Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:58, реферат
В условиях рыночного типа хозяйствования наиболее эффективно функционирующими предпринимательскими структурами на многих рынках становятся малые предприятия. Малый размер предприятия позволяет сократить время отклика при принятии управленческих решений, что существенно повышает адаптивные свойства предприятия. Кроме того, сама характеристика конкурентного рынка предполагает наличие большого числа компаний на рынке, что изначально накладывает определенные ограничения на их размер. Выделение крупных игроков изменяет условия функционирования рынка и приближает его от конкурентного состояния к монополистическому.
1 Стратегическое планирование, особенности и проблемы
В условиях рыночного типа
хозяйствования наиболее эффективно функционирующими
предпринимательскими структурами
на многих рынках становятся малые
предприятия. Малый размер предприятия
позволяет сократить время
Несмотря на существование
определенных трудностей в развитии
и становлении
Рассматривая проблемы стратегического управления малыми предприятиями следует обратить внимание на общие особенности управленческой деятельности в малых компаниях, в частности - на вопросы стратегического планирования деятельности таких структур.
Стратегическое управление
- особенная отрасль менеджмента.
Основным отличием стратегического
управления является то, что оно
в большей степени
Важность и необходимость стратегического планирования обусловлена тем, что в его процессе анализируются будущие состояния компании, происходит поиск отдельных решений в различных условиях развития ситуации на рынке. То есть при помощи использования стратегического планирования компания оказывается готова к тому, что может произойти с ней в будущем.
Следует отметить, что процесс стратегического планирования в различных областях экономической деятельности имеет ряд особенностей. Если говорить об особенностях формирования методики выработки стратегического планирования на малых предприятиях сферы услуг, то можно заметить, что такие особенности проистекают из самой специфики сервисной деятельности (табл. 1).
Таблица 1. Специфика сферы услуг и генерируемые ею проблемы для формирования методики стратегического планирования
Особенности сферы услуг |
Проблемы, порождаемые спецификой сферы услуг |
Одновременное производство и потребление услуг, невозможность их хранения |
|
Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг |
|
Государственные интересы (защита, регламентация) в сервисной сфере (в отличие от материального производства |
|
(Источник: Володькина, Е. А. Стратегическое планирование предпринимательских решений с сервисной экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. А. Володькина. - СПб., 2008. - С. 8).
На процесс выработки методики стратегического планирования на малых предприятиях сферы услуг будут также влиять основные особенности стратегического планирования на малых предприятиях, такие как:
Исходя из всего сказанного
заметим, что для малых предприятий
стратегическое планирование является
особенно важным в силу действия ряда
объективных причин, при этом его
организация сопряжена с
2 Предприятие как субъект маркетинговой деятельности
Термины "предприятие" и "фирма" [от англ. firm 1) фирма; 2) твердый, устойчивый к внешним воздействиям] нами употребляются как синонимы с учетом двух значений перевода англоязычного слова, хотя в литературе можно встретить и такие толкования:
Фирма - определенное имя или наименование, под которым выступает коллективный или индивидуальный предприниматель.
Организация - это группа людей, деятельность
которых сознательно координируется для
достижения общих целей, может принимать
форму коллективного или индивидуального
предпринимательства.
Корпорация - это форма акционерного общества,
созданная с целью защиты каких-либо привилегий
его участников.
Компания - это промышленное, банковское
или торговое предприятие, основанное
на долевом участии вкладчиков капитала.
Предприятие
- это самостоятельный хозяйствующий субъект
с правами юридического лица, созданный
для производства товаров (услуг) в целях
удовлетворения потребностей потребителей,
получения прибыли, повышения благосостояния
его работников и развития на основе системного
управления маркетинговой концепцией
в соответствии с принятой стратегией,
не противоречащей интересам общества
и государства.
Возникновению предприятий
в рыночных условиях предшествует существующий
или формируемый на рынке спрос
на продукцию, способную удовлетворять
потребности потребителей. Осно
Цели и функции предприятия
Цели - конкретные конечные
состояния или желаемый результат,
которого стремятся добиться отдельные
работники или предприятие в
целом.
Мнения специалистов по вопросам целей
предприятия расходятся. Наиболее часто
упоминается основная цель предприятия,
состоящая в создании прибыли (источника
дохода) для его собственника (собственников-акционеров).
На втором месте по частоте высказываний
находится цель предприятия, состоящая
в удовлетворении потребностей путем
создания товаров и услуг в процессе соединения
материальных, финансовых и информационных
ресурсов (в производственно-управленческом
процессе). Наконец, нередким является
мнение о том, что основная цель предприятия
состоит в обеспечении занятости населения.
На самом деле, предприятие действительно выполняет все перечисленные функции, но нельзя согласиться с тем, что его цели и задачи ограничиваются только ими. Функции (задачи) предприятия существенно шире и предполагают связи предприятия с обществом (населением, рынками) и отдельными группами (сегментами товарных рынков), с другими предприятиями (конкурентами и/или партнерами), субъектами рыночной инфраструктуры (банками, биржами, различными финансовыми институтами, налоговыми органами, научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, консалтинговыми, страховыми, инжиниринговыми и другими фирмами), федеральными, муниципальными и местными органами законодательной и исполнительной власти.
Ресурсный потенциал предприятия
Роль предприятия в
обществе определяется не только его
связями с другими субъектами,
но и непосредственными
технологические ресурсы (гибкость и
адаптивность технологических методов,
количество и качество конкурентоспособных
идей, заделы по научно-исследовательским
(НИР) и опытно-конструкторским (ОКР));
человеческий фактор (демографический,
квалификационный состав работников,
их надежность и способность адаптироваться
к изменениям целей предприятия и внешней
среды); пространственные ресурсы (характер
производственных помещений, территории
предприятия, возможности расширения,
аренды, покупки в собственность); организационны
информационные ресурсы (качество и количество
располагаемой информации о предприятии
и его внешней среде, в том числе ее аналитичность,
полнота, достоверность, своевременность;
скорость поступления информации);
финансовые ресурсы (состояние активов
предприятия, ликвидность, платежеспособность,
прибыльность, доходность, количество
и качество кредитных линий; маркетинговые
ресурсы (управление на основе соблюдения
принципов маркетинга и маркетинговой
концепции управления развитием предприятия,
способность понимать рынок и активно
действовать на нем);
экологические ресурсы (привнесение экологических
факторов в процесс экономической перестройки
для обеспечения устойчивого развития;
наличие организационной базы, направленной
на обучение и воспитание; восприятие
экологических ресурсов как важнейших
и платных; достаточность средств, с учетом
приоритета ресурса, предназначенных
для сохранения и поддержания среды обитания,
непосредственно зависящей от деятельности
предприятия).
К потенциалу предприятия мы также относим
позитивные рыночные характеристики,
накопленный опыт, конкурентное преимущество,
имидж (реноме), чаще всего Goodwill - цена фирмы
(деловая репутация и связи фирмы с ее
партнерами).
Маркетинговая среда предприятия
Достижение поставленных
предприятием целей зависит не только
от ресурсных возможностей предприятия,
но и от состояния конкуренции
между предприятиями, от тенденций
и событий, имеющих место в
маркетинговой среде вообще. Ма
Маркетинговая среда обладает
качествами изменчивости, неопределенности,
наложения ограничений и
Микросреда предприятия - факторы, имеющие
непосредственное отношение к предприятию
и определяющие его возможность по обслуживанию
клиентуры.
Макросреда предприятия - факторы социального
характера (демографические, экономические,
технические, политические и социокультурные),
оказывающие влияние на микросреду предприятия
и влияющие на маркетинговые решения предприятия.
Факторы микросреды предприятия.
Список литературы
1 Багиев Г.Л. Маркетинг: Учеб.для студентов вузов / Под ред.Г.Л.Багиева - 3-е изд.,перераб.и доп. - СПб. : Питер, 2005, 2006, 2007, 2008. - 733с.
2 Ефимова С. А. Маркетинговое
планирование, или Как с помощью
плана добиться увеличения
3 Йеннер Т. Маркетинговое планирование. М.: Издательство Гуманитарного университета, 2010. - 276 с.
4 Мак-Дональд Малколм. Стратегическое планирование маркетинга / Пер.англ.М.Бугаева. - СПб. : Питер, 2000. – 266 с.
5 Минин А. Маркетинговое планирование. Российская практика. М.: Вершина, 2007. - 240 с.
Информация о работе Стратегическое планирование, особенности и проблемы