Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 04:24, курсовая работа

Описание

Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
Задачи исследования:
изучить формирование себестоимости как экономической категории;
рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
рассмотреть факторный анализ;
исследовать анализ себестоимости продукции ЗАО МПК «Мясной ряд».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Формирование себестоимости как экономической категории..............5

Глава 2. Значение и задачи анализа себестоимости продукции предприятия ЗАО мясоперерабатывающего комплекса «Мясной ряд»……………………..17
Анализ себестоимости по составу, структуре и в динамике.......................19
Факторный анализ себестоимости.................................................................22

Глава 3. Анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции и факторов, на нее влияющих на предприятии ЗАО мясоперерабатывающего комплекса «Мясной ряд»…………………………………………………………….............27

Заключение.............................................................................................................29Список литературы................................................................................................32

Приложения............................................................................................................34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КЭАХД.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Формирование себестоимости как  экономической категории..............5

Глава 2. Значение и задачи анализа себестоимости  продукции предприятия ЗАО мясоперерабатывающего  комплекса «Мясной ряд»……………………..17

    1. Анализ себестоимости по составу, структуре и в динамике.......................19
    2. Факторный анализ себестоимости.................................................................22

Глава 3. Анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции и факторов, на нее влияющих на предприятии ЗАО мясоперерабатывающего комплекса «Мясной ряд»…………………………………………………………….............27

Заключение.............................................................................................................29Список литературы................................................................................................32

Приложения............................................................................................................34 

 

Введение.

      Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д.

      Себестоимость является основой определения и  снижения цен на продукцию. Снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности, что в свою очередь способствует улучшению экономического состояния организации в целом и ее работников в частности. Большинство коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя она выравнивается автоматически. Другое дело затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

      Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.

      Задачи  исследования:

  • изучить формирование себестоимости как экономической категории;
  • рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
  • рассмотреть факторный анализ;
  • исследовать анализ себестоимости продукции ЗАО МПК «Мясной ряд».

Объектом  исследования работы является себестоимость  продукции ЗАО мясоперерабатывающего комплекса «Мясной ряд».

     Информационной  базой курсовой работы явилась учебно-методическая, монографическая и нормативная  литература.

 

      Глава 1. Формирование себестоимости как экономической категории.

    В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, практически невозможно определить прибыль. А для формирования отпускной цены нельзя обойтись без себестоимости. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место, расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях. В экономической литературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости. Себестоимость - это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать в себестоимость также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы «законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированы предприятию потребителем его продукции. В экономическом ракурсе себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важных функций:

  1. обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;
  2. является основой для формирования уровня цен на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  3. служит для определения оптимальных размеров предприятия;
  4. служит для экономического обоснования целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия; так же принятие различных управленческих решений и др. Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
 

 В себестоимость  входят затраты, связанные:

  1. непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);
  2. с обслуживанием производственного процесса и его управлением;
  3. с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
  4. с затратами на ремонт основных производственных фондов;
  5. с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
  6. с расходами на реализацию продукции. Причем следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующим законодательством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли.

   В зависимости от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие  виды себестоимости:

    1. себестоимость  всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.

    2. полная  производственная себестоимость  - это общая сумма прямых и  косвенных затрат на производство товаров или услуг.

    3. полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.

    4. индивидуальная  себестоимость, т.е. себестоимость  конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.

    5. средняя  себестоимость - данный показатель  может быть рассчитан для отдельных  предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.

  • Классификация затрат, формирующих себестоимость.
  • Калькулирование себестоимости продукции. В себестоимость  продукции включаются стоимость  потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций. Дополнительно в себестоимость промышленной продукции включаются:
  •  отчисления  на социальное страхование (пропорционально  заработной плате);
  •  проценты  за банковский кредит;
  •  затраты  по поддержанию основного капитала  в работоспособном состоянии;
  •  премиальные  выплаты, предусмотренные положениями  о премировании на предприятиях  и другие затраты.
  • Для целей  налогообложения произведенные  организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном  порядке лимитов, норм и нормативов. В таком порядке финансируются, например, затраты на рекламу, представительские расходы, подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и др. В себестоимость выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств, затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, затраты, непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе, единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли. Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям):
  •     

  • материальные  затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  •     

  • затраты на оплату труда;
  •     

  • отчисления  на социальные нужды;
  •     

  • амортизация основных фондов;
  •     

  • прочие  затраты.
  •     

  • Можно отметить, что по всем пяти элементам, сгруппированным  в соответствии с экономическим  содержанием в качестве основного  условия включения затрат в себестоимость, выступает критерий необходимости их участия в процессе производства и реализации продукции. Это затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, связанные с использованием природного сырья, обслуживанием производственного процесса, обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности. Для внутрипроизводственного анализа и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в следующем виде:
      • 1. сырье  и материалы;

        • 2. комплектующие  изделия, полуфабрикаты и услуги  производственного характера, приобретенные  у других предприятий;

          • 3. топливо  и энергия всех видов на  технологические цели;

            • 4. возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно);

              • 5. потери  от брака;

                • 6. заработная  плата (основная и дополнительная) производственных рабочих;

                  • 7. отчисления  на социальные нужды (в фонды обязательного страхования);

                    • 8. затраты  на содержание и эксплуатацию  оборудования;

                      • 9. общепроизводственные (цеховые) затраты (накладные расходы)

                        • 10. общехозяйственные  (общезаводские или общефабричные)  затраты;

                          • 11. внепроизводственные  (коммерческие) затраты на реализацию продукции.

                        • В результате последовательного сложения перечисленных  калькуляционных статей получается система показателей себестоимости:
                            • а) производственная себестоимость (ПС);

                              • б) цеховая  себестоимость (ЦС);

                                в) полная производственная или фабрично-заводская себестоимость      (ФЗС);

                                • г) полная (коммерческая) себестоимость (КС).

                                    

                              • Первые  три показателя являются характеристиками производства, а четвертый включает в себя затраты, связанные не только с производством продукции (что  отражено в названии данного агрегата), но и с процессом ее реализации. Это, например, расходы на непосредственные операции по продаже продукции, т.е. связанные со сменой собственника товара (например, затраты на все виды рекламы, включая участие в выставках, выплата процентов по кредитам), именуемые в экономической литературе чистыми издержками. Кроме того, к внепроизводственным расходам относят дополнительные издержки, т.е. затраты на проведение операций, непосредственно связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. Эти затраты относятся в состав коммерческих расходов и включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.п.); комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке). Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы - это расходы на обслуживание и управление производством. В состав общепроизводственных накладных издержек включаются:
                              •     

                              • а) расходы  на содержание и эксплуатацию оборудования;
                              •     

                              • б) цеховые расходы на управление.
                              • Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - это амортизация оборудования и  транспортных средств; издержки на эксплуатацию оборудования в виде расходов смазочных, обтирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы всех видов энергии, воды, пара, сжатого воздуха, услуг вспомогательных производств; расходы на ремонт оборудования, технические осмотры, уход; расходы на внутризаводское перемещение материалов, полуфабрикатов, продукции; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений и другие расходы, связанные с использованием оборудования. В цеховые расходы на управление входят:
                              •     

                              • заработная  плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды;
                              •     

                              • затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений;
                              •     

                              • обеспечение нормальных условий труда и технику  безопасности, на спецодежду и спец. обувь;
                              •     

                              • износ малоценного  и быстроизнашивающегося инструмента и другие аналогичные затраты, связанные с управлением производственными подразделениями.
                              •     

                              • Каждая  из этих групп накладных расходов имеет свою специфику - они планируются  и учитываются по местам их возникновения, т.е. по производственным подразделениям, а не по видам продукции. Обе эти группы - расходы комплексные, косвенно распределяемые между отдельными видами продукции и между законченной продукцией и незавершенным производством. Общехозяйственные накладные расходы, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр. Смысл и содержание остальных статей вытекают из их названия. Кроме поэлементной и постатейной классификации затраты классифицируются и по другим признакам.
                              •     

                              • Группировка по калькуляционным статьям, кроме  того, дает нам возможность последующего разделения затрат на прямые и косвенные. Прямые (технологические) затраты характеризуются непосредственной связью с процессом производства и достаточно легко могут быть распределены по конкретным видам продукции. Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены к конкретному виду произведенного товара или услуги. Соответствующие статьи калькуляции являются комплексными. В частности, это административно-управленческие расходы, расходы на страхование имущества и т.п. Деление на прямые и косвенные затраты происходит в случае производства широкого ассортимента товаров, при простом производстве все затраты рассматриваются в качестве прямых. Классификация затрат на переменные и постоянные отражает прямую пропорциональную зависимость объема выпуска продукции и соответственно затрат на ее производство от степени загрузки производственных мощностей. Переменными затратами считаются те, величина которых является производной от уровня использования производственных мощностей. Это, например, затраты на сырье и материалы, на оплату труда. Постоянными признаются затраты, размер которых не увязан с объемом производства и уровнем использования производственных мощностей расходы на оборудование, аренда производственных помещений, оплата управленческого аппарата. При этом в расчете на единицу продукции размер постоянных затрат обратно пропорционален росту выпуска продукции в результате увеличения загрузки производственных мощностей. Этой группировке уделяется особое внимание в международной практике учета себестоимости. Важное значение для анализа и управления издержками производства на предприятии с целью их снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные затраты-затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся:
                              •     

                              • амортизация зданий и сооружений,
                              •     

                              • расходы на управление производством и предприятием в целом,
                              •     

                              • арендная  плата и др.
                              •     

                              • Условно-переменные затраты - затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению  объема производства. К ним относятся:
                              •     

                              • сдельная  заработная плата рабочих,
                              •     

                              • расходы на сырье, материалы,
                              •     

                              • комплектующие изделия,
                              •     

                              • технологическое топливо и энергию и др.
                              •     

                              • Расчет  себестоимости единицы продукции (работ, услуг) в действующей практике называется калькулированием, а документ, в котором оформляется этот расчет  калькуляцией.
                              •     

                              • Цель калькулирования  себестоимости:
                                  • обеспечить  определение себестоимости изделий  и всей произведенной продукции;

                                    • создать базу для установления цен;

                                      • способствовать  вскрытию и использованию резервов производства.
                                    •     

                                    • Промышленные  предприятия организуют калькулирование  себестоимости промышленной продукции  на основе отраслевых инструкций по планированию, учету и калькулированию себестоимости  продукции, разработанных в соответствии с основными положениями по применению этого показателя. Этим документом установлен порядок определения состава затрат, образующих себестоимость, применение единых в своей основе принципов и методов их планирования на предприятиях всех отраслей промышленности. Различают нормативные, плановые и отчетные калькуляции. Нормативная калькуляция единицы продукции-это себестоимость единицы продукции, рассчитанная на основе действующих на начало каждого месяца норм и нормативов расхода ресурсов, учетных цен и утвержденных смет расходов по обслуживанию производства и управлению им. Эти расходы (по сметам) включаются в калькуляцию себестоимости в соответствии с принятой методикой их распределения. Нормативная калькуляция по существу является отправной точкой для расчета плановой калькуляции. Плановая калькуляция единицы продукции составляется на основе прямых затрат по нормативной калькуляции данного изделия на начало планируемого года с учетом планируемого изменения этих затрат в плановом периоде, обусловленных планом организационно-технических мероприятий. Косвенные расходы зачисляются в плановую себестоимость в соответствии со сметами расходов по ним и принятой методикой их распределения. Плановая калькуляция разрабатывается, как правило, на 1 год, а в отдельных случаях на квартал. Объектами калькулирования могут быть: детали, узлы и изделия. Нормативные калькуляции на детали и узлы составляются по прямым статьям, а на изделие в целом  по всем статьям калькуляции. Отчетные калькуляции составляются на фактических затратах на производство продукции в отчетный период. Статьи калькуляции бывают одноэлементные (заработная плата производственных рабочих и др.) и комплексные (общецеховые, общезаводские расходы и др.), т.е. состоящие из ряда элементов. При калькулировании себестоимости продукции нужно учитывать следующее:
                                    •     

                                    • при большой  номенклатуре выпускаемой продукции  плановые калькуляции могут составляться на группу однотипных изделий;
                                    •     

                                    • калькулированию подлежит также продукция и вспомогательных  производств, особенно если она реализуется  на сторону.
                                    •  

                                      Глава 2.  Значение и задачи анализа себестоимости  продукции

                                          

                                    • Значение  анализа себестоимости продукции  определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую  эффективность производства, и что  только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
                                    •     

                                    • Задачи  анализа себестоимости заключаются  в следующем:
                                    •     

                                    • определение величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации;
                                    •     

                                    • управление стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства;
                                    •     

                                    • анализ затрат, исследование данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.
                                    •     

                                    • Анализ себестоимости:
                                        • а) призван  обеспечивать необходимой информацией  управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным  операциям и принятия разнообразных  административных решений;

                                          • б) направлен  на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции;

                                            • в) дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей  эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели.

                                              • Процесс анализа  делится на следующие основные стадии:

                                                • а) планирование затрат - определение целей организации и ее подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат.

                                                  • б) контроль затрат - установление исходных стандартов на основе которых можно определить показатели эффективности. Контроль затрат помогает установить причины отклонения от плана и внести соответствующие коррективы.

                                                    • в) управление стоимостью для принятия решений - оценка точных и значимых данных о затратах и анализ этой информации для принятия решений.
                                                  • 2.1 Анализ себестоимости  по составу, структуре  и в динамике.

                                                        

                                                  • К числу  наиболее ответственных задач, которые  ставит перед собой экономист  при анализе себестоимости, справедливо  отнесено изучение состава затрат или, иначе, структуры себестоимости. Это вопрос, изучение которого имеет особо важное практическое значение. Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:
                                                  • специфика (особенности) предприятия.
                                                  •     

                                                  • Различают:
                                                      • а) трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции);

                                                        • б) материалоемкие (большая доля материальных затрат);

                                                          • в) фондоемкие (большая доля амортизации);

                                                            • г) энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);

                                                            ускорение научно-технического прогресса.

                                                                Этот  фактор влияет на структуру себестоимости  многопланово. Но основное влияние  заключается в том, что под  воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;

                                                                

                                                          • местоположение  предприятия;
                                                          •     

                                                          • инфляция  и изменение процентной ставки банковского кредита.
                                                          •     

                                                          • Можно сказать, все эти факторы, безусловно, оказывают  свое воздействие на структуру себестоимости. Особенность мясоперерабатывающих предприятий заключается в том, что они являются материалоёмкими и большую часть в себестоимости занимает материальные затраты (сырье). Систематический анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь, для управления издержками с целью их минимизации, выявления основных резервов по их снижению и разработки конкретных мероприятий по их реализации на предприятии. На каждом предприятии структура затрат должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации. Рассмотрим структуру затрат за последние годы (2006-2007г.г ) в целом по производству ЗАО МПК «Мясной ряд». (См. Приложение 2. таблица 2.)
                                                          •     Из  данных таблицы видно, что из пяти элементов затрат высокую долю занимают материальные затраты. Их структура  в полной себестоимости в 2006 году составила 74,0%, а в 2007 году 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре  говорит о рациональном их использовании. Влияние материальных затрат в общем по производству занимает ключевое место, это означает, что ЗАО МПК “Мясной ряд” является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь. Общая сумма материальных затрат за 2007 год составляет около 54 миллионов рублей, а отклонение с 2006г. по 2007 г. составило 4,5 миллиона рублей в сторону увеличения.

                                                                Данный  показатель вырос в связи с  увеличением объема производства по колбасному цеху. Удельный вес заработной платы в структуре составляет 9,2% в 2006г. и 10,0% в 2007г. Рост заработной платы по колбасному цеху и повышение материальных затрат за 2007г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата персонала цеха зависит от сделанной работы. Рост этого показателя в структуре составил 0,8% или 1224000 рублей за год. Отчисления в фонд социальной защиты начисляется от заработной платы.

                                                                Следовательно, с ростом заработной платы в 2007г. выросли и отчисления. При росте  заработной платы на 1 миллион рублей, рост отчислений составил 318000 руб. Это и следовало ожидать, так как существует зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходят из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот, распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,5% в 2006г. и 2,7% в 2007 году. Как выяснилось, изменения данного показателя произошли из-за роста заработной платы.

                                                                Элемент “Амортизация основных средств” занимает небольшое удельное место в структуре  себестоимости. В 2006г. 5,4% и в 2007г. 6,1%. Увеличение за один год составило 0,7%. Это произошло за счет изменения  политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2006г. сумма отчислений составляла 3640000 руб., а в2007г. 4504000 руб., что на 864000 руб. больше.

                                                                Изменение по “прочим расходам” за 2007г. составило 732000 руб., в сторону уменьшения. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2006г. их доля была 9,3%, а в 2007г. 7,5%. В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость колбасной продукции за год на 6 млн.154тыс руб. Это связано с увеличением объема производства колбасного. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат, и прежде всего, материальным затратам и заработной плате.

                                                                Данные  о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости колбасной продукции в 2006г. переменные затраты занимали 73,3%, а в 2007г. 72,0%, изменение составило 1,3%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 3543000 рублей. Рост в денежном выражении говорит об увеличении объема производства.

                                                                Доля  переменных затрат почти в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости  продукции: в 2006г. постоянные затраты  составили 26,7%, а в 2007г. 28,0% (2611000 руб.). 

                                                                 2.2  Факторный анализ себестоимости

                                                              Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбас. Мясокомбинат выпускает около 25 видов колбасной продукции. Для определения влияния различных видов выпускаемой продукции на изменение материальных затрат были выбраны позиции, имеющие наибольший удельный вес в общем выпуске. (см. Приложение 1.табл 1.) (см. Приложение 3.табл.3)

                                                                Удельный  вес в годовом объеме выпуска  по пяти видам колбасной продукции  достигает высокого показателя68,93% в 2006 году и 64,9% в 2007 году. Хоть и наблюдается динамика снижения (на 4,03), но их доля в общем выпуске остается весомой. (См. приложение 4.табл 4.) 

                                                                Как следует из таблицы 4. наибольший удельный вес в 2006 году занимает Мадера с/к, выпуск составил36,9% в общем объеме, также в 2007 году Мадера с/к 35,1%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на с/к Мадера немного сократился за счет выпуска новых сортов колбасы (Георгиевская, Любительская, Крымская).

                                                                Структура выпуска Брауншвейгская с/к сократилась  на 2,42% (1485 кг.), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сырокопченой колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска  доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопченой продукции в общем выпуске продукции существенное.

                                                                Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности  является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

                                                                Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

                                                                 Полная себестоимость колбасной продукции (С) может измениться из-за объема  выпуска продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости единицы продукции (Сi):

                                                            С=ВП*Дi*Сi

                                                            (См. приложение 4.табл.4.1)                                                                                                    

                                                                Определение влияния факторов на изменение себестоимости  колбасной продукции:

                                                            1.С0 = ВП0xДi0xСi 0;

                                                            2.С1скор= ВП1xДi0xСi 0;

                                                            3.С2скор= ВП1xДi1xСi 0;

                                                            4.С1 = ВП1xДi1xСi1.

                                                                   Влияние факторов на изменение себестоимости продукции:

                                                            1. объема товарной продукции ∆С∆ВП = С1скор - С0

                                                            2. структуры товарной продукции ∆С∆Дi = С2скор - С1скор

                                                            3.  себестоимости единицы продукции ∆С∆Сi = С1 - С2скор

                                                            (См. приложение 4.табл.4.2)

                                                                В таблице 4.2. произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. С1скор=14341131,9

                                                                В таблице 4.3. произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. С2скор=14278883,56

                                                                 Из  данных Таблицы 4.4. выявим влияние  факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:

                                                            Объем колбасной продукции: ∆С∆вп1скор0

                                                            14341131,9-14089341,91=251789,99 (руб.)

                                                                Следовательно, из-за увеличения объема выпуска колбасной  продукции в 2007 г., себестоимость увеличилась на 251789,99 (руб.). Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2006г. по 2007г. по пяти видам колбас вырос на 2,01% или на  2116 кг (см. таблицу 4.5).

                                                            структура товарной продукции: ∆С∆Дi =  С2скор- С1скор14278883,56-14341131,9= - 62248,34 (руб.)

                                                                Изменение структуры выпуска колбасной  продукции в 2006г. повлияло на уменьшение себестоимости. В таблице 4. указано, что выпуск Мадера с/к

                                                            незначительно уменьшился, ее доля занимала 36,9% в общем  объеме выпуска сырокопченой продукции в 2006году и 35,1% в 2007 году, также произошло уменьшение объема выпуска колбасы Брауншвейгская.

                                                                Уменьшение  объемов выпуска связано, прежде всего, с началом выпуска новых  видов сырокопченой продукции в 2007 году. Из этого следует, что в  результате сокращения выпуска определенных видов колбасы  общая сумма затрат в составе себестоимости уменьшилась.

                                                            * Себестоимость единицы продукции: ∆С∆Сi= С1- С2скор

                                                            15240837,31-14278883,56=961953,75(руб.).

                                                            Из-за увеличения себестоимости единицы продукции  на мясокомбинате увеличились расходы на выпуск сырокопченой продукции почти на миллион рублей. Можно заметить, что это неблагоприятно сказалось на возможности увеличения конечного финансового результата.

                                                            Сумма факторных оценок составила:

                                                            -62248,34+251789,99+961953,75=1151495,4 (руб.).

                                                            Данный  результат говорит о том, что  в целом за 2007 год мясокомбинат увеличил себестоимость колбасной  продукции на 1151495,4 (руб.) по сравнению  с 2006 годом. Это было вызвано тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более дорогое сырье, что резко увеличило себестоимость единицы продукции.

                                                             

                                                            Глава 3. Анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции и факторов, на нее влияющих.

                                                                В большинстве отраслей промышленности задание по себестоимости утверждается предприятием в виде предельного уровня затрат на рубль товарной продукции.

                                                                Показатель  затрат на рубль товарной продукции  характеризует уровень себестоимости  одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью.

                                                                К достоинствам этого показателя можно  также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

                                                                Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 3 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

                                                            • изменение структуры выпущенной продукции,
                                                            • изменение структуры себестоимости отдельных видов изделий,
                                                            • изменение оптовых цен на продукцию.

                                                                Проанализируем  влияние каждого из 3-х вышеперечисленных  факторов на изменение затрат на рубль  товарной продукции.

                                                                Влияние структурных сдвигов в составе  продукции определяется сравнением строк 8 и 7 табл.1.:

                                                                71,30-71,30=0 копеек. Таким образом, изменения  структуры колбасной продукции не привело к изменению затрат на рубль товарной продукции.

                                                                Влияние изменения себестоимости отдельных  видов продукции в составе  продукции определяется разницей строк 9 и 7 табл.1:

                                                                Себестоимость единицы продукции способствовала увеличению затрат на 4,8 копейки(76,10-71,30=4,8) на единицу колбасы.

                                                                Влияние последнего фактора-изменения оптовых  цен на продукцию определяется сравнением строки 9 и 10 табл.1.:

                                                                71.30-76.10=-4.8 копейки. Увеличение оптовых цен  в 2007 году способствовало снижению показателя затрат товарной продукции. Данное изменение является очень значительным, изменение составило-4.8 копейки на каждый рубль колбасной продукции.

                                                                Умножив сумму изменения затрат на рубль  товарной продукции за счет какого-либо фактора на фактический выпуск продукции в ценах базисного года можно определить влияние изменения себестоимости:

                                                              Оценка  влияния факторов на изменение себестоимости :

                                                               1.за  счет изменения себестоимости  отдельных видов продукции:

                                                               4.8*20026373,31=96126591 рубль.

                                                               2.за  счет изменения оптовых цен  на продукцию:

                                                              -4.8*20026373,31=-96126591 рубль.

                                                               Сумма факторных оценок:(96126591-96126591)=0 руб.

                                                               Проведенный факторный анализ выявил, что затраты  на рубль товарной продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом не изменился.

                                                             

                                                            Заключение.

                                                                Себестоимость является одним из важных показателей  хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его  конкурентоспособности. Планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование себестоимости выпущенной продукции является одним из емких участков менеджмента любого предприятия. ЗАО МПК “Мясной ряд” является крупным перерабатывающим предприятием.

                                                                Анализ  структуры затрат колбасного цеха показал, что большую часть в себестоимости  колбасной продукции занимают материальные затраты 74%, переменные затраты 73,3% и  постоянные затраты 28,0%. Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые  повлияли на изменение производственной себестоимости в 2007 году.

                                                                Главным фактором повышения себестоимости  продукции оказалась себестоимость  единицы продукции. Этот фактор повысил  производственную себестоимость. Объем  выпуска в 2007 году вырос по анализируемой  продукции на 2116 кг по сравнению с 2006 г. Исходя из этого, комбинату необходимо создать разветвленные сети торговых домов или представителей в других регионах России, создать крупных заказчиков продукции, что позволило бы осуществить непрерывный процесс производства, и сбыта колбасной продукции. Также проведение факторного анализа позволяет сделать следующие выводы: в целом за 2007г. мясокомбинат увеличил себестоимость колбасной продукции на 1151495,4(руб.), по сравнению с 2006г. Это было связано с тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более дорогое сырье, что резко увеличило себестоимость единицы продукции.

                                                                Проведение  анализа материальных затрат на рубль  товарной продукции показывает, что  непосредственное влияние на изменение  уровня затрат на рубль товарной продукции оказали 3 важных фактора:

                                                                1) изменение структуры выпущенной  продукции,

                                                                2) изменение структуры себестоимости  отдельных видов продукции,

                                                                3) изменение оптовых цен на продукцию.

                                                                Показатель  затрат на рубль товарной продукции  характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достижениям этого показателя можно отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

                                                                В целом, изменение структуры колбасной  продукции не привело к изменению  затрат на рубль товарной продукции (71,30-71,30)=0 копеек.

                                                                Себестоимость единицы продукции способствовала увеличению затрат на 4,8 копейки на единицу колбасы. Увеличение оптовых  цен в 2007 г. способствовало снижению показателя затрат товарной продукции. Это изменение является значительным, изменение составило 4,8 копейки на каждый рубль колбасной продукции. Проведенный анализ выявил, что затраты на рубль товарной продукции в 2007г. по сравнению с 2006 г. не изменились. 

                                                                Исследовав  в данной работе вопросы анализа  себестоимости продукции на примере  ЗАО МПК “Мясной ряд” можно  сделать следующие выводы:

                                                            1. Итогом анализа себестоимости является выявление резервов дальнейшего улучшения показателей. Резервы должны быть обобщены, взаимно связанны, определена их общая сумма и основные направления реализации.

                                                            2. Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.

                                                            3. Изучение себестоимости продукции разрешает дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

                                                            Список литературы.

                                                            1. ГК РФ от 30.11.94, №51 – ФЗ – ч.1, ч.2.

                                                            2. ФЗ "Об акционерных обществах" (ОБ АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)

                                                            3. Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ) (гл. 25, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 21.04.2011))

                                                            4. Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33-М.: Аналитика-Пресс, 2000г.

                                                            5.Анализ хозяйственной деятельности предприятий пищевой промышленности/М.В Калашникова, С.В. Донскова И.И. Чайкина. – М: Легкая и пищевая промышленность, 2005.

                                                            6. Богатко А.Н.”Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта”.- М: Финансы и статистика, 2006.

                                                            7. Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм/- М: Финансы и статистика, 2007.

                                                            8. Теория экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, М.: Финансы и статистика-2007.

                                                            9. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. Богдановская Н. А., Мигун О. М. под общей редакцией Семенова В.И. – 2006.

                                                            10. Аудит себестоимости продукции/ С.М. Бычкова, Н.В. Лебедева. // Экономика перерабатывающих предприятий-2007.

                                                            11. Практикум по экономическому анализу деятельности предприятий. П.В. Смекалов,-2007.

                                                            12. Кузнецова Н.В. Финансово-хозяйственная деятельность: управление и анализ: Учебное пособие/ Н.В. Кузнецова. - М.: “Инфра-М”,-2007.

                                                            13. Фридман П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции/ П. Фридман. - М.: Аудит, Юнити,-2006.

                                                            14. Экономический анализ: Конспект лекций/ О.В. Хлыстова., – 2007.

                                                            15. Широбоков В.Г. Формирование себестоимости и доходов в системе управленческого учета/ В.Г. Широбоков. // Экономика перерабатывающих предприятий-2007.

                                                            16. СПС Консультант Плюс.

                                                            17. Информационные ресурсы (интернет)

                                                            18. Журнал «Главный бухгалтер» - 2009. 

                                                             

                                                            Приложение 1.

                                                            Таблица 1. Расчетные данные для таблицы 1. “Затраты на рубль товарной продукции”, тыс. руб. 
                                                             

                                                             
                                                             
                                                            Наименование  изделия
                                                            Количество  продукции

                                                            (в кг.)

                                                            Себестоимость единицы изделия , руб. Оптовая цена единицы изделия, руб.  
                                                            “Затраты  на рубль товарной продукции”, руб.
                                                            2006

                                                            qп

                                                            2007

                                                            2006

                                                            Sп

                                                            2007

                                                            2006

                                                            Сп

                                                            2007

                                                            Сф

                                                            ∑ qпSп ∑ qф Sп ∑ qф Sф ∑ qп Сп ∑ qф Сп ∑ qф Сф
                                                            1. Мадера с/к 38847 37647 134,41 147,15 188,52 206,37 5221425,27 5060133,27 5539756,05 7323436,44 7097212,44 7769211,39
                                                            2.Брауншвейгс-кая, с/к 30385 28900 157,42 150,94 220,78 211,69 4783206,7 4549438,00 4362166,00 6708400,3 6380542,00 6117841,00
                                                            3.Салями с/к 13753 15311 98,49 126,36 138,13 177,22 1354532,97 1507980,39 1934697,96 1899701,89 2114908,43 2713415,42
                                                            4.Сергиевская с/к 13677 15096 102,21 120,80 143,35 169,42 1397926,17 1542962,16 1823596,8 1960597,95 2164011,6 2557564,32
                                                            5.Престиж с/к 8490 10314, 156,91 153,25 220,06 214,93 1332165,9 1618369,74 1580620,5 1868309,4 2269698,84 2216788,02
                                                            Итого: 105152 107268         14089257,01 14278883,56 15240837,31 19760445,98 20026373,31 21374820,15
                                                             
                                                             

                                                            Таблица 1.1.-Затраты на рубль товарной продукции  ЗАО МПК “Мясной ряд” за 2006-2007г.г. (расчет показателей приведен в Приложении А).

                                                             
                                                            Наименование  показателя
                                                             
                                                            № строки
                                                             
                                                            Формула расчета
                                                             
                                                            Сумма
                                                             
                                                            Полная  себестоимость всей товарной продукции  в базисном году, в руб.
                                                             
                                                             
                                                             
                                                            1
                                                             
                                                             
                                                             
                                                            ∑qпSп
                                                             
                                                             
                                                            14089257,01
                                                            Себестоимость фактически выпущенной продукции в  отчетном году
                                                            а)по себестоимости  базисного года, руб.  
                                                            2
                                                            ∑qфSп  
                                                            14278883,56
                                                            б) по фактической себестоимости, руб.  
                                                            3
                                                             
                                                            ∑qфSф
                                                             
                                                            15240837,31
                                                             
                                                            Объем товарной продукции в ценах:
                                                             
                                                            а)в  базисном году, руб.
                                                             
                                                            4
                                                             
                                                            ∑qпСп
                                                             
                                                            19760445,98
                                                             
                                                            б)фактический  выпуск в отчетном году в ценах  базисного года, руб.
                                                             
                                                            5
                                                             
                                                            ∑qфСп
                                                             
                                                            20026373,31
                                                             
                                                            в) фактический выпуск в отчетном году в действующих ценах, руб.
                                                             
                                                            6
                                                             
                                                            ∑qфСф
                                                             
                                                            21374820,15
                                                             
                                                            Затраты на рубль товарной продукции в  базисном году(п.1:п.4) коп.
                                                             
                                                             
                                                             
                                                            7
                                                             
                                                             
                                                            ∑qпSп

                                                            ∑qпСп

                                                             
                                                             
                                                            71,30
                                                            а) по себестоимости и ценам базисного  года пересчитанным на выпуск и ассортимент отчетного года (п.2:п.5), коп.  
                                                             
                                                            8
                                                             
                                                            ∑qфSп

                                                            ∑qфСп

                                                             
                                                            71,30
                                                            б)фактически в ценах базисного года (п.3:п.5), коп.  
                                                            9
                                                            ∑qфSф

                                                            ∑qфСп

                                                             
                                                            76,10
                                                            в)фактически в ценах действующих в отчетном году (п.3:п.6)  
                                                            10
                                                            ∑qфSф

                                                            ∑qфСф

                                                             
                                                            71,30

                                                                                 Условные обозначения:

                                                                                  q—количество изделий,

                                                                                  S—себестоимость единицы изделия,

                                                                                  С—оптовая цена единицы изделия.

                                                             

                                                            Приложение 2.

                                                            Таблица 2-Структура  затрат ЗАО МПК ”Мясной ряд” на производство колбасной продукции за 2006-2007 г.г.

                                                            Элементы  затрат Сумма, руб. Структура затрат, %
                                                            2006 г. 2007 г. +,- 2006 г. 2007 г. +,-
                                                            1 2 3 4 5 6 7
                                                            Материальные  затраты 49621000 53993000 4372000 74,0 73,2 -0,8
                                                            Заработная  плата 6166000 7390000 1224000 9,2 10,0 0,8
                                                            Отчисления  в фонд социальной защиты 1649000 1967000 318000 2,5 2,7 0,2
                                                            Амортизация основных средств 3640000 4504000 864000 5,4 6,1 0,7
                                                            Прочие  расходы 6231000 5499000 -732000 9,3 7,5 -1,8
                                                            Полная  себестоимость 66730000 72884000 6154000 100,00 100,00 -
                                                            Переменные  расходы 48938000 52481000 3543000 73,3 72,0 -1,3
                                                            Постоянные расходы 17792000 20403000 2611000 26,7 28,0 1,3
                                                             
                                                             

                                                            Приложение 3. 
                                                             

                                                            Таблица 3.-Удельный вес основных видов колбасной  продукции  в общем

                                                            объеме  выпуска продукции ЗАО МПК  “Мясной ряд” за 2006-2007 г.г 

                                                             
                                                            Вид продукции
                                                            Объем выпуска, кг Удельный  вес, в %
                                                            2006 г. 2007 г. +,- 2006 г. 2007 г. +,-
                                                            1 2 3 4 5 6 7
                                                            1.Мадера с/к 38847 37647 -1200 25,46 22,8 -2.26
                                                            2.Брауншвейгская с/к 30385 28900 -1485 19,92 17,5 -2.42
                                                            3.Салями Московская с/к 13753 15311 1558 9,01 9,3 0.29
                                                            4.Сергиевская с/к 13677 15096 1419 8,97 9,1 0,13
                                                            5. Престиж, с/к 8490 10314 1824 5,57 6,2 0,63
                                                            6.Прочие  виды колбас с/к 47406 57851 10445 31,07 35,03 3,9
                                                            Итого общий выпуск за год 152559 165120 12561 100,00 100,00 -
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             

                                                            Приложение 4. 
                                                             

                                                            Таблица 4.-Анализ выпуска основных видов  колбасной продукции ЗАО МПК  “Мясной ряд” за 2006-2007 г.г.

                                                             
                                                            Вид продукции
                                                            Объем выпуска, кг Удельный  вес, в %
                                                            2006г. 2007г. +,- 2006г. 2007г. +,-
                                                            1 2 3 4 5 6 7
                                                            1.Мадера  с/к 38847 37647 -1200 36,9 35,1 -1.8
                                                            2.Брауншвейгская с/к 30385 28900 -1485 28,9 26,9 -2
                                                            3.Салями Московская с/к 13753 15311 155 13,1 14,3 1,2
                                                            4.Сергиевская с/к 13677 15096 1419 13,0 14,1 1,1
                                                            5. Престиж, с/к 8490 10314 1824 8,.1 9,6 1,5
                                                            Итого общий выпуск за год 105152 107268 2116 100,00 100,00 -
                                                             
                                                             

                                                            Таблица 4.1– Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости колбасной  продукции за 2006-2007 г.г.

                                                             
                                                             
                                                             
                                                            Виды продукции
                                                             
                                                            Кол-во колбасы, ед.
                                                            Себестоимость единицы продукции, руб.  
                                                            Полная  себестоимость продукции, руб.
                                                                       2006г. 2007г. 2006г. 2007г. 2006г. 2007г. Отклонение
                                                            ед. уд. вес, % ед. уд. вес, %
                                                            1 2 3 4 5 6 7 8=2x6 9=4x7 10=9-8
                                                            1.Мадера с /к 38847 36,9 37647 35,1 134,41 147,15 5221425,27 5539756,05 318330,78
                                                            2.Брауншвейгская с/к 30385 28,9 28900 26,9 157,42 150,94 4783206,7 4362166,0 -421040,7
                                                            3.Салями Московская с/к 13753 13,1 15311 14,3 98,49 126,36 1354532,97 1934697,96 580164,99
                                                            4.Сергиевская с/к 13677 13,0 15096 14,1 102,21 120,80 1397926,17 1823596,8 425670,63
                                                            5. Престиж, с/к 8490 8,1 10314 9,6 156,91 153,25 1332250,8 1580620,5 248369,7
                                                            Итого: 105152 100,00 107268 100,00 - - 14089341,91 15240837,31 1151495,4
                                                             
                                                             

                                                            Таблица 4.2.-Расчет полной себестоимости–условие 1.

                                                             
                                                            Виды  продукции
                                                             
                                                            Объем товарной продукции фактический при базисной структуре, ед. (из табл.4.3 итог гр.4*гр.3/100)
                                                             
                                                            Себестоимость единицы

                                                            продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3)

                                                             
                                                            Себестоимость

                                                            скорректированная, руб.

                                                            1 2 3 4=2x3
                                                            1.Мадера с/к 39581,89 134,41 5320201,84
                                                            2.Брауншвейгская с/к 31000,45 157,42 4880090,84
                                                            3.Салями Московская с/к 14052,11 98,49 1383992,32
                                                            4.Сергиевская с/к 13944,84 102,21 1425302,09
                                                            5. Престиж, с/к 8688,71 153,25 1331544,81
                                                            Итого: - - 14341131,9
                                                             
                                                             

                                                            Таблица 4.3.-Расчет полной себестоимости–условие2. 

                                                             
                                                            Виды  продукции
                                                             
                                                            Объем товарной продукции фактический при фактической структуре, ед. (гр.4 табл.4.3)
                                                             
                                                            Себестоимость единицы

                                                            продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3)

                                                             
                                                            Себестоимость

                                                            скорректированная, руб.

                                                            1 2 3 4
                                                            1.Мадера с/к 37647 134,41 5060133,27
                                                            2.Брауншвейгская с/к 28900 157,42 4549438,00
                                                            3.Салями Московская с/к 15311 98,49 1507980,39
                                                            4.Сергиевская с/к 15096 102,21 1542962,16
                                                            5. Престиж, с/к 10314 156,91 1618369,74
                                                            Итого: - - 14278883,56
                                                             
                                                             

                                                            Таблица 4.4- Таблица 4.3 -Схема проведения аналитических  расчетов ЗАО МПК ”Мясной ряд” для нахождения влияния основных факторов на полную себестоимость колбасной продукции за 2006-2007 г.г.

                                                            Показатели Сумма, 
                                                             

                                                            руб.

                                                            Факторы изменения затрат
                                                            объем выпуска продукции структура выпуска  продукции себестоимость единицы продукции
                                                            Себестоимость базисного периода 14089341,91 ВП0 Дi0 Сi0
                                                            Себестоимость скорректированная: при фактическом  объеме товарной продукции, базисной структуре  и базисной себестоимости единицы  продукции 14341131,9  
                                                            ВП1 
                                                             
                                                            Дi0 
                                                             
                                                            Сi0 
                                                             
                                                            Себестоимость скорректированная: при фактическом  объеме, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции
                                                            14278883,56 ВП1 Дi1 Сi0
                                                            Себестоимость фактическая 15240837,31 ВП1 Дi1 Сi1

    Информация о работе Себестоимость продукции