Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 02:53, реферат
Цель любого предприятия редко бывает единственной и почти никогда не сводится только к получению прибыли.
При формировании целей, предприятие может ориентироваться на один из следующих приоритетов:
o Получение приемлемых финансовых результатов
Введение
1.Сущность финансовых целей предприятия
2. Стратегические цели предприятия
3. Соотношение стратегических и финансовых целей предприятия
Заключение
Перечень использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
Реферат
по дисциплине: «Стратегия предприятия»
на тему:
«Соотношение финансовых и стратегических целей предприятия»
Выполнила:
студентка IV курса
группы 0504А
Воробьёва Олеся
Рецензент:
Дорофеева А.А.
Донецк 2010
Содержание
Введение
1.Сущность финансовых целей предприятия
2. Стратегические цели предприятия
3. Соотношение стратегических и финансовых целей предприятия
Заключение
Перечень использованных источников
Введение
Цель любого предприятия редко бывает единственной и почти никогда не сводится только к получению прибыли.
При формировании целей, предприятие может ориентироваться на один из следующих приоритетов:
o Получение приемлемых финансовых результатов
o Поддержание и улучшения долгосрочной рыночной позиции и конкурентоспособности организации.
Реализация поставленных приоритетов осуществляется посредством постановки финансовых и стратегических целей, ликвидация противоречий между которыми является основной задачей для предприятия.
Эти противоречия происходят в силу того, что стратегические цели ориентированы на долгосрочную перспективу, а финансовые нет. Следовательно, реализация только финансовых целей, в конечном счете, может привести к противоречию с непосредственной миссией предприятия.
1.Сущность финансовых целей предприятия
Цели предприятия традиционно трактуются как желаемые результаты функционирования предприятия в будущем. Финансовые цели отражают желаемые финансовые результаты и параметры финансового состояния предприятия.
Сторонники классической экономической теории в качестве основной финансовой цели предприятия, функционирующего в условиях рынка, называют прибыль (Profit Maximization Theory). При этом необходимо уточнить, что под прибылью в данном случае понимается не бухгалтерская оценка финансовых результатов, а разница между доходами и величиной явных бухгалтерских и неявных издержек, связанных с использованием ресурсов. По мере развития экономической науки прибыль стали рассматривать не только в краткосрочном, но и долгосрочном аспекте, понимая, что ряд управленческих решений, направленных на увеличение финансовых результатов в будущем, может привести к уменьшению прибыли в ближайшем краткосрочном периоде. Однако использование долгосрочной экономической прибыли в качестве цели функционирования предприятия значительно усложняет промежуточную оценку степени приближения к данной цели.
В настоящее время большинство ученых-финансистов основной финансовой целью функционирования предприятия как экономического субъекта считают увеличение благосостояния собственника. Данную точку зрения разделяют и некоторые отечественные ученые, решающие проблемы управления и планирования деятельности предприятия. Хотя в литературе обнаруживаются различные подходы к количественному определению благосостояния собственников, можно с уверенностью утверждать, что все они связывают данное благосостояние не с краткосрочной прибылью, а со стоимостью собственного капитала (Wealth Maximization Theory). Это объясняется тем, что доход собственника включает как текущую часть, связанную с получением учредительного дохода, так и капитализированную часть, увеличивающуюся при увеличении рыночной стоимости собственного капитала.
Финансовыми целями компании также могут выступать: выживание фирмы в конкурентной среде, достижение лидерства, избежание банкротства, достижение устойчивых темпов роста, минимизация расходов фирмы, обеспечение рентабельности, обеспечение ликвидности, сохранение устойчивого финансового состояния компании, максимизация прибыли компании.
Для того чтобы цель была конкретна, она должна быть представлена определенным набором показателей, предпочтительно имеющих количественную оценку и привязку ко времени.
Плановый показатель – это обобщенная количественная оценка будущего состояния объекта планирования и процессов, протекающих на данном объекте. Каждый показатель имеет качественную и количественную стороны.
Для финансового анализа можно использовать следующие группы показателей:
o Показатели прибылей и убытков (финансовые результаты).
o Показатели активов и пассивов.
o Показатели эффективности деятельности предприятия, характеризующие рентабельность его деятельности и доходность вложений.
o Показатели устойчивости, характеризующие степень независимости предприятия от внешних источников финансирования, изменения процентных ставок, показатели платежеспособности, отвечающие на вопрос о том, способно ли предприятие расплатиться с текущими долгами, не наступит ли его банкротство в ближайшее время.
2. Стратегические цели предприятия
Стратегические цели определяют намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:
o Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.
o Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.
o Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.
o Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.
o Финансы. Общая цель - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
o Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.
o Менеджмент. Ключевая цель в этой области - определение критических сфер управленческого воздействия.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
3. Соотношение стратегических и финансовых целей предприятия
На современном этапе, при формировании целей предприятия основной задачей является ликвидация противоречий между стратегическими и финансовыми целями.
Стратегические цели могут быть как количественными, так и качественными. Более того, в современном стратегическом управлении финансовые цели не обязательно могут быть основными.
Цели устанавливаются для каждого ключевого результата, который важен для достижения конечного успеха. Существует два типа ключевых результатов:
имеющие отношение к финансовой деятельности;
имеющие отношение к стратегической деятельности.
Достижение приемлемых финансовых результатов – это насущная необходимость, в противном случае организация не выживает в условиях риска.
Однако, в тоже время концентрация только на краткосрочных финансовых показателях может привести к дисбалансу в развитии предприятия в долгосрочной перспективе.
Важно оценивать потенциальную реакцию ключевых заинтересованных сторон в отношении основных стратегических инициатив предприятия. Интересы и реакции заинтересованных сторон должны быть оценены по таким критериям:
финансовые риски для акционеров;
уровень занятости для сотрудников;
возможности или влияние менеджмента;
более широкие интересы общества, например, загрязнение окружающей среды;
ответ, реакция правительства на стратегические инициативы.
Естественно, это приведет к определению больше стратегических, а не финансовых целей.
Достижение приемлемых стратегических результатов важно для поддержания и улучшения долгосрочной рыночной позиции и конкурентоспособности организации.
И финансовые, и стратегические цели обладают наивысшим приоритетом.
Однако иногда под давлением необходимости краткосрочного улучшения финансовых показателей организации предпочитают отложить реализацию стратегических действий, которые обещают долгосрочное укрепление бизнеса и его конкурентоспособности.
Более наглядно различие между стратегическими и финансовыми целями представлено в таблице 1.
Таблица 1
Стратегические и финансовые цели предприятия
Финансовые цели | Стратегические цели |
1. Ускорение роста выручки. 2. Ускорение роста прибыли. 3. Увеличение дивидендов. 4. Увеличение маржи. 5. Рост рентабельности инвестиций. 6. Усиление рейтинга облигаций и кредитного рейтинга. 7. Увеличение потока денежных средств. 8. Рост стоимости акций. 9. Распознание компании как “Голубой фишки”. 10. Более диверсифицированная база поступлений выручки. 11. Стабильная прибыль в период спада. | 1. Увеличение доли рынка. 2. Более высокий, безопасный рейтинг в отрасли. 3. Повышение качества продукции. 4. Более низкие затраты по сравнению с конкурентами. 5. Более широкий или более привлекательный спектр выпускаемой продукции. 6. Улучшение репутации у потребителей. 7. Лучшее обслуживание клиентов, потребителей. 8. Распознание компании как лидера в технологии или инновациях продуктов. 9. Увеличение возможности конкурировать на международных рынках. 10. Расширение возможностей для роста. 11. Увеличение заработной платы и прочих благ для сотрудников. |
Выбор краткосрочных финансовых целей за счет отказа от некоторых стратегических действий целесообразен в случаях:
1) организация находится в сложном финансовом положении;
2) изъятие ресурсов, необходимых для стратегических действий, будет ухудшать показатели организации в течение нескольких лет;
3) предлагаемые стратегические действия являются рискованными и могут оказать непредсказуемые воздействия на рыночную позицию и конкурентоспособность. Стратегические цели должны быть сконцентрированы на конкурентах. Обычно они направлены на свержение того конкурента, который считается лучшим в отрасли по какой-то конкретной категории.
Формирование целей представляет собой декомпозицию миссии - генеральной цели организации.
Эта декомпозиция предполагает построение дерева целей, которое может осуществляться двумя взаимодополняющими подходами:
1.Сведение дерева стратегических целей организации к системе целей по созданию и реализации продуктов на разных рынках.
2.Дополнение системы целей по продукту (рынку) целями, которые характеризуют важнейшие аспекты деятельности организации (развитие персонала, организационная структура, финансовая и т.д.).
Для поставки целей соответствующих уровней и адекватного распределения ключевых ресурсов, рекомендуется система приоритетов. В результате синтеза принятой системы приоритетов с установленными целями получается система стратегических целевых приоритетов организации. Эту систему можно считать первичным (упрощенным) форматом общей стратегии организации.
Заключение
На современном этапе, при формировании целей предприятия основной задачей является ликвидация противоречий между стратегическими и финансовыми целями.
Стратегические цели могут быть как количественными, так и качественными. Более того, в современном стратегическом управлении финансовые цели не обязательно могут быть основными.
При выборе приоритетов важно оценивать потенциальную реакцию ключевых заинтересованных сторон в отношении основных стратегических инициатив предприятия.
Ориентир на финансовые либо стратегические цели, как правило, выбирается в зависимости от конкретных рыночных условий, длительности срока планирования и непосредственной миссии организации.
Перечень использованных источников
1. Ансофф И. Стратегическое управление.-М.:Экономика, 1989.-506с.
2. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии.- М.:Центр экономики и маркетинга, 1996.-287с.
Информация о работе Соотношение финансовых и стратегических целей предприятия