Рынок лизинговых услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:26, реферат

Описание

Лизинг относится к наиболее распространенному виду деятельности, масштабы его ежегодно возрастают. Это объясняется, прежде всего, тем, что в условиях быстрого развития новых видов технологий, смены ее поколений использование потенциальных возможностей лизинговых сделок позволяет оперативно обновлять техническую базу производства, систематически осуществлять инвестиции. Лизинг используется в качестве эффективной альтернативы приобретения имущества в собственность и на основе приобретенного права на его использование дает возможность получать прибыль.

Содержание

Введение
1.Формы и виды лизинговых операций
2. Рынок лизинговых услуг в России
2.1 Современное состояние лизинга в России
3. Перспективы развития лизинговых операций в России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Реферат Рынок лизинговых услуг в России.docx

— 41.81 Кб (Скачать документ)

В 2009 году произошло изменение структуры рынка по типу лизингополучателей. Произошло значительное смещение лизинговых сделок в пользу крупного бизнеса. На его долю в 2009 году пришлось 64,4% сделок, что на 14,6 п.п. больше значения 2008 года.

Восстановление после кризиса приходится в основном на крупные компании – лидеров рынка. Рост показателей лидеров рынка обусловлен введением антикризисных программ для клиентов, среди которых лизинг подержанных автомобилей, экспресс-лизинг, дополнительные сервисы для лизингополучателей. Кроме того, в конце 2009 – начале 2010 гг. вновь заработали закрытые в 2008 году программы по финансированию спецтехники, были заключены новые партнерские договоры с автопроизводителями, импортерами и дилерами.

В 2010 году был принят законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В новом документе были освещены следующие вопросы:

- схема повторного лизинга. Лизинговая компания получит возможность передать возращенное или изъятое оборудование в аренду новому получателю;

- закрепление понятия оперативного лизинга. Наряду с широким применением на практике, данное понятие практически не фигурирует в действующем законодательстве;

- расширение круга потенциальных лизингополучателей за счет некоммерческих организаций и физических лиц;

- разработка порядка и процедуры реализации права лизингодателя на досрочное расторжение договора и возврат предмета лизинга.

В 2009 году осуществлялась государственная поддержка лизинговой отрасли. Одной из самых масштабных программ подобного рода является Государственная программа финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемая Российским банком развития. Совокупный лимит кредитования по Программе составил 4,9 млрд. рублей. На 1 апреля 2010 года в рамках данной программы осуществлялось сотрудничество Российского банка развития с 44 лизинговыми компаниями. Сумма профинансированных сделок на указанную дату составила 1,1 млрд. рублей. Кроме того, заявки еще от 40 лизинговых компаний находились на рассмотрении банка.

В 1 полугодии 2010 года Российский Банк Развития предлагал лизингодателям две подпрограммы:

- «Развитие» (для компаний, осуществляющих деятельность более одного года);

- «Лизинг начинающим предпринимателям» (для компаний, существующих менее года).

Подпрограммы были ориентированы на субъекты, удовлетворяющие следующим требованиям:

- устойчивое финансовое положение;

- отсутствие задолженности по налогам и сборам.

Четвертый квартал 2009 ознаменовался стабилизацией экономической ситуации в России, сокращением роста просроченной задолженности и снижением ставок по кредитам. Как результат, в конце 2009 - начале 2010 гг. возобновился отложенный спрос на услуги лизинговых компаний, которые, в свою очередь, начали предлагать клиентам более выгодные условия заключения сделок. Также компании стали возвращаться к таким невостребованным в момент кризиса предметам лизинга, как технологическое оборудование, подвижной состав, морские и речные суда и так далее.

Аналитики выделяют следующие тенденции рынка лизинга, сложившиеся в конце 2009 – 2010 гг.:

- уход с рынка слабых игроков;

- укрупнение некоторых операторов рынка;

- рост интереса к лизингу со стороны крупных государственных структур;

- возобновление региональной экспансии;

- расширение сети продаж лизинговых компаний.

В 2010 году рынок лизинга продемонстрировал положительную динамику: темпы роста составят 10-15%, объем рынка достиг 350-370 млрд. руб. Однако возврата оборотов на докризисный уровень, по мнению участников рынка, следует ожидать не ранее, чем в 2012-2013 гг. [9].

 

 

3. Перспективы развития лизинговых операций в России

 

Нестабильная ситуация в мировой экономике оказывает разноплановое влияние на рынок лизинга в России. Стагнация экономики США, которая не позволяет большинству крупных иностранных компаний серьезно заниматься российским рынком лизинга и будет способствовать укреплению экономического положения российских компаний. Хотя существует мнение, что у некоторых лизинговых компаний, не связанных напрямую с банковским сектором, могут возникнуть проблемы с финансированием. Ведь, как известно, последствием кризисов является отток капитала с растущих рынков, и, как следствие, финансирование отечественных компаний через западные банки будет затрудняться. Более того, проблемы могут возникнуть и у тех лизингодателей, которые получают финансовые ресурсы в России. Это, вероятно, будет выражаться в повышении ставок по предоставляемым кредитам и может привести к отказу в выдаче долгосрочных финансовых ресурсов.

В общем, влияние кризиса на западном рынке достаточно ограничено, оно затронуло пока лишь сегмент банковских услуг для частных лиц: ипотеку, потребительское кредитование (выросли ставки, ужесточились требования). Однако благодаря грамотным действиям Банка России этот кризис пока практически никак не отразился на рынке банковских услуг для юридических лиц. Тем не менее, несмотря на проблемы, российские лизингодатели продолжают наращивать свой бизнес на внутреннем рынке. А вот будут ли выходить лизинговые компании на международные рынки, хотя бы для начала в ближнем зарубежье, остается вопросом.

Российский лизинговый бизнес молодой вид деятельности, который еще находится на стадии становления и потому требует поддержки со стороны государства. Государство может стимулировать развитие лизинга только экономическими методами, оно должно создавать обстановку, обеспечивающую развитие инвестиционной деятельности.

С целью содействия развитию лизинга государство предпринимает меры государственной поддержки лизинговой деятельности. Лизинг официально признан (например, в правительственных концепциях развития производства автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники и другое) основным средством для развития ряда отраслей.

Кроме того, внесены конструктивные изменения в противоречивое прежде законодательство о лизинге (Закон “О лизинге”, Налоговый кодекс РФ), а также ликвидированы многие бюрократические барьеры (в частности отмена лицензирования).

Основные меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций изложены в базовом законе РФ “О финансовой аренде (лизинге)”.

Важную стимулирующую роль в развитии лизинга играют государственные гарантии. Государственные гарантии за счет бюджета развития РФ являются поручительством Правительства РФ и предоставляются на конкурсной основе. Объем государственных гарантий на соответствующий год определяется законом о государственном бюджете. Порядок предоставления государственных гарантий лизинговым проектам за счет средств бюджета развития РФ определен Постановлением Правительства от 3 сентября 1998 г. № 1020 “Об утверждении порядка представления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)”. Государственные гарантии предоставляются в размере 60% требуемых заемных средств.

Важным условием получения государственных гарантий по финансовому лизингу является разработка бизнес-плана инвестиционного проекта, представляемого вместе с другой документацией в Министерство экономического развития и торговли РФ.

Государство может стимулировать процесс развития того или иного сектора экономики. Увеличение и расширение льгот в каком-либо секторе экономики ведет к увеличению масштабов хозяйственной деятельности в этом секторе, а сохранение или введение ограничений — сокращает.

Предоставление льгот субъектам лизинговых операций, стимулирующих развитие лизинга, сводится к:

- сокращению величины налогообложения;

- освобождению от таможенных платежей при импортных поставках сдаваемого в лизинг оборудования;

- возможности выбора механизма амортизации;

- возможности выбора порядка учета лизингового имущества.

Однако детальное изучение предлагаемых на федеральном и региональном уровне мер позволяет сделать вывод, что в большинстве своем они носят либо общий, либо формальный характер, а, следовательно, не могут быть в достаточной степени эффективными.

В 2008 году было принято Постановление Правительства № 90 “об утверждении Правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2011 годах на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга”, а также Постановление № 92, утверждающее “Правила предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года”.

Первый документ устанавливает порядок предоставления субсидий российским лизинговым компаниям. Возмещению подлежит часть затрат по уплате процентов по кредитам, в случае если они получены в 2009-2011 гг. в российских кредитных организациях на срок не более 5 лет с целью покупки воздушных судов отечественного производства для передачи российским авиакомпаниям по договорам лизинга.

Второй документ устанавливает порядок предоставления субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года.

 

 

 

Заключение

 

Лизинг является важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для предприятий во многих странах, независимо от их величины или уровня развития. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства.

За последние несколько лет лизинг в России стал не просто реальной возможностью обновления производственных фондов и привлечения инвестиций, а так же основой новых эффективных технологий ведения бизнеса. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности.

 

 

Список источников

лизинг государственный

1 Федеральный Закон РФ «О Финансовой Аренде (Лизинге)», №164-ФЗ

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации с изменениями от 01.01.2011 года.

4 О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 27.06.1996 г. N 752 // СЗ РФ. 1996. N 27.

5 Газман В.Д. Лизинг: статистика развития: учебное пособие для вузов / Гос. ун-т Высшая Школа Экономики. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008

6 Логвинов М. Непаханое поле российского лизинга // Профиль от 17.03.2008.

7 Нигаматзянов, Т.Т. Существенные условия договора лизинга / Т.Т. Нигаматзянов // Право и экономика. 2007. N 7.

8 Законодательные перспективы российского лизинга. // Журнал "Лизинг Ревю", 2010 год, № 7-8.

9 Результаты эмпирического исследования Лизинг России – 2010. // Журнал "Лизинг Ревю", 2011 год - №2.

10 Газман В.Д. Финансовый лизинг // Гос. ун-т Высшая Школа Экономики. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009.

11 Философова Т.Г. Лизинг. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010

12 Егорова П.В., Курило, В.В. Некоторые аспекты правового регулирования договора лизинга / П.В. Егорова, В.В. Курило // Юрист. 2007. N 2.

13 www.altai-lizing.ru - Сайт о лизинге

14 www.raexpert.ru – Сайт рейтингового агентства

15 www.analyticgroup.ru – Аналитическая исследовательская группа

  1. Размещено на www.allbest.ru

Информация о работе Рынок лизинговых услуг в России