степени  зависит от эффективности системы  государственного регулирования малого бизнеса.

Сложившаяся в  настоящее время в Молдове  система регулирования малого бизнеса  не учитывает тех изменений, которые  произошли в экономической, политической и социальной сферах страны в конце XX - начале XXI века, по сравнению с  первой половиной 90-х гг. Поэтому  в политику регулирования малого бизнеса должны быть внесены принципиальные коррективы:

· в первые годы экономической реформы главная задача заключалась в том, чтобы дать толчок становлению частного бизнеса и сформировать конкурентную среду во всех сферах экономики. То есть, в первую очередь, необходимо было стимулировать рост числа малых частных предприятий. В настоящее время наряду с ростом количества экономических агентов государство должно стимулировать качественный рост предпринимательства - улучшение показателей их эффективности и, в целом, повышение уровня конкурентоспособности экономики;

· с начала 90-х  годов и практически до сегодняшнего дня основная роль в регулировании  бизнеса отводилась центральным  административным органам публичного управления. Сегодня значительная часть  регулирующих функций и полномочий должна быть передана в регионы, чтобы  местные органы публичного управления получали эффект от развития мелкого  предпринимательства на своей территории и, соответственно, сами несли ответственность. При этом, важно четко разграничить цели и объекты регулирования  на разных уровнях управления;

· почти до конца 90-х гг. поддержка бизнеса рассматривалась  только как функция государства. Однако, эффективное развитие бизнеса предполагает рациональное сочетание государственной и не государственной поддержки. В настоящее время стоит задача создания новых экономических условий, стимулирующих ассоциирование внутри сектора малого бизнеса, взаимоотношения крупных и малых предприятий, благоприятствующих инвестированию в малый бизнес республики. В настоящее время уровень указанных инвестиции – минимальный среди европейских стран;

· в начале проведения рыночных реформ многие направления  госрегулирования носили либеральный  характер, во многом по причине отсутствия законодательства, опыта регулирования  бизнеса, а также в результате переоценки возможностей саморегулирования  рыночного хозяйства. С середины 90-х гг. начался противоположный  процесс – ужесточения основных направлений и методов регулирования, который продолжается до настоящего времени. Система регулирования  малого бизнеса должна носить активный характер и быть нацеленной, прежде всего, на стимулирование рыночных процессов, а также на «корректировку» дефектов рыночной экономики, тех процессов, которые рынок не в состоянии  урегулировать без воздействия  государства.

Преимущества  и недостатки малого предпринимательства

Как показывает мировая  практика, малое предпринимательство  играет большую роль в экономике  даже развитых стран, так как ему  свойственны определенные преимущества.  
В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и местный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его  преимущества:

- более быстрая  адаптация к местным условиям  хозяйствования;

- большая независимость  действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и оперативность  в принятии решений;

- относительно невысокие  расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

- большая возможность  индивидуума реализовать свои  идеи, проявить свои способности;

- более низкая  потребность в первоначальном  капитале и способность быстро  вводить изме-нения на продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

- относительно более  высокая оборачиваемость собственного  капитала и др.

Так, в докладе  Международного бюро труда отмечалось, что малые и средние предприятия  располагают значительными конкурентными  преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные  материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых  предприятий более склонны к  сбережениям и инвестированию, у  них высок уровень личной мотивации  в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Субъекты малого предпринимательства лучше информированы  об уровне спроса на местных (локальных  рынках), часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному  числу наемных работников.

Малые предприятия  способствуют большему росту занятости  населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют  подготовке профессиональных кадров и  распространению практических знаний. Малые и средние предприятия  по сравнению с крупными в отдельных  странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

В то же время субъектам  малого предпринимательства присущи  и определенные недостатки, среди  которых можно выделить самые  существенные:

- более высок уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на  рынке;

- зависимость от  крупных компаний;

- недостатки в  управлении собственным делом;

- слабая компетентность  руководителей;

- повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в заимствовании  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов;

- неуверенность и  осторожность хозяйствующих партнеров  при заключении договоров (контрактов) и др.

Недостатки и неудачи  в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано  с менеджерской неопытностью или  профессиональной некомпетентностью  собственников малых и средних  предприятий. Частыми причинами  банкротства фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные  привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и  др.

Шансы малого бизнеса  на успех повышаются по мере взросления. Фирмы, долго не меняющие владельцев, приносят более высокий и стабильный доход. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых  фирм более удачливы в бизнесе, чем  мужчины.  
В ходе исследований отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают. Если в управлении участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе их существования. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск  то проявляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии  малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать  малое предпринимательство как  школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и  принципов организации предпринимательства  в будущем.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике