Роль прибыли в деятельности предприятия, классификация прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть экономическую сущность понятия прибыль и ее роль в деятельности предприятия.
Задача работы: уяснить порядок формирования денежных фондов предприятия, выделить стадию формирования прибыли в современных условиях, выявить влияние учетной политики на финансовый результат деятельности предприятия и рассмотреть порядок и методы распределения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
1. Прибыль, ее экономическая сущность и значение……………...….5
1. Понятие прибыли, ее виды…………………………………………………………5
2. Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях………………………………………………………..……9
2. Роль прибыли в деятельности предприятия………………………..….13
2.1.Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности предприятия…………………………………………………………………...………13
2.2.Распределение и использование прибыли на предприятии………………….…18
Заключение……………………………………………………………………………23
Практическое задание……………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………….…28

Работа состоит из  1 файл

План - копия.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     Внешними  факторами, не зависящими от деятельности предприятия, признаются: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, сроки полезного использования активов, система налогообложения и др.

     Внутренние  факторы действуют на прибыль  через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.  

  1.2. Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования  в современных условиях. 

     Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

     Во-первых, прибыль характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

     В-третьих, прибыль является одним из важнейших  источников формирования бюджетов разных уровней, что позволяет государству выполнять возложенные на него функции.

     В последнее время в литературных источниках используются различные показатели прибыли, в одних случаях дублирующие друг друга, в других - не соответствующие изменившимся законодательным и нормативным актам РФ. В связи с этим важным условием объективной оценки эффективности функционирования организаций является обеспечение единообразия показателей прибыли.  

     Изменение экономических показателей за любой  временной период происходит под  влиянием множества разнообразных  факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

     Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние  и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят  от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

     В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на производственные и  внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли это средства труда, предметы труда и сам труд.

     По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

     К экстенсивным относятся факторы, которые  отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

     К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

     В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции  и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

     Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

     Главное предназначение прибыли в современных  условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

     В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

     Работа  предприятия, в условиях перехода к  рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование  прибыли в качестве основного  оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

     Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения  эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Роль прибыли в  деятельности предприятия 

2.1.Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности предприятия.

     На  финансовый результат существенное влияние оказывает учетная политика предприятия. Поскольку прибыль - это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат. В отношении доходов влияние оказывает факт признания дохода в результате реализации. В некоторых случаях доход может не признаваться как реализация, если не подписан акт выполненных работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализованными, если не выполнены все условия договора (например, товары не оплачены).

     В отношении расходов влияние учетной политики на прибыль существенно выше. Это связано с тем, что расходы могут учитываться различными методами. Оценка стоимости затрат также может существенно варьироваться в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оценок амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. Например, амортизация внеоборотных активов может начисляться несколькими способами. Одни способы равномерно переносят стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие позволяют существенно увеличить размер амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибыли. Выбор метода оценки стоимости материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости) позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года. Грамотное, взвешенное применение различных способов управления прибылью с помощью учетной политики позволяет планировать такие показатели, как рентабельность, ликвидность, доходность.

     Планирование прибыли − составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли и моделируются финансовые результаты выполнения различных управленческих решений.

     В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

     Планирование  прибыли использует все параметры бизнес-плана и определяет финансовый результат всей деятельности предприятия. Очень важно осознать взаимосвязь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на ее рост.

     Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено paзличиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты выполнения различных управленческих решений.

     В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

     1. Метод прямого счета. В основе его лежит по ассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.

     2. Аналитический метод. Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

     При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая пpодукция выпускается в базисном ГОДУ, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую (отчетную) рентабельность Ро:

     РО = (ПО: Стп) . 100%,

     где ПО - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

     Стп - полная себестоимость товарной продукции  базисного года.

     3. Метод, основанный на эффекте  производственного (операционного) рычага (СVР-анализ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без ИДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).

     Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. для этого следует установить точку безубыточности.

     Точкой безубыточности называют критический объем продаж, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка.

Более наглядно это представлено на рис.1

 
 
 
 
 
 
 

     Прямые 1-3 показывают зависимость переменныx затрат, постоянных затрат и выручки. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости (точка безубыточности).

Информация о работе Роль прибыли в деятельности предприятия, классификация прибыли