Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:23, реферат
Рынок средств производства - это совокупность экономических отношений между самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности, возникающих в сфере обращения, в связи с продажей-покупкой товаров, предназначенных для производства новых продуктов и услуг. Он включает все материально-технические объекты, которые непосредственно участвуют в общественном производстве, в изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Рынок средств производства и его отличия от рынка товаров потребительского назначения
Рынок средств производства - это совокупность экономических отношений между самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности, возникающих в сфере обращения, в связи с продажей-покупкой товаров, предназначенных для производства новых продуктов и услуг. Он включает все материально-технические объекты, которые непосредственно участвуют в общественном производстве, в изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Рынок средств производства состоит из двух частей:
Рынок управляется действием таких основных законов, как закон спроса и предложения, закон стоимости, закон конкуренции и закон денежного обращения.
Основным условием функционирования рынка являются:
• реализация разнообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной и т.д.);
• создание рыночной инфраструктуры;
• создание правовой базы.
Рынок обеспечивает:
• рациональное распределение ресурсов путем потребления их на производство необходимых обществу товаров;
• возможность функционирования в условиях ограниченной информации;
• гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям;
• свободу выбора поставщиков и потребителей;
• эффективное
использование научно-технического прогресса.
Создание
рынка средств производства в
условиях рыночных отношений должно
базироваться на высоком уровне экономической
и юридической
Рынок средств производства способствует:
Рынок средств производства имеет свои специфические особенности:
Продавцами на рынке средств производства являются отдельные лица и фирмы, создающие продукцию производственного назначения (станки, инструменты, сырье, фабрично-заводские здания, электроэнергию и т.д.). Покупателями на рынке средств производства есть отдельные лица и организации, занимающиеся производством других товаров и услуг.
Спрос на средства производства зовут производным от спроса на предметы потребления: Спрос производителя кожаной обуви на кожу будет полностью зависеть от спроса населения на такую обувь. Спрос на муку хлебозавода зависит от спроса на хлеб, который он выпекает и поставляет на рынок. Предложение на рынке средств производства (ресурсов) в значительной степени определяется наличием собственных полезных ископаемых (нефти, газа, угля и т.п.), или размерами их импортных закупок за рубежом.
Поэтому цены на этом рынке определяются многими факторами:
Особое
значение последнее имеет для
Украины, т.к. большую часть необходимых
ей нефти и газа она закупает в России,
Туркменистане и других странах. Поэтому
в ценообразовании на рынке средств производства
существенную роль играет государство.
В целом фирма-производитель предметов
потребления, одновременно является потребителем
средств производства.
обеспечивает свободную реализацию средств производства - сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования.
Формирование рынка средств производства осуществляется на основе таких организационно-экономических принципов.
Использование закономерностей товарного производства и товарно-денежных отношений. Этот принцип предусматривает создание условий по производству продукции для рынка обособленными производителями и реализации ее в любых количествах и любому покупателю на их усмотрение и по ценам, которые складываются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Хозяйственная самостоятельность и экономическая ответственность в процессе купли-продажи материальных ресурсов. Хозяйственная самостоятельность должна заключаться в свободе предприятий и содействовать планированию и осуществлению производства продукции самостоятельно или через торговых представителей. Предприятия сами устанавливают экономические связи с продавцами материальных ресурсов и покупателями их продукции, осуществляющих материально-техническое обеспечение производства и сбыт продукции, распоряжаются своими доходами и доходами.
Экономическая ответственность контрагентов рыночных отношений должна устанавливаться путем заключения равноправных и взаимовыгодных договоров и согласование в них всех условий реализации продукции и материальной ответственности за выполнение договорных обязательств.
Хозяйственная
самостоятельность и
Достижение
и поддержание
динамического равновесия
между производством
продукции производственно-
Следующим
организационно-экономическим
Наличие развитой инфраструктуры рынка. Ею должна быть сеть торговых посредников с их материально-технической базой, обеспечивающей многоканальность купли-продажи продукции производственно-технического назначения и ее товародвижения.
Государственное регулирование процессов развития и функционирования рынка средств производства. Оно заключается в принятии государством соответствующего законодательства и в проведении ею такой экономической и финансово-кредитной политики, которая способствует реализации рассмотренных принципов и обеспечивает:
Государство
не вмешивается в деятельность предприятия,
но на основании законов не позволяет
развиваться недобросовестной конкуренции
и проявлениям монополизма.
Таблица 1 - Основные отличия рынка средств производства и рынка товаров потребительского назначения
Фактор | Характеристика рынка | ||||||
товаров потребительского назначения (ТПН) | средств производства | ||||||
1 | 2 | 3 | |||||
Особенности рынка и спрос | |||||||
Формирование спроса | Спрос формируется под воздействием рыночных факторов, эластичный | Спрос организаций является производным от спроса конечных потребителей, характеризуется низкой ценовой эластичностью в краткосрочном периоде, имеет большой диапазон колебаний и быстро меняется | |||||
Количественный размер потребителей | Много незначительных потребителей | Потребителей меньше и они более значительны | |||||
Географические характеристики рынка | Характеризуется географической децентрализацией | Концентрация покупателей по географическому признаку, в соответствии с отраслевым характером | |||||
Типы конкуренции | Конкуренция имеет множественный характер, то есть большое количество фирм продает одинаковый товар | Конкуренция монополистическая или олигополистическая | |||||
Виды потребностей и мотивы покупки | Потребности покупателей рынка ТПН личные и семейные, основным мотивом покупки является удовлетворение собственных потребностей | Потребности
покупателей рынка средств | |||||
Особенности процесса закупок | |||||||
Цель закупки | Конечные потребители закупают готовые изделия для личного или семейного пользования и чаще всего не производят товары и услуги | Организации
приобретают товар для | |||||
Объемы закупок и сбыта | Небольшие | Значительные для каждого предприятия | |||||
Потребление сырья и полуфабрикатов | Конечные потребители практически не покупают сырье и полуфабрикаты | Промышленные организации и предприятия покупают сырье и полуфабрикаты постоянно | |||||
Важность сервисного обслуживания | Вопросы сервисного обслуживания хотя и важные, но не имеют решающего значения | К рынку средств производства требования по сервису и распределительной сети заметно существенней и они играют значительную роль | |||||
Длина каналов сбыта | Каналы товародвижения многоярусные, заканчиваются розничной торговлей | Более короткие каналы товародвижения | |||||
Выбор поставщиков | Выбор поставщика по большей части не имеет значения | Используются специализированные поставщики | |||||
Типы и процесс принятия решений о покупке | |||||||
Лица, принимающие решения | Решение о закупке принимаются лично или семейно | Решение
преимущественно принимаются | |||||
Степень обоснования решений | Решения принимаются часто интуитивно, мотивы преимущественно эмоциональные, нередко продиктованы влиянием моды | Приобретение на основе спецификаций и технических данных, в основном решения принимаются коллегиально, чаще исследуются рынки и поставщики, используются конкурентные торги и переговоры | |||||
Сложность процесса купли-продажи | Процесс купли-продажи на рынке ТПН имеет простую форму | Процесс купли-продажи на рынке предприятий требует большого числа формальностей | |||||
Относительная важность средств продвижения | |||||||
Средства продвижения в порядке уменьшения эффективности воздействия | 1) Реклама
2) Стимулирование сбыта 3) Личная продажа 4) Пропаганда |
1) Личная
продажа
2) Стимулирование сбыта 3) Реклама 4) Пропаганда |
Рынок товаров и услуг
Рынок потребительских товаров
Рынок
Покупатели:
домохозяйства, предприятия и госорганизации
Продавцы: фирмы, предприятия и отд. личности
Покупатели:
предприятия, организации и отд. личности
Продавцы: предприятия, организации и отд. личности
Посредники: сеть дистрибьюторов, дилеров и брокеров
Посредники: тов. биржи, специализированные фирмы, оптовая и розничная торговля