Состав издержек обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:59, реферат

Описание

Издержки обращения - это затраты торговых предприятий по доведению товаров от производителя к потребителю. Они включают расходы по завозу, хранению и реализации товаров. Издержки обращения могут выражаться в абсолютной сумме (ИО) и в процентах к товарообороту. Последний показатель принято называть уровнем издержек обращения (УИО).

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

Большое влияние  на уровень издержек обращения оказывают  размеры торговых организаций и  предприятий. Так, более крупные  по объему оборота кооперативы, как  правило, имеют более низкий уровень расходов за счет мало связанных с объемом товарооборота статей издержек обращения, а также благодаря использованию возможностей для интенсивного ведения торговой деятельности, рационального использования транспортных средств, материально-технической базы торговли.

Деление издержек обращения  на постоянные и переменные является условным. Практически нет пропорциональной зависимости между изменением объема товарооборота и суммой так называемых условнопеременных расходов, не всегда остается неизменной и сумма постоянных расходов при росте объема товарооборота.

На объем и  уровень издержек обращения влияет структура товарооборота. Ассортимент  реализуемых товаров влияет на многие статьи издержек обращения (транспортные расходы, убыль товаров, расходы по таре и др.). Так, например, тарифы установлены за 1т перевозимых грузов, а стоимость 1т соли, сахара, тканей, обуви неодинакова. Отсюда уровень транспортных расходов по соли будет выше, чем по сахару, а по сахару выше, чем по тканям, и т.п. Различна скорость обращения отдельных групп товаров. Убыль имеет место главным образом по продовольственным товарам. Поэтому различается издержкоемкость отдельных групп товаров, а изменение структуры розничного товарооборота тем самым оказывает влияние на общей уровень издержек обращения.

На уровень издержек обращения оптовых баз решающее влияние оказывает состав их оборота  по формам реализации товаров (оптово-складской, транзитный, мелкооптовый оборот). Так, увеличение доли менее издержкоемкого транзитного оборота влечет за собой снижение уровня издержек обращения, оптовой базы, и наоборот. Издержкоемкость оборота базы по формам реализации товаров в определенной мере находит отражение в размере торговых скидок.

Повышение эффективности  и производительности труда в торговле на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, механизации трудоемких работ, рациональной организации труда и управления способствует росту товарооборота и средней заработной платы одного работника. Если темп роста товарооборота в расчете на одного работника опережает темп изменения средней заработной платы, то достигается снижение уровня расходов на оплату труда.

Повышение производительности труда, увеличение объема товарооборота  способствуют снижению и других статей издержек обращения.

Одним из факторов, влияющих на издержки обращения, является скорость обращения товаров. Ускорение  оборачиваемости средств, вложенных  в товарные запасы, является фактором относительного снижения товарных запасов, а соответственно и расходов на их содержание (проценты за кредит, хранение товаров и т.п.), и наоборот.

Рационализация  товародвижения является важным фактором снижения уровня издержек обращения. Сокращение звенности движения товаров, расширение централизованной доставки товаров  непосредственно в розничную сеть обусловливают снижение транспортных расходов, товарных потерь, затрат на погрузочно-разгрузочные операции и других расходов.

Величина расходов зависит также от стоимости услуг  дргих отраслей народного хозяйства. Торговые организации пользуются услугами транспортных, коммунальных, ремонтных и многих других предприятий. Поэтому от независящих от торговли факторам, влияющим на уровень издержек обращения, относится изменение тарифов и ставок за предоставляемые услуги. Без учета индекса этих тарифов можно нельзя сделать экономически обоснованные выводы о действительной динамике издержек обращения по статьям, дать правильную оценку происходившим изменениям в составе расходов. Так, повышение тарифов на перевозку грузов, оптовых цен на уголь и строительные материалы, безусловно, оказывает влияние на уровень соответствующих статей издержек обращения. Отсюда следует, что сумма издержек обращения по статьям, связанным с оплатой услуг и материальным потреблением, зависит от двух условий:

а) от количественного выражения этих услуг (объема перевозимых товаров, площади арендуемых помещений и т.п.);

б) от уровня тарифов  на предоставляемые услуги и цен  на материалы.

Определенное влияние  на уровень издержек обращения оказывает  изменение розничных цен. Такие  статьи, транспортные расходы, расходы по таре и т.п., зависят от физического объема реализуемых товаров. Поэтому, например, при снижении розничных цен и неизменной сумме товарооборота увеличивается физический объем продаваемых предметов народного потребления, а следовательно сумма и уровень соответствующих статей издержек обращения. Повышение розничных цен приводит к тому, что издержкоемкость товарооборота снижается. Этот вывод относится и к тем расходам, сумма которых не находится в непосредственной зависимости от изменения суммы товарооборота (условно-постоянные), а также к расходам на перевозку, подработку и фасовку товаров, на тару.

Снижение или  повышение розничных цен (при  неизменной физической массе товаров) влечет за собой соответствующие  изменения суммы розничного товарооборота, а значит, и уровня издержек обращения, рассчитываемого по отношению к этому обороту.

На величину расходов влияет состояние используемых основных фондов, т.к. чем выше степень их износа, тем больше расходов несет торговое предприятие на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе их хранения.

Затраты зависят и от обеспеченности собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных финансовых средств пользуется торговое предприятие в процессе осуществления товарооборота, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.

 

3.2 Факторы, не зависящие от  деятельности торгового предприятия

 

Один  из не зависящих факторов, влияющего на уровень издержек обращения - это темпы инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма издержек обращения по оплате труда персонала; обслуживанию заемных финансовых средств; оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий; отчислениям на социальные мероприятия.

Уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка, так же является фактором, влияющим на объем и уровень издержек обращения. В условиях «рынка продавца» уровень  издержкоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на организацию торгового обслуживания покупателей и т.п.

Рост  расходов на продажу так же зависит от изменения уровня арендных ставок. В настоящее время преимущественная часть торговых предприятий арендует помещения. Поэтому периодический рост арендных ставок вызывает повышение суммы издержек обращения.

Еще одним  фактом является изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения. Значительная часть налоговых платежей торгового предприятия осуществляется за счет его издержек обращения. Поэтому изменение видов этих платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне издержек обращения торгового предприятия.

Учет  этих факторов позволяет более эффективно управлять издержками обращения  торгового предприятия. Но на уровень  издержек обращения влияют и многие другие факторы: состояние материально-технической базы торговли, организационные формы управления, внедрения прогрессивных методов торгового обслуживания, уровень хозяйствования. Все они учитываются при анализе и планировании издержек обращения.

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Методы  планирования товарооборота 
План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торговых организаций, поскольку он оказывает значительное влияние на конечные финансово-экономические показатели их деятельности. 
 
Основная цель планирования розничного товарооборота заключается в определении резервов его роста на основе эффективного использования ресурсов, повышения культуры и качества торгового обслуживания и обеспечения получения необходимой прибыли. 
 
Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются следующие: 
 
- увеличение темпов роста объема реализации товаров в расчете на одного человека; 
 
- оптимизация структуры розничного товарооборота; 
 
- выявление дополнительных резервов товарных ресурсов; 
 
- обеспечение получения необходимой прибыли. 
 
Для обоснования планируемого объема товарооборота предварительно проводят глубокий и всесторонний анализ характеризующих его показателей. 
 
Аналитические материалы используются при разработке плана на предстоящий период. Подготовка плана розничного товарооборота предусматривает проведение следующих расчетов: объема розничного товарооборота, его структуры; величины товарных запасов я поступления товаров. 
 
Выбор метода, используемого при планировании показателей розничного товарооборота, зависит от периода планирования, наличия необходимой информации, подготовки и квалификации кадрового состава, наличия компьютерной техники и др. 
 
Использование многовариантных подходов при планировании розничного товарооборота повышает уровень обоснованности планов и способствует росту эффективности деятельности торговых организаций [28, с. 216]. 
 
Планирование общего объема розничного товарооборота обычно начинается с определения его ожидаемой величины, так как план разрабатывается за несколько месяцев до наступления планируемого периода и к этому моменту отсутствуют фактические показатели за текущий год. 
 
Под ожидаемым товарооборотом следует понимать наиболее вероятную его величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года. 
 
Величина ожидаемого товарооборота определяется по формуле. 
 
                          РТОож=РТОфакт (9 мес)+РТОож (IV кв)                                 (3.1) 
 
где РТООЖ - ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, р.;  
 
РТОфакт(9мес) - фактический объем розничного товарооборота за 9 месяцев отчетного года, р.;  
 
РТООЖ(IVкв) - ожидаемый объем розничного товарооборота за IV квартал отчетного года, р. 
 
При этом учитываются данные анализа выполнения плана за истекший период, перспективы развития торговли в предстоящие месяцы. 
 
Кроме того, при планировании товарооборота следует учесть изменение в материально-технической базе торговой организации (открытие или закрытие магазинов) и внести необходимые коррективы [10, с. 49]. 
 
При планировании общего объема розничного товарооборота торговой организации могут быть использованы следующие методы: 
 
- опытно-статистический; 
 
- экономико-статистический; 
 
- экономико-математического моделирования и др. 
 
Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем розничного товарооборота исходя из сопоставимого товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году: 
 
                                    РТОп.г.=(РТОсоп * Т%) : 100                             (3.2) 
 
где РТОП.Г - объем товарооборота на планируемый год, р.;  
 
РТОСОП - сопоставимый товарооборот отчетного года, р.;  
 
Т- среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %. 
 
Экономико-статистический метод основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Сглаживание производится с помощью скользящей средней. Полученный выровненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота по следующей формуле: 
 
                                                                                                (3.3) 
 
где   - среднегодовое изменение прироста объема розничного товарооборота, %;  
 
 — последний показатель в ряду выравненных средних, %;  
 
- первый показатель в ряду выравненных средних, %;  
 
n - количество показателей выравненного ряда средних. 
 
Значение прироста товарооборота (Кпр) на планируемый год определяется продолжением выравненного ряда средних на два шага вперед по формуле: 
 
                                           Кпр=                                              (3.4) 
 
При планировании объема розничного товарооборота могут использоваться различные экономико-математические модели. 
 
Для выявления основной тенденции развития товарооборота можно использовать метод аналитического выравнивания (трендовый метод) [28, с. 219]. 
 
Следует также отметить, что процесс планирования розничного товарооборота разделяется на несколько этапов. 
 
На первом этапе определяется совокупность исходных данных, необходимых для расчета планов продажи и поставки товаров по всем группам. Такими данными являются: численность обслуживаемого населения, фактический товарооборот за прошлый месяц и соответствующий месяц прошлого года; план товарооборота прошлого месяца; товарные запасы на начало месяца; норматив товарных запасов в сумме и днях и др. 
 
На втором этапе осуществляется формирование плана товарооборота, реализации и поступления товаров по магазинам в соответствии с удельным весом в общем товарообороте торговой организации. 
 
Обоснованность плана проверяется на основе расчета темпов роста плана товарооборота планируемого месяца к плану товарооборота предыдущего месяца, к соответствующему периоду прошлого года в действующих ценах, к базовому месяцу. 
 
Распределение товарооборота по магазинам осуществляется на основе программы на ЭВМ. При этом план, определенный на ЭВМ, может корректироваться с учет реальных условий деятельности торговых организаций. 
 
На третьем этапе разрабатывается план продажу отдельных (53) товарных групп по магазинам. Первоначально по каждому магазину (по 53 группам) определяется структура реализуемых товаров согласно ассортиментным перечням. Планирование продажи товаров по магазинам осуществляется по удельному весу планируемой реализации в общем товарообороте по магазинам, торгующим данным товаром. Затем с учетом остатков и планов реализации определяется поступление товаров по учитываемым 53 группам (в натуральном выражении) по всем магазинам с использованием балансовой увязки показателей розничного товарооборота. 
 
В течение месяца на каждую отчетную дату можно определить результат работы магазинов, что позволит оперативно управлять товарной массой. 
 
По окончании месяца делается детальный анализ по форме № 3-торг (краткая): изучается структура товарооборота, состояние товарных запасов, товарооборачиваемость, продажа на одного человека; рассчитываются потери товарооборота, доходов; определяются направления увеличения объема продаж; вносятся коррективы (при необходимости) в ранее разработанные планы поступления товаров [28, с. 236]. 
3.2 Планирование товарооборота ОАО «Текстильторг». 
На наш взгляд размеры и динамика товарооборота и прибыли от продаж - важнейшие показатели, определяющие дальнейшее развитие организации: от них зависят уровень рентабельности продаж и активов, оборачиваемость активов, движение денежных средств, инвестиционная привлекательность организации. 
 
Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики анализа продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой организации. 
 
 В ОАО «Текстильторг», как показал анализ документального оформления продажи товаров, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности в данной организации. 
 
Проведенный на основе данных учета анализ динамики развития товарооборота ОАО «Текстильторг» за 2007-2008 гг. позволяет сделать следующие выводы: 
 
- товарооборот организации в динамике увеличивается, темпы роста его высокие; 
 
- прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.; 
 
- предприятие в 2008 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков. 
 
Сегодня в ОАО «Текстильторг» представлен широкий ассортимент  непродовольственных товаров. 
 
В то же время, как показал проведенный анализ розничного товарооборота в течение 2007-2008 гг. в ОАО «Текстильторг» есть негативные моменты в деятельности, которые приводят к сокращению объемов продаж, а, следовательно, и к потере прибыли. Поэтому целесообразно продолжить маркетинговые исследования по изучению рынка товаров, сложившегося в нашей республике и разработать предложения по расширению ассортимента предлагаемых товаров и услуг, что позволит торговой организации не упустить выгодные возможности.  
 
Выходя на рынок, торговая организация должна осознавать, что ее ассортимент не может удовлетворять запросы всех покупателей. Вместе с тем, она должна стремиться к формированию такого ассортимента, который в наибольшей степени удовлетворял бы нужды и потребности существующих и потенциальных покупателей.  
 
Это осуществляется в процессе исследования рынка, что позволит универмагу создать такой ассортимент, который позволил бы расширить спрос и увеличить емкость рынка. 
 
В рамках формирования более рационального ассортимента, реализации коммуникационной политики и проведения рекламных компаний в ОАО «Текстильторг» целесообразно продолжить маркетинговые исследования по следующим направлениям: 
 
- исследование рынка потребителей товаров ОАО «Текстильторг»; 
 
- поиск новых партнеров и выгодных условий работы с ними; 
 
- поиск новых идей для расширения ассортимента и устранения существующих недостатков. 
 
В целях исследования рынка потребителей товаров, реализуемых в ОАО «Текстильторг», была изучена статистическая, аналитическая и прогнозная информация, т.е. была проанализирована вторичная информация, которая позволила оценить существующий рынок потребителей. 
 
В целом для республики характерен высокий уровень старения. Примерно каждый пятый житель Беларуси старше 60 лет. 
 
Основной группой потенциальных покупателей для ОАО «Текстильторг» является  трудоспособное несение в возрасте от 19 до 50 лет. Поэтому при формировании ассортимента торговой организации целесообразно выделить в каждой из этих групп такие подгруппы как товары для детей различных возрастных групп  - новорожденных, школьного возраста, подростков; взрослое трудоспособное население (от 16-55), пенсионеры.   
 
По уровню дохода населения рынок потребителей Республики Беларусь делится на три  основных потребительских сегмента: «малообеспеченные» (около 77%), «средний класс» (около 19%) и «потребители высшего класса» (около 4%), отличающиеся как социальными стереотипами и предпочтениями. 
 
Критерием выбора товаров при покупке потребителями из групп «малообеспеченные» служит цена, группы «средний класс» - соотношение цены и качества продукта, а группы «высший класс» - собственные представления  качественном товаре. 
 
Характерным для большинства потребителей Республики Беларусь является то, что они желают приобрести продовольственные и непродовольственные товары не в соответствии с внешним видом, высокими качествами или возможной пользой, а по принципу «чем дешевле, тем и лучше». Чтобы решить эту проблему, необходимо лучше информировать покупателей о качественных характеристиках товаров,  реализуемых в ОАО «Текстильторг».  
 
Таким образом, из вышеизложенного следует, что ОАО «Текстильторг»  не сможет увеличить объемы продаж или завоевать большую долю рынка только за счет установления более высокой цены в результате увеличения торговых надбавок на реализуемые товары. Поэтому магазину  следует уделить большое внимание формированию ассортимента и улучшению качества реализуемых товаров. 
 
Следует также отметить, что степень удовлетворения потребностей покупателей наилучшим образом характеризует объем и структура товарооборота. 
 
Торговля, как одна из отраслей, имеющих наиболее быструю оборачиваемость денежных средств, привлекает в качестве объекта вложений множество институтов. 
 
Увеличение числа систем, осуществляющих торговлю, может быть рассмотрено как положительная тенденция с точки зрения развития конкуренции на рынке. Однако это способствует и созданию неодинаковых условий функционирования на рынке различных субъектов с точки зрения как товарного снабжения, так и ценообразования. 
 
Требования, которые выставляются потребителем при покупке товаров: качество, цена, время, потраченное на приобретения, удобство, возможность рассмотреть товар (эстетичная выкладка товара), узнать его характеристики, хорошее обслуживание и т.п. 
 
Учитывая складывающуюся на рынке ситуацию, основным фактором, позволяющим оказывающим влияние на сбыт товара, является уровень доходов потребителей.  
 
Поэтому ассортимент реализуемых товаров необходимо формировать с учетом потребностей покупателей. Кроме того, наряду с товарами для населения со средним и низким уровнем дохода также должны присутствовать товары высокого качества, однако более дорогие. Это позволит привлечению разнообразного контингента потребителей. 
 
В настоящее время для привлечения покупателей устраиваются распродажи, особенно это актуально в праздники и предпраздничные дни. 
 
Постоянно проводится обучение продавцов психологическим моментам общения с покупателем. Благодаря чему, продавцы относятся доброжелательно и с уважением к каждому покупателю, внимательно выслушают их потребности и претензии, порекомендуют, какой товар лучше приобрести. 
 
Основной целью стратегии маркетинга в ОАО «Текстильторг»в отношении потребителя выступает привлечение новых покупателей за счет расширения ассортимента товара, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширения видов деятельности и ввода в действие новых торговых площадей. 
 
В рамках воздействия на рынок поставщиков основной целью предприятия будет являться повышение заинтересованности во взаимном сотрудничестве с постоянными поставщиками и привлечение к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях новых поставщиков. 
 
Обозначенные цели и направления их достижения определяют стратегию деятельности предприятия как стратегию роста и обеспечения устойчивого положения на рынке. 
 
План маркетинговых действий включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию. 
 
Товарная политика ОАО «Текстильторг» предполагает обеспечение широкого ассортимента товара. 
 
Товарная стратегия ОАО «Текстильторг» предусматривает: 
 
- увеличение ассортимента предлагаемого товара как-то разнообразие товарных позиций, а также рост товарных разновидностей в пределах одной товарной группы; 
 
- учет требований потребителя к цене и качеству; 
 
- различную комплектацию и упаковку при продаже; 
 
- постоянное улучшение обслуживания. 
 
Увеличение ассортимента товаров предполагается вести по следующим направлениям:  
 
- расширение связей с поставщиками по номенклатуре изделий;  
 
- установление постоянных связей с импортерами товаров и работа с ними по заказам;  
 
Ценовая политика по товарам народного потребления увязана с общими целями предприятия и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе ценообразования и спроса на продукцию, а также цен конкурентов. 
 
Ценовая стратегия должна базироваться на товарной политике и предполагает: 
 
- использование механизма гибких цен в зависимости от спроса на предлагаемый товар; 
 
- хорошее качество при ценах ниже, чем у конкурентов; 
 
- разработку   системы   снижения   регулируемых   законодательством   предельных торговых надбавок. 
 
Для привлечения покупателей на первоначальном этапе будет использоваться метод ценовой конкуренции. Даже при проведении мероприятий по увеличению оборачиваемости товаров это не увеличит средний уровень валового дохода, но обеспечит поток покупателей. За счет функционирования нескольких торговых точек и наличия достаточно больших складских помещений будет возможность предложить значительные партии товаров со скидкой. 
 
При определении методов ценообразования в дальнейшем в каждом конкретном случае ОАО «Текстильторг» будет руководствоваться принципом,  предусматривающим наилучшие условия проникновения торговой организации на рынок, сохранение и увеличение доли рынка в условиях конкуренции, получение прибыли, обеспечивающей безубыточность. При этом будет использоваться тактика: 
 
низкой цены в целях привлечения максимального количества покупателей и завоевания большей доли рынка; 
 
высокой цены для покупателей, имеющих достаточно высокий уровень доходов, а затем снижение ее для привлечения других покупателей. 
 
Сбытовая политика ОАО «Текстильторг» ориентирована на формирование и стимулирование спроса на товары. Сбытовая стратегия заключается в создании и регулировании потребительского спроса, рекламной деятельности в различных формах, участии в выставках и ярмарках. 
 
При использовании политики стимулирования сбыта будет расширено количество предоставляемых дополнительно услуг, предполагающие товарный кредит, продажа с авансовым платежом, премии или скидки при покупке большого количества товара, проведение консультаций покупателя. 
 
ОАО «Текстильторг» использует стимулирование сбыта главным образом для достижения сильной и оперативной реакции покупателей, для эффективного представления товара и «оживления» снижающихся продаж. Стимулирование сбыта имеет целью немедленное изменение поведения потребителей. Товар сразу же приобретает в их глазах решающее преимущество, что превращает потенциального покупателя в реального. Особую роль стимулирование сбыта играет в период внедрения на рынок нового товара. Недостатками стимулирования сбыта являются невозможность постоянного применения, высокие затраты, а также его кратковременный эффект, из-за чего оно не пригодно для формирования устойчивого предпочтения потребителей и их приверженности товарам и предприятию.  
 
В целях активизации и стимулирования продаж предприятие планирует использовать рекламу, связи с общественностью и др. Основными направлениями проводимой политике по связям с общественностью будут проводиться пресс-конференции с покупателями, благотворительность и т.д. 
 
Основными конкурентными преимуществами ОАО «Текстильторг» на рынке, которые помогут ему выделиться среди конкурентов и завоевать доверие покупателей будут: 
 
- предложение товаров высокого качества при стандартном наборе определяющих их параметров; 
 
- проведение гибкой ценовой политики; 
 
- проведение различных видов внутри- и внемагазинной рекламы; 
 
- расширение объема дополнительных услуг; 
 
- реализация большого ассортимента товарных позиций, рассчитанных на группы населения с различными денежными доходами и др. 
 
Предложения по дальнейшему развитию товарооборота  ОАО «Текстильторг» могут быть следующими: 
 
- совершенствовать товароснабжение организации и повышать эффективность использования товарных ресурсов; 
 
С этой целью коммерческой службе организация производить закупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и кооперативных предприятий,), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками. 
 
- добиться роста эффективности труда торговых работников; 
 
С этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. 
 
- улучшить пользование материально-технической базы организации; 
 
С этой целью установить оптимальный режим работы организации, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок. 
 
- экономической службе организации разрабатывать прогнозы развития товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов; 
 
Это позволит руководству организации и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития  товарооборота по периодам года и по отделам организации.  
 
- совершенствовать систему материального стимулирования труда работников организации (проведение конкурсов на лучшего продавца, введение премий за увеличение количества реализованных товаров, за обслуживание наибольшего количества покупателей); 
 
 
- внедрить в организации журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по продаже для принятия управленческих решений; 
 
- осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на всех структурных подразделениях организации, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др. 
 
В ОАО «Текстильторг» на 2009 год предполагается, что размер товарооборота составит 11705 млн. руб. С учетом данного увеличения можно рассчитать резерв роста прибыли за счет увеличения товарооборота: 
 
ПТ =  млн. руб. 
 
где  ПТ — изменение прибыли за счет изменения объема товарооборота;  
 
Тпл - товарооборот планового периода; 
 
Тотч - товарооборот отчетного года;  
 
Ротч - прибыль отчетного года, % к товарообороту. 
 
Далее рассмотрим возможности снижения расходов на реализацию, как одного из важнейших источников увеличения прибыли в торговле. 
 
К основным резервам экономии расходов на реализацию в ОАО «Текстильторг» следует отнести: 
 
1) рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде; 
 
2) эффективное использование материально-технической базы торговли; 
 
3) внедрение прогрессивных форм обслуживания; 
 
4) повышение производительности труда; 
 
5) своевременный ввод в действие новых, дополнительных рабочих мест; 
 
6) соблюдение сроков ремонтов, инвентаризации; 
 
7) сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ; 
 
8) сокращение и ликвидацию потерь продукции; 
 
9) ускорение оборачиваемости товаров; 
 
10)усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, не работающих на отдачу; 
 
11)  разукрупнение статей; 
 
12)  введение сплошного или выборочного учета расходов на реализацию; 
 
13) нормирование расходов с учетом потоварной издержкоемкости, услугоемкости и др. 
 
Такие возможности экономии расходов на реализацию имеются по всем статьям расходов. Важно умело оценить и обосновать размер неэффективно потраченных средств или последствия от нерациональных действий.   
 
В ОАО «Текстильторг» на 2009 год предполагается, что размер товарооборота составит 11705 млн. руб., а размер расходов на реализацию – 936 млн. руб. Следовательно, уровень расходов составит 7,99% (936/11705*100). С учетом данного изменения можно рассчитать резерв роста прибыли за счет снижения расходов на реализацию: 
 
ПР =  млн. руб. 
где  ПР — изменение прибыли за счет расходов на реализацию; 
 
Тпл - товарооборот планового периода; 
 
УРпл. - фактический уровень расходов на реализацию планового периода, % к товарообороту;  
 
УРотч - фактический уровень расходов на реализацию отчетного периода, % к товарообороту. 
 
В таблице 3.1 рассмотрим планирование товарооборота по отдельным группам товаров в ОАО «Текстильторг» на 2009 год. 
 
Таблица 3.1 
- План розничной реализации по отдельным группам товаров по ОАО «Текстильторг» на 2009 год, млн. руб.

Показатели

 
2007 г.

 
 2008 г.

 
Темп роста, %

 
План на 2009 год (гр.3*гр.4/ 100)

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
1. Хлопчатобумажные ткани 

 
298

 
320

 
107,4

 
343,7

 
2. Шелковые ткани 

 
43

 
49

 
113,9

 
55,8

 
3. Бельевой трикотаж

 
103

 
145

 
140,8

 
204,2

 
4 Чулочно-носочные изделия

 
18

 
25

 
138,9

 
34,7

 
5. .Галантерея

 
19

 
73

 
384,2

 
280,5

 
6. Хозяйственные товары

 
18

 
166

 
922,2

 
1530,1


Таким образом, по ОАО «Текстильторг» на 2009 г. планируется существенное увеличение розничной реализации по отдельным группам товаров. 
 
Рассчитаем планируемый объем товарооборота  ОАО «Текстильторг» на 2009 год, исходя из потребности в чистой прибыли. 
 
Потребность в чистой прибыли для удовлетворения нужд коллектива и учредителя составляет 67,5 млн. руб. 
 
Расходы на реализацию в отчетном году составили 693 млн. руб., в плане предусмотрен их рост на 35,1%, т.е. плановая сумма расходов на реализацию составит 936 млн. руб. (693*1,351).  
 
Средняя торговая надбавка планируется 27%. 
 
Сумма операционных и внереализационных доходов планируется в пределах 170 млн. руб. 
 
Ставка налога на прибыль составляет 24%. 
 
Ставка НДС составляет 20%. 
 
Исходя из потребности в чистой прибыли, необходимая прибыль будет равна (П): 
 
П=ЧП*100/(100-24)=67,5*100/(100 - 24) = 88,8 млн. руб.  
 
С учетом суммы операционных и внереализационных доходов прогнозируемая прибыль составит: 
 
Пр=88,8+170=258,8 млн. руб. 
 
Доход-нетто составит: 
 
Д=Р+П=936+258,8=1194,8млн. руб. 
 
Тогда доход с отчислениями: 
 
Дпр=1194,8*100/97 =1231,8 млн. руб. 
 
Доход в соответствии со средней торговой надбавкой составит: 
 
Ур.д.=27*100/127=21,3% 
 
Отсюда товарооборот должен быть равен: 
 
Т=1231,8*100/21,3= 5783,1 млн. руб.  
 
Тогда товарооборот с НДС составит: 
 
ТС НДС=5783,1*100/80=7180,2 млн. руб. 
 
Таким образом, плановый объем товарооборота с НДС составит 7180,2 млн. руб., т.к. он обеспечит получение прибыли, необходимой для финансирования расходов на торговое и социальное развитие торговой организации. 
 
Таким образом, в ОАО «Текстильторг» важными направлениями развития являются увеличение объема товарооборота, снижение себестоимости реализуемых товаров и расходов на реализацию, повышение прибыли от реализации товаров, прибыли отчетного периода, уменьшение внереализационных и операционных расходов. 
 
Так как важное значение при прогнозировании деятельности предприятия имеет определение предельных характеристик, обеспечивающих безубыточную работу, таких как точка безубыточности и запас финансовой прочности, то можно предложить для ОАО «Текстильторг» при планировании и прогнозировании розничного товарооборота также рассчитывать точку безубыточности, запас финансовой прочности и объем товарооборота, необходимый для получения плановой суммы прибыли. Таким образом, важным для предприятия является также определение точки безубыточности, которая рассчитывается по формуле: 
 
                                               BEP=ПЗ/(MП/Т)                                   (3.5) 
 
где BEP - точка безубыточности,  
 
ПЗ - сумма постоянных производственных затрат,  
 
MП - маржинальная или валовая прибыль,  
 
Т – товарооброт. 
 
Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в денежном выражении, и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. 


Информация о работе Состав издержек обращения