Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:21, реферат
Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют , например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Функции конкуренции……………………………………………………………………...4
2. Основные модели рынка……………………………………………………………………6
2.1. Полиполия………………………………………………………………………………7
2.2. Монополия………………………………………………………………………………8
2.3. Монополистическая конкуренция……………………………………………………..8
2.4. Олигополия……………………………………………………………………………...9
3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………………………..20
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.
Конкурентная
борьба - это динамический ( ускоряющий
движение ) процесс. Он служит лучшему
обеспечению рынка товарами. В качестве
средств в конкурентной борьбе для улучшения
своих позиций на рынке компании используют
, например , качество изделий, цену, сервисное
обслуживание, ассортимент, условия поставок
и платежей, информацию через рекламу.
1.Функции
конкуренции.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя ). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
-предприятия,
которые не реагируют на
правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции ).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую
силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
-
технический прогресс в
-
предприятия гибко
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро приемущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
-
само существование
-
цены и качество изделий
-
предлагаемая услуга должна
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
-
ограниченная по времени патентная
защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные
образцы, а также образцы промышленной
эстетики.
2.Основные
модели рынка
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1.
Большое количество
2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .
3.
Единственный потребитель
4.
Структура взаимосвязей, где единому
потребителю
По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.
2.1.Полиполия (совершенная конкуренция)
Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.
Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т.к на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка: Акцептант цены Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.
Если же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.
Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они оказывают влияние на цену.
Если продавец вынужден
- большое количество продавцов и покупателей , ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара
-
каждый продавец производит
- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует
- никаких искуственных ограничений спроса, предложения или цены существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны
- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене , количествах продукта , затратах и спросе на рынке.
Нетрудно
видеть, что ни один реальный рынок
не удовлетворяет всем перечисленным
условиям.Поэтому схема совершенной конкуренции
имеет в основном теоретическое значение.
Однако она является ключем к пониманию
более реальных рыночных структур. И в
этом ее ценность. Для участников рынка
в условиях совершенной конкуренции цена
– это заданная величина. Поэтому продавец
может лишь решать, какое количество товара
он захочет предложить по данной цене.
Это означает, что он одновременно акцептант
цены и регулятор количества.
2.2.Монополия
Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:
а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта)
б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей
в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем цены, т.е. монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, т.к по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает)