Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:51, курсовая работа
Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме
собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической,
философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал
накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд
направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука также всегда
уделяла особое внимание этой проблеме. И, тем не менее, эта проблема
остается дискуссионной и недостаточно разработанной.
Введение.
I.Собственность как экономическая категория.
II.Основные виды собственности.
III.Госсобственность в переходный период
IV.Особенности акционерной собственности
III. Экономические интересы хозяйствующих субъектов.
Заключение.
Список использованной литературы.
утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам
собственности,
как предшествующих эпох, так и
ныне существующих.
Основные виды
собственности.
1. Индивидуальная собственность. Эта форма концентрирует в одном
субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом
и имуществом. В современной экономике сюда могут быть причислены те, кого
принято называть некорпорированными собственниками. К этой форме могут быть
отнесены: крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные
торговцы (включая "челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те,
в ком сосредоточены труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.
2. Частная
собственность. Частная
индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в
одном физическом лице или юридическом лице. Но частная собственность, как
особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия)
здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся
одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних
определяется экономической властью, а положение первых — экономической
зависимостью. В промежуточном положении находится управляющий (менеджер),
поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций
по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий
производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность
следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую).
3. Кооперативная собственность. В основе этой формы лежит объединение
индивидуальных собственников. Но это не арифметическая сумма индивидуальных
собственников, а их функционирующее единство. Каждый в кооперативе
участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и
распределении дохода. Кооперативная собственность может быть долевой, где
определены доли каждого участника в имуществе кооператива, или бездолевой,
т. е. без выделения и персонификации долей имущества каждого участника.
В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы
управления. В крупных кооперативах создаются специальные органы управления
и выделяются специальные люди для управления делами кооператива. В этом
случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку
участники кооператива делегируют особым органам и модулям одно из важнейших
прав собственности — управление и даже частично функции распоряжения.
Поэтому необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами
распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку
происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По
содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия,
получившие названия "рабочей собственности", которая образуется в
результате выкупа
работниками предприятий у
4. Государственная собственность. От предыдущих форм она отличается
тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных
лиц и их объединений, а у государственного института публичной,
политической и экономической власти. Государство является верховным
распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством
назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность
собственности
государственных предприятий
не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках
экономического процесса, и в том смысле она унитарна.
Собственность на основные факторы (средства) производства получает
здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом
предприятий выступают
федеральные государственные
Развитие
процессов обобществления в
нарастанию процесса анонимности собственности и в специальных органах
разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики.
Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно
необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В
области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают
практическую значимость и институциональный механизм реализации
экологических, социальных и иных программ.
Государственная собственность реализуется еще в одном направлении.
Обладая экономической (и политической) властью, она директивно присваивает
часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы,
пошлины и т.
д.) и перераспределяет их.
Госсобственность
в переходный период
Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на
федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:
результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы
многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность,
состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие
общепризнанные человеческие ценности;
федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных
на всей территории страны и за ее пределами;
объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и
правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального
хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных
направлениях;
реализация права государства на объекты собственности достигается через
функционирование системы управления государственной собственностью,
представляющей
собой трехуровневую
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и
функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации,
ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не
означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть
такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на
элементы.
Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам,
работающим в интересах всего государства. Очевидно, что энергетика,
транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли
должны оставаться
в сфере государственной
отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
В
рекомендациях различных
должна составлять 50-30% основных производственных фондов.
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать
значительные позиции в народном хозяйстве, и этот сектор требует адекватной
ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть
разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства,
вторая - на полном коммерческом расчете.
Важная
проблема в развитии
монополизма, характерного для административно-командной системы. С
превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще
более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные
стороны новых государственных границ.
Понятно, что демонополизация производства, основанного на
государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти
преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения
предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых
предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша
страна в настоящее время не располагает.
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет
диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу
использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска
дефицитных товаров.
В
преодолении монополизма может
играть положительную роль
опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В
частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической
свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние
фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950
г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение
антимонопольных
законов предусмотрена
100 тыс.долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд
может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы,
пострадавшей от монополизма.
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую
степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка
предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист
ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть
не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%,
4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании
установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
Тем
не менее, одной из главных
теоретических и
явилось разгосударствление, определение и использование наиболее