Собственность в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание

Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме

собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической,

философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал

накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд

направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука также всегда

уделяла особое внимание этой проблеме. И, тем не менее, эта проблема

остается дискуссионной и недостаточно разработанной.

Содержание

Введение.


I.Собственность как экономическая категория.
II.Основные виды собственности.
III.Госсобственность в переходный период
IV.Особенности акционерной собственности
III. Экономические интересы хозяйствующих субъектов.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

венера2.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные  типам

собственности, как предшествующих эпох, так и  ныне существующих. 

Основные виды собственности. 

    1.  Индивидуальная  собственность.  Эта  форма  концентрирует   в  одном

субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение  доходом

и имуществом. В  современной экономике сюда могут  быть  причислены  те,  кого

принято называть некорпорированными собственниками. К  этой форме могут  быть

отнесены:  крестьяне,  ведущие  свое   обособленное   хозяйство;   отдельные

торговцы (включая "челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все  те,

в ком сосредоточены  труд, управление, распоряжение доходом  и имуществом.

    2. Частная  собственность. Частная собственность  близка по содержанию  с

индивидуальной  в том смысле,  что  основные  правомочия  сконцентрированы  в

одном физическом лице или юридическом лице. Но  частная  собственность,  как

особая форма, отличается от индивидуальной тем,  что  признаки  (правомочия)

здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных  субъектах.  Трудятся

одни, а распоряжаются  доходом  и  имуществом  другие.  Положение  последних

определяется  экономической  властью,  а  положение  первых  —  экономической

зависимостью. В  промежуточном положении  находится  управляющий  (менеджер),

поскольку, как  отмечалось выше, управляющие участвуют  в  выполнении  функций

по  распоряжению.  Если   частное   лицо,   будучи   собственником   условий

производства, не применяет труд наемных работников, то  такую  собственность

следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую).

    3. Кооперативная  собственность. В основе этой  формы  лежит  объединение

индивидуальных  собственников. Но это не арифметическая сумма  индивидуальных

собственников,  а  их  функционирующее  единство.   Каждый   в   кооперативе

участвует своим  трудом и имуществом,  имеет  равные  права  в  управлении  и

распределении дохода. Кооперативная собственность  может  быть  долевой,  где

определены доли каждого участника в имуществе  кооператива,  или  бездолевой,

т. е. без выделения  и персонификации долей имущества  каждого участника.

    В   небольших  по  размерам  кооперативах  не  создаются  особые  органы

управления. В  крупных кооперативах создаются  специальные  органы  управления

и выделяются специальные люди для  управления  делами  кооператива.  В  этом

случае количественный рост  порождает  качественные  особенности,  поскольку

участники кооператива  делегируют особым органам и модулям  одно из  важнейших

прав собственности  —  управление  и  даже  частично  функции  распоряжения.

Поэтому необходимо заметить, что противоречия между  функциями  и  субъектами

распоряжения  и  управления  возможны  в  кооперативной   форме,   поскольку

происходит делегирование  функции управления особым органом и участником.  По

содержанию  к  кооперативной   собственности   очень   близки   предприятия,

получившие  названия   "рабочей   собственности",   которая   образуется   в

результате выкупа работниками предприятий у частных  собственников.

    4. Государственная собственность. От  предыдущих  форм  она  отличается

тем, что абсолютные права собственности находятся  не  у  отдельных  частных

лиц  и  их  объединений,   а   у   государственного   института   публичной,

политической  и  экономической  власти.   Государство   является   верховным

распорядителем  имущества (условиями производства).  Управляют  производством

назначенные    государством    руководители     (менеджеры).     Особенность

собственности государственных предприятий состоит  в том,  что  их  имущество

не  делится  на  доли  и  не  персонифицируется   в   отдельных   участниках

экономического  процесса, и в том смысле она  унитарна.

    Собственность  на  основные  факторы  (средства)  производства  получает

здесь высшую форму  анонимности, поскольку субъектом распоряжения  имуществом

предприятий выступают  федеральные государственные органы.

    Развитие  процессов обобществления в индустриальном  производстве ведет к

нарастанию  процесса  анонимности  собственности  и  в  специальных  органах

разного уровня. Параллельно происходит нарастающая  социализация  экономики.

Поэтому  некоторые  черты  государственной  собственности   как   объективно

необходимой формы  обретают свою актуальность в уже  обозримой перспективе.  В

области  экологии  и  иных национально значимых  сферах  они   приобретают

практическую   значимость   и    институциональный    механизм    реализации

экологических, социальных и иных программ.

    Государственная  собственность  реализуется   еще  в  одном  направлении.

Обладая экономической (и политической) властью, она  директивно  присваивает

часть доходов  субъектов  экономического  процесса  (через  налоги,  акцизы,

пошлины и т. д.) и перераспределяет их. 

    Госсобственность  в переходный период 

    Особенность  отношений между субъектами  и  объектами  собственности  на

федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

результаты процесса управления федеральной собственностью влияют  на  судьбы

многих  людей,  определяя  уровень  их   жизни,   социальную   защищенность,

состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие  другие

общепризнанные  человеческие ценности;

федеральная собственность  охватывает огромное число объектов,  расположенных

на всей территории страны и за ее пределами;

объекты  федеральной  собственности  отличаются  большим  организационным  и

правовым многообразием, охватывают  широкий  спектр  отраслей  национального

хозяйства  и  предназначены  для   использования   в   самых   разнообразных

направлениях;

реализация права  государства  на  объекты  собственности  достигается  через

функционирование   системы   управления   государственной    собственностью,

представляющей  собой трехуровневую иерархическую  структуру.

    Государственная  собственность, вероятно,  сохранит  свою  значимость  и

функцию  опорного  звена  всей  хозяйственной  цепи.  Процесс  приватизации,

ведущий к расширению  индивидуальной  и  групповой  форм  собственности,  не

означает, что  государственная собственность  будет полностью  свернута.  Есть

такие  отрасли  народного  хозяйства,  которые  нецелесообразно  дробить  на

элементы.

    Это  относится прежде  всего  к   крупным,  наиболее  важным  комплексам,

работающим  в  интересах  всего  государства.  Очевидно,   что   энергетика,

транспорт, производство  оборонной  продукции  и  некоторые  другие  отрасли

должны оставаться в сфере государственной собственности.  Сюда  должны  быть

отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

    В  рекомендациях различных авторов,  доля  государственной  собственности

должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

    Еще   долгое   время   государственному   сектору   будут   принадлежать

значительные  позиции в народном хозяйстве, и  этот сектор требует  адекватной

ему  системы  управления.  По-видимому,  все   госпредприятия   могут   быть

разделены на две  категории:  одна  -  под  прямым  управлением  государства,

вторая - на полном коммерческом расчете.

    Важная  проблема в развитии государственной  собственности -  преодоление

монополизма,   характерного   для   административно-командной   системы.   С

превращением  бывших  республик  в  независимые  государства  монополизм  еще

более усугубился, так как многие  предприятия-дублеры  оказались  по  разные

стороны новых  государственных границ.

    Понятно,   что    демонополизация    производства,    основанного    на

государственной собственности, -  это  долгий  и  сложный  процесс.  Отчасти

преодоление   монополизма   может   осуществляться    путем    разукрупнения

предприятий, механического  раздела их на части. Для строительства же  новых

предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много  средств,  которыми  наша

страна в настоящее  время не располагает.

    Можно   предположить,  что  преодоление   монополизма  пойдет   за   счет

диверсификации  производства на действующих предприятиях,  которым  под  силу

использовать  свободные мощности  (или  расширять  действующие)  для  выпуска

дефицитных товаров.

    В  преодолении монополизма может  играть положительную роль использование

опыта стран  Запада. Во многих из них  действуют  антимонопольные  законы.  В

частности, в  США в 1890 г. был принят закон Шермана  ("хартия  экономической

свободы"), в 1914г. - закон  Клейтона,  запрещавший  горизонтальное  слияние

фирм, если оно  могло уничтожить конкуренцию.  Закон  Целлера-Кефовера  (1950

г.) распространил  это  запрещение  на  вертикальные  слияния.  За  нарушение

антимонопольных законов предусмотрена уголовная  ответственность  (штраф  до

100 тыс.долл. с  должностного лица и  тюремное  заключение  до  3  лет).  Суд

может  заставить  компенсировать  убытки  в  тройном  размере   для   фирмы,

пострадавшей  от монополизма.

    В  ряде стран  Запада  действуют   административные  запреты  на  высокую

степень  монополизма.  В  США  при  монополизации  одной  фирмой  90%  рынка

предусмотрен  принудительный раздел этой фирмы, при  60%  и  выше  монополист

ставится под  контроль государства. В ФРГ один предприниматель может  владеть

не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем  50%,

4-5 - не  более  70%.  Верхняя  планка  для  одной  фирмы  в  Великобритании

установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.

    Тем  не менее, одной из главных   теоретических  и  практических  проблем

явилось   разгосударствление,   определение   и    использование    наиболее

Информация о работе Собственность в экономике