Рынок средств производства и его отличия от рынка товаров потребительского назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:23, реферат

Описание

Рынок средств производства - это совокупность экономических отношений между самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности, возникающих в сфере обращения, в связи с продажей-покупкой товаров, предназначенных для производства новых продуктов и услуг. Он включает все материально-технические объекты, которые непосредственно участвуют в общественном производстве, в изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Работа состоит из  1 файл

Рынок средств производства и его отличия от рынка товаров потребительского назначения.docx

— 44.60 Кб (Скачать документ)

Рынок средств производства и его отличия от рынка товаров потребительского назначения

Рынок средств производства - это совокупность экономических отношений между самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности, возникающих в сфере обращения, в связи с продажей-покупкой товаров, предназначенных для производства новых продуктов и услуг. Он включает все материально-технические объекты, которые непосредственно участвуют в общественном производстве, в изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Рынок средств производства состоит из двух частей:

  • основные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование и пр.);
  • оборотные средства (предметы труда в виде сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоресурсов и пр.).

Рынок управляется действием таких  основных законов, как закон спроса и предложения, закон стоимости, закон конкуренции и закон  денежного обращения.

Основным  условием функционирования рынка являются:

• реализация разнообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной и т.д.);

• создание рыночной инфраструктуры;

• создание правовой базы.

Рынок обеспечивает:

• рациональное распределение ресурсов путем потребления их на производство необходимых обществу товаров;

• возможность функционирования в условиях ограниченной информации;

• гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям;

• свободу выбора поставщиков и потребителей;

• эффективное использование научно-технического прогресса. 

Создание  рынка средств производства в  условиях рыночных отношений должно базироваться на высоком уровне экономической  и юридической самостоятельности  хозяйственных систем, которые проявляются в:

  • праве предприятия формировать свою производственную программу с учетом спроса (заказов), руководствуясь собственной выгодой;
  • свободном выборе контрагентов в обеспечении материальными ресурсами;
  • свободе выбора времени закупок материальных ресурсов;
  • самостоятельном определении договорных цен с учетом затрат на производство и качества материалов;
  • ликвидации монополии поставщиков, посредников через создание аналогичных предприятий.
 

Рынок средств производства способствует:

  • развитию конкуренции между товаропроизводителями и владельцами ресурсов;
  • свободному переливу капитала между отраслями и регионами;
  • реализации товаров по ценам равновесия, отражая реальное соотношение между спросом и предложением.
 

Рынок средств производства имеет свои специфические особенности:

  • на нем меньше покупателей;
  • эти немногочисленные покупатели - крупные;
  • эти покупатели сконцентрированы географически;
  • спрос на товары промышленного предназначения определяется спросом на товары широкого потребления;
  • покупатели товаров промышленного назначения – профессионалы.

  Продавцами  на рынке средств производства являются отдельные лица и фирмы, создающие продукцию производственного назначения (станки, инструменты, сырье, фабрично-заводские здания, электроэнергию и т.д.). Покупателями на рынке средств производства есть отдельные лица и организации, занимающиеся производством других товаров и услуг.

  Спрос на средства производства зовут производным  от спроса на предметы потребления: Спрос  производителя кожаной обуви  на кожу будет полностью зависеть от спроса населения на такую ​​обувь. Спрос на муку хлебозавода зависит  от спроса на хлеб, который он выпекает и поставляет на рынок. Предложение на рынке средств производства (ресурсов) в значительной степени определяется наличием собственных полезных ископаемых (нефти, газа, угля и т.п.), или размерами их импортных закупок за рубежом.

  Поэтому цены на этом рынке определяются многими  факторами:

  • спросом на товары, изготавливаемые с помощью этих ресурсов;
  • затратами на производство собственных ресурсов,
  • ценами импортных ресурсов, то есть ценам, по которым покупают ресурсы за рубежом и прочее.

  Особое  значение последнее имеет для  Украины, т.к. большую часть необходимых ей нефти и газа она закупает в России, Туркменистане и других странах. Поэтому в ценообразовании на рынке средств производства существенную роль играет государство. В целом фирма-производитель предметов потребления, одновременно является потребителем средств производства.  

  обеспечивает  свободную реализацию средств производства - сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования.

  Формирование рынка средств производства осуществляется на основе таких организационно-экономических принципов.

  Использование закономерностей  товарного производства и товарно-денежных отношений. Этот принцип предусматривает создание условий по производству продукции для рынка обособленными производителями и реализации ее в любых количествах и любому покупателю на их усмотрение и по ценам, которые складываются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

  Хозяйственная самостоятельность  и экономическая  ответственность  в процессе купли-продажи  материальных ресурсов. Хозяйственная самостоятельность должна заключаться в свободе предприятий и содействовать планированию и осуществлению производства продукции самостоятельно или через торговых представителей. Предприятия сами устанавливают экономические связи с продавцами материальных ресурсов и покупателями их продукции, осуществляющих материально-техническое обеспечение производства и сбыт продукции, распоряжаются своими доходами и доходами.

Экономическая ответственность  контрагентов рыночных отношений должна устанавливаться путем заключения равноправных и взаимовыгодных договоров и согласование в них всех условий реализации продукции и материальной ответственности за выполнение договорных обязательств.

Хозяйственная самостоятельность и экономическая  ответственность должны обеспечиваться соответствующими законодательными актами и правовыми нормативами, которые закрепляют право собственности предприятий и организаций на производственные фонды и результаты своей деятельности.

Достижение  и поддержание  динамического равновесия между производством  продукции производственно-технического назначения и ее предложением и платежеспособным спросом покупателей.

Следующим организационно-экономическим принципом  является возможность свободного выбора контрагентов экономических связей по купле - продаже средств производства. Такая возможность может быть реализована, во-первых, при наличии в народном хозяйстве многих предприятий-производителей соответствующей продукции, производственные мощности которых позволяют обеспечить платежеспособный спрос потребителей в необходимом объеме и ассортименте, во-вторых, при ликвидации централизованного прикрепления потребителей к поставщикам, во-третьих, при развитых отношениях по осуществлению экспортно-импортных операций.

Наличие развитой инфраструктуры рынка. Ею должна быть сеть торговых посредников с их материально-технической базой, обеспечивающей многоканальность купли-продажи продукции производственно-технического назначения и ее товародвижения.

Государственное регулирование процессов  развития и функционирования рынка средств производства. Оно заключается в принятии государством соответствующего законодательства и в проведении ею такой экономической и финансово-кредитной политики, которая способствует реализации рассмотренных принципов и обеспечивает:

  • хозяйственную самостоятельность субъектов оптовой торговли;
  • демонополизацию сфер производства и обращения;
  • установление предела торговли стратегическими видами материальных ресурсов, совершенствование отраслевой структуры производства и создание резерва производственных мощностей в соответствии с требованиями рынка;
  • развитие инфраструктуры оптовой торговли;
  • предупреждения негативных действий субъектов рынка относительно своих соперников.

  Государство не вмешивается в деятельность предприятия, но на основании законов не позволяет развиваться недобросовестной конкуренции и проявлениям монополизма. 
 
 
 
 
 

  Таблица 1 - Основные отличия рынка средств производства  и рынка товаров потребительского назначения

  Фактор   Характеристика  рынка
  товаров потребительского назначения (ТПН)   средств производства
  1   2   3
  Особенности рынка и спрос
  Формирование  спроса   Спрос формируется под воздействием рыночных факторов, эластичный   Спрос организаций является производным  от спроса конечных потребителей, характеризуется низкой ценовой эластичностью в краткосрочном периоде, имеет большой диапазон колебаний и быстро меняется
  Количественный  размер потребителей   Много незначительных потребителей   Потребителей  меньше и они более значительны
  Географические характеристики рынка   Характеризуется географической децентрализацией   Концентрация  покупателей по географическому  признаку, в соответствии с отраслевым характером
  Типы конкуренции   Конкуренция имеет множественный характер, то есть большое количество фирм продает одинаковый товар   Конкуренция монополистическая или олигополистическая
  Виды  потребностей и мотивы покупки   Потребности покупателей рынка ТПН личные и семейные, основным мотивом покупки является удовлетворение собственных потребностей   Потребности покупателей рынка средств производства - промышленные и социально-экономические, организации часто покупают оборудование, сырье и материалы, мотивом покупки является получение прибыли
  Особенности процесса закупок
  Цель  закупки   Конечные  потребители закупают готовые изделия для личного или семейного пользования и чаще всего не производят товары и услуги   Организации приобретают товар для использования  в дальнейшем производстве или для перепродажи и могут сами производить товары и услуги, если условия закупки, обращения с ними неприемлемы
Объемы  закупок и сбыта Небольшие Значительные  для каждого предприятия
  Потребление сырья и полуфабрикатов   Конечные  потребители практически не покупают сырье и полуфабрикаты   Промышленные  организации и предприятия покупают сырье и полуфабрикаты постоянно
  Важность  сервисного обслуживания   Вопросы сервисного обслуживания хотя и важные, но не имеют решающего значения   К рынку средств производства требования по сервису и распределительной сети заметно существенней и они играют значительную роль
  Длина каналов сбыта   Каналы  товародвижения многоярусные, заканчиваются розничной торговлей   Более короткие каналы товародвижения
  Выбор поставщиков   Выбор поставщика по большей части не имеет  значения   Используются  специализированные поставщики
  Типы  и процесс принятия решений о покупке
  Лица, принимающие решения   Решение о закупке принимаются лично или семейно   Решение преимущественно принимаются коллективно, покупатели-профессионалы
  Степень обоснования решений   Решения принимаются часто интуитивно, мотивы преимущественно эмоциональные, нередко продиктованы влиянием моды   Приобретение  на основе спецификаций и технических данных, в основном решения принимаются коллегиально, чаще исследуются рынки и поставщики, используются конкурентные торги и переговоры
  Сложность процесса купли-продажи   Процесс купли-продажи на рынке ТПН имеет  простую форму   Процесс купли-продажи на рынке предприятий  требует большого числа формальностей
  Относительная важность средств продвижения
  Средства  продвижения в порядке уменьшения эффективности воздействия 1) Реклама

2) Стимулирование  сбыта

3) Личная  продажа

4) Пропаганда

1) Личная  продажа 

2) Стимулирование  сбыта

3) Реклама

4) Пропаганда

Рынок товаров и услуг

Рынок потребительских  товаров

Рынок                                 предметов производства

Покупатели:

домохозяйства, предприятия и госорганизации

Продавцы: фирмы, предприятия и отд. личности

Покупатели: предприятия, организации и отд. личности 

Продавцы: предприятия, организации и отд. личности

Посредники: сеть дистрибьюторов, дилеров и брокеров

Посредники: тов. биржи, специализированные фирмы, оптовая и розничная торговля

 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок средств производства и его отличия от рынка товаров потребительского назначения