Стратегия предприятия на современном этапе становления экономики Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:41, статья

Описание

В стратегии экономического и социального развития Украины (2004-2015 годы) отмечено, что "основой стратегического курса [экономического и социального развития Украины], его базовым принципом должна стать реализация государственной политики, направленной на внедрение инновационной модели структурной перестройки и роста экономики, утверждения Украины как высокотехнологического государства "[1, 2].
Исходя из современного состояния отечественной экономики, в которой значительная часть предприятий по разным причинам работает нерентабельно, актуальна проблема оздоровления их деловой активности. Проблемой является приведение в соответствие стратегии инновационного развития предприятий к стратегии инновационной модели развития экономики государства [3, 4].

Работа состоит из  1 файл

Стратегия предприятия.doc

— 37.00 Кб (Скачать документ)

     Стратегия предприятия на современном этапе становления                                 экономики Украины 
В стратегии экономического и социального развития Украины (2004-2015 годы) отмечено, что "основой стратегического курса [экономического и социального развития Украины], его базовым принципом должна стать реализация государственной политики, направленной на внедрение инновационной модели структурной перестройки и роста экономики, утверждения Украины как высокотехнологического государства "[1, 2]. 
Исходя из современного состояния отечественной экономики, в которой значительная часть предприятий по разным причинам работает нерентабельно, актуальна проблема оздоровления их деловой активности. Проблемой является приведение в соответствие стратегии инновационного развития предприятий к стратегии инновационной модели развития экономики государства [3, 4]. 
Наряду с осуществлением комплекса мер, направленных на приведение системы государственного управления в соответствие с требованиями инновационной модели экономического роста (нормативно-правового, налогового регулирования, информатизации, развития инновационной инфраструктуры, инвестиционной и финансовой поддержки предприятий, совершенствования отечественной системы внедрения научно-технических достижений, защиты прав интеллектуальной собственности и системы образования и подготовки кадров) наиболее актуальна проблема построения соответствующей стратегии управления деятельностью предприятия на основе инновационного подхода [5, 7]. 
Согласно этой стратегии путь к внутренней и международной конкурентоспособности идет через осознание подчиненности определенным закономерностям поведения субъектов хозяйствования на современных рынках. Также ключевым звеном в повышении конкурентоспособности предприятия являются человеческие ресурсы, в частности развитие и эффективное использование персонала в организациях. 
Построение инновационной стратегии предприятия основывается на основе комплекса универсальных закономерностей динамичного развития систем [6, 8], связанных с построением и совершенствованием структуры предприятия; с развитием внутренних взаимосвязей между подразделениями; управлением развитием внешних связей и с переходными процессами предприятия на качественно новый уровень развития согласно следующих принципов: 
1. Основным продуктом деятельности любой организации (предприятия) является не только продукция или услуги, но, прежде всего, развитие человека, принимающего участие в процессе деятельности предприятия, приобретает более глубокий опыт построения структуры, развития взаимосвязей, управления процессами жизнедеятельности различных уровней, и возрастая сама, обогащает общество. 
2. Выбор стратегии и цели связан с формированием более эффективных взаимосвязей на предприятии, будет основой новых качественных отношений в обществе, где главным конечным продуктом является высокая степень интеграции предприятия в окружающую среду. 
3. Выбор ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) связан с формированием условий, при которых в деятельности предприятия применяются новейшие технологии синтеза, в т.ч. и переработка отходов, а не чрезмерное использование природных ресурсов. 
4. Распределение ресурсов связан с созданием условий, при которых четким планированием достигается динамическая устойчивость оптимального развития предприятия во времени и в рыночном пространстве. 
5. Технология и безопасность деятельности связанные с формированием условий, при которых в процессе деятельности обеспечивается профессиональное, культурное рост персонала и здоровый образ жизни. 
6. Регулирование, координация деятельности связанные с обеспечением оптимума связей между подразделениями, делегирования полномочий, регулирование для максимального согласования целей и задач всех подразделений предприятия. 
7. Обеспечение осуществления перехода от жесткого управления предприятием в расширенный самоуправления с максимальным участием персонала в управлении предприятием, предоставляющим возможность активизации нововведений. 
8. Интеграция опыта инновационного хозяйствования и управления - как результат накопления сотрудничества между подразделениями, формирование более эффективных команд для внедрения инноваций. Коллективная стратегия, самоуправления, своевременное учета ошибок и достижений в управлении предприятием, поиск новых инновационных возможностей. 
9. Выпуск продукции и услуг, стимулирующих инновационный, культурное развитие потребителей. Создание долгосрочных творческих связей предприятия и потребителей, которые стимулируют развитие обратной связи между предприятием и потребителями, качество технологии, продукции, уровень квалификации персонала. 
10. Расход необходимой части прибыли предприятия, которое должно саморазвиваться, на инновационное развитие системы управления, повышение квалификации персонала. 
Основными направлениями реализации стратегических целей инновационной политики предприятия как открытой системы в окружающей среде являются: 
- Динамическое изучение внутренней и внешней среды рынка, в том числе продукции, необходимой для местных нужд; 
- Закупка новой техники и использования новой технологии для повышения потребительских (качественных) характеристик выпускаемой до уровня лучших мировых аналогов; 
- Разработка и выпуск такой продукции, услуг, которая будет активно развивать объекты социальной сферы, удовлетворение потребностей местной социальной сферы; 
- Применение новейших научных разработок для повышения качественных характеристик продукции; 
- Организация эффективной технологической кооперации с другими предприятиями (крупными, средними и малыми), организациями и учреждениями; 
- Организация совместного производства высокотехнологичной продукции с иностранными партнерами с использованием собственных производственных площадей и квалифицированных кадров; 
- Участие в разработке и внедрении эффективных ресурсосберегающих технологий и средств защиты окружающей среды от негативного экологического воздействия производства; 
При этом стратегия инновационной политики предприятия предусматривает достижение следующих основных результатов: 
- Формирование эффективного структурированного комплекса, который производит конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках (ликвидный), экологически безопасную продукцию; 
- Удовлетворение потребностей хозяйства района города или региона, население (внутреннего рынка) в высококачественной инновационной продукции и услугам; 
- Наращивание возможностей экспортного потенциала предприятия для создания новых рабочих мест, улучшение платежного баланса, увеличение валютных поступлений в бюджет предприятия и района, в котором оно расположено; 
- Помощь предприятия в развитии малого предпринимательства, в том числе на основе формирования системы внутренней технологической кооперации в местной промышленности (кооперация крупных, средних и малых предприятий); 
Стратегией инновационной политики предприятия на современном этапе является обеспечение перехода в максимально короткие сроки организации деятельности на инновационную модель развития, проведение в результате этого структурных и функциональных изменений в производстве, которые должны способствовать расширению возможностей выпускать конкурентоспособную продукцию, удовлетворяя качественно растущие потребности местного хозяйственного комплекса, экономики страны и личного потребления населения. 
 

    Список  використаних джерел:

      1.          Закон України „Про інноваційну діяльність” , м. Київ, 4 липня 2002 р., N-1V 04.

      2.          Закон України „Про пріоритетні напрями інноваційної діяльності в Україні”, м. Київ, 16 січня 2003 р., № 433-1V.

      3.          Указ Президента України «Про концепцію державної промислової політики», 12.02.2003 р. №102/2003.

      4.          Указ Президента України „Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від  3 липня 2001 року „Про невідкладні заходи щодо виводу з кризового стану науково-технологічної сфери України і створення реальних умов для переходу економіки на інноваційну модель розвитку”, м. Київ, 20.08.2001 р. № 640/2001.

      5.          Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. – М.: Экономика, 1989. – 241 с.

      6.          Зиндер Е.З. «ЗД-предприятие» - модель стратегии трансформирующейся системы // ComputerWorld Россия. – 2000. – №4. – С. 22-28.

      7.          Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 гг. /Под ред. А.А.Дынкина. – М.: Наука, 2000. – 262 с.

      8.          Поляков В.А. Модели управления предприятием. Организационный механизм. – Мн.: ВЭВЭР, 2001. – 176 с.    
       
       
       

Информация о работе Стратегия предприятия на современном этапе становления экономики Украины