Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:28, доклад
В любом современном обществе всегда существует часть населения, которая желает работать (при чем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным) и те, кто нанимает этих желающих работать на работу для производства каких-нибудь товаров или услуг.
Еще важнее систематически изучать опыт эффективного использования качественно новой, предполагающей высокую профессиональную и научную подготовку рабочей силы - трудовых ресурсов будущего, который в настоящий момент в экстенсивной экономике России и других стран СНГ используются плохо и занимают чаще всего низшие этажи по оплате труда.
Целенаправленное формирование творческого потенциала трудовых ресурсов в ведущих капиталистических странах с адекватной оплатой образования, квалификации, созидательного вклада работника активизировалось в 60-е годы. В Японии, США и других индустриально развитых странах в 60-е и 70-е годы принимаются законы, нацеливающие государственную и частнопредпринимательскую деятельность на развитие интеллектуального потенциала национальной рабочей силы,, поощряющие фирмы и корпорации к "инвестициям в человека", посредством благоприятных налоговых мер, льготных кредитов и других методов, включая открытое общественное поощрение через печать и телевидение.
В Японии в 1962 г. была разработана правительственная концепция "формирования человека", которая легла в основу программы экономического и социального развития страны. В 1972 г. президенты крупнейших компаний, руководители правительственных учреждений и ведущие ученые совместно подготовили и приняли программу "Развитие человека в новом индустриальном обществе", вызвавшую огромный общественный резонанс. В ней были изложены принципы всемерного и повсеместного поощрения творчества в процессе школьного и вузовского обучения, развития у учащихся необходимых для "информационного общества" способностей. Этот богатый зарубежный опыт должен попасть в российскую "копилку" стратегического развития.
Особое внимание в нашей стране должно быть уделено тому, что возглавляемая государством политика развития трудовых ресурсов в развитых странах проводится при весьма значительном финансовом, организационном и ином участии предпринимателей и многих других социальных институтов общества,
Нам нужно твердо усвоить, что конкурентоспособной в современном рыночном обществе является только та рабочая сила, которая отвечает следующим требованиям: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; обеспечение снижения себестоимости изделий путем совершенствования методов производства и уменьшения затрат.
Малый бизнес как важнейшее направление использования трудовых ресурсов
Российская экономика, отмеченная уникальным по масштабам длительности падением общественного производства, свертыванием до предела многих отраслей и услуг для населения, технологически все более отстающих от "мировых стандартов", демонстрирует в этих условиях и особого рода безработицу. Безработица в российском варианте напоминает широкую лестницу, по которой общество опускается к самым низким из существующих в мире показателей развития производственных сил и благосостояния населения. Широкомасштабная и многообразная по формам выражения, ставшая во многих случаях опасно длительной, массовая незанятость становится одним из грозных направлений деградации трудовых ресурсов.
Международный и отечественный опыт показывают, что развитие малого бизнеса является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости и сокращения безработицы.
Во всем мире по данным ООН малые и средние предприятия являются работодателями для почти 50% трудоспособного населения и производят от 33% до 60% валового национального продукта.
Современный упадок российского производства, который пришелся на долю устаревших крупных и средних предприятий в различных отраслях промышленности и других отраслей экономики; весьма высокий (до 10-15%) уровень безработицы, если учитывать принудительную частичную занятость и вынужденные административные отпуска, редкостная по масштабам текучесть рабочей силы, стремящейся вырваться из прочного круга технологической отсталости производства, неблагоприятных условий труда и крайне низкой заработной платы - все это относится к факторам давно созревшей необходимости развития малого бизнеса во всех сферах российской экономики.
По мнению директора департамента занятости МОТ В. Зенгенбера и эксперта МОТ М. Кенэ, сектором, который в России обладает наибольшей потребностью в привлечении трудовых ресурсов, высвобожденных с предприятий, является малый и средний бизнес.
Как правило, малые и средние предприятия нуждаются в наименьших первоначальных затратах и имеют наиболее низкие потребности в капитальных вложениях.
Администрация региона в сотрудничестве с местными властями может подготовить долговременную программу развития малого бизнеса, которая определила бы перспективные направления развития малых и средних предприятий.
Привлекает особое внимание опыт структурной перестройки в Чехии, в частности в Северной Моравии и Силезии, особенно в Острава-Карвин. Экономика этих регионов была диверсифицирована, а положение на рынке труда стабилизировалось.
Мелкие и средние предприятия росли как грибы по всему региону и поглотили большинство трудящихся, оказавшихся избыточными на крупных предприятиях.
Создаваемый на обломках крупной государственной промышленности, в том числе и оборонных отраслей, российский малый и средний бизнес унаследовал и впитал тысячи высококвалифицированных специалистов, не говоря уже о ценных видах сырья, включая редкоземельные металлы и уникальное оборудование. И он имеет все основания для дальнейшего расцвета , особенно на фоне оставшейся от директивных времен промышленности. Если учесть, что около 80% промышленных предприятий в индустриальных центрах России находятся на грани банкротства, показатели деятельности малых предприятий выглядят образцом здорового процветания.
Однако масштабы малого бизнеса несмотря не общий динамизм его роста в последние годы, не столь велики, как это требует совокупность экономических и социальных обстоятельств, сложившихся в стране ( см. табл.)
Надо отметить, что начиная с 1996г. предложение труда начало возрастать в связи с увеличением вступления молодежи в трудоспособный возраст. Если в 1991-1995гг. естественный прирост населения в трудоспособном возрасте составил 0,4 млн. чел., то в 1996-2000гг. - 1,4млн.чел., т.е. увеличился более, чем в 3 раза. Все это крайне обострило проблему занятости населения в России.
Трудности в развитии малого бизнеса в России в отличие от западных стран состоят в:
несовершенстве правовых основ и высоком уровне налогообложения (80-90%);
ограничении возможностей для финансирования инвестиций и узкий круг источников финансирования;
отсутствии законодательной базы и правовых гарантий;
экономической и политической нестабильности в обществе;
несовершенстве банковской и кредитной систем.
Таблица Основные показатели развития малого предпринимательства в России в 1991-1994гг.
1991г.
1992г.
1993г.
1994г.
тыс.ед
доля,
в %
тыс.ед
доля,
в %
тыс.ед
доля,
в %
тыс.ед
доля,
в %
Число малых предприятий, в т.ч.
268
100
560
100
865
100
1038
100
Промышленность и строительство
90
34
133
24
157
22
205
20
Торговля и общественное питание
124
46
276
49
398
46
420
41
Численность занятых, в т.ч.
5441
100
7077
100
8630
100
9500
100
Промышленность и строительство
3647
67
4276
60
4707
55
4790
50
Торговля и общественное питание
1116
21
1625
23
2345
27
2560
27
И все же, несмотря на весьма неблагоприятные условия, малый бизнес представляет весьма развитую ветвь рыночной экономики, являясь ее авангардом в стране.
Число малых предприятий в России в период 1991-1994 годов выросло в 3,9 раза, а среднегодовой темп прироста приблизился к 50%. Численность занятых в сфере малого предпринимательства увеличилась в 1,8 раза, т.е. среднегодовой темп прироста составил 20% (по среднесписочному составу).
Если учесть, что на одного штатного сотрудника в малом бизнесе приходится один работающий по совместительству или договору (соглашению), то общую численность занятых в сфере малого бизнеса можно оценить минимум в 20 млн. человек, что составляет примерно треть экономически активного населения страны.
Российское малое предпринимательство, насчитывающее в 1995г. свыше 1 млн. субъектов хозяйствования, представляет к настоящему времени мощную экономическую и политическую силу. Около 35-40 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства.
Даже в таких, довольно скромных для России масштабах, малое предпринимательство активно противостоит росту безработицы и создает, в отличие от государственной экономики, значительное количество новых рабочих мест.
Развитие мелкого и мельчайшего предпринимательства, экономичного, возводимого в кратчайшие сроки, быстро осваивающего последние достижения технологии и способного активно участвовать в дальнейшем ее совершенствовании, является, на наш взгляд, в современных условиях России одним из центральных направлений преобразования народного хозяйства практически во всех отраслях материального производства и сферы услуг.
Следует отметить основные достоинства экономики малых форм.
Мелкие и мельчайшие предприятия способны наилучшим образом кооперироваться с крупным производством, выполняя для него качественно, дешево, в нужные сроки и с учетом индивидуальных особенностей заказы, в том числе различные детали, готовые изделия и отдельные операции.
Многие из них выполняют ответственные инновационные, поисковые задания для фирм, концернов, другие являются независимыми творцами новинок, находящих успешный сбыт на быстро меняющемся рынке.
Таким образом, основная черта многих представителей мелкого и мельчайшего бизнеса - высокоинтеллектуальный, творческий уровень деятельности.
В России мелкий бизнес, к сожалению, пока что развит слабо и территориально очень неровно.
Во многом именно поэтому немалое количество областей и часть автономных республик задыхаются от исключительно высокой трудоизбыточности и ее невозможно рассосать из-за практического отсутствия общенационального рынка труда и крайней нищеты большей части населения.
Правительство Японии, например, проводит меры, поощряющие семейную экономику, а практика выдачи уходящим на пенсию "прощального пособия" в размере 30-40 месячных окладов, наряду с льготным кредитованием и организационно-методической помощью, позволяет многим работникам, имеющим за плечами огромный опыт квалифицированного труда, открыть свое небольшое дело и, зачастую, удачно встроится в жизнь современной экономики.
Подобный опыт имеет для нашей страны исключительно важное значение и может быть весьма широко распространен.
Таким образом, развитие мелкого предпринимательства - одно из главных направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.
Поэтому государство должно поддержать перспективы, заложенние в развитии малого бизнеса, который является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости, роста трудовых доходов и сокращения безработицы.
И основным выводом из этого является то, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса в России - это совершенствование правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.
Решительную помощь в этих областях может и должно оказать государство.
Список литературы:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Питер, 1999г.
2. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. Москва, центр экономики и управления, 1996г.
3. Деловое планирование. Методы. Организация. Современная практика. Под ред. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997г.
4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Питер, 1999.
5. Морозова Т.Г. Регионоведение: учебник для вузов. М., 19
6. Аргументы и факты. 1997, N 40, октябрь, с. 20.
7. The Global Competitiveness Report. 1977, p. 295, 296.
8. Global Competitiveness Report. 1997, p. 305.
9. Global Competitiveness Report, 1977, p. 303.
10. С.Ю.Глазьев. Конкурентные преимущества и слабости России в контексте глобальных тенденций экономического развития. Стратегия роста. Научный доклад. М., 1997, с.25, 32.
11. ЭКО 1996. N 10, С.114.
12. Оценка Института Макроэкономики Министерства экономики и наша оценка.
13. МЭиМО 1996, N9, с. 53. И.Бушмарин. Трудовые ресурсы России: концепция развития и использования.
14. "Employment and Earwings". November 1997, p. 31.